Про сторис в Telegram, чат-боты и нейросети / Дмитрий Бескромный #vol76 / Подкаст «В ручном режиме»

В новом выпуске подкаста говорим о том, как бизнесу эффективно продвигаться в Телеграм, когда лучше использовать сторис и как нейросети справляются с созданием контента.

Про сторис в Telegram, чат-боты и нейросети / Дмитрий Бескромный #vol76 / Подкаст «В ручном режиме»

Алексей: Друзья, привет! С вами снова подкаст «В ручном режиме» и я, Алексей Романенков, СЕО компании Rookee. У меня сегодня наш регулярный и долгожданный гость — Дмитрий Бескромный, основатель bQ Group и продюсер образовательной программы НИУ ВШЭ «Digital–продюсер». Дима, привет!

Дмитрий: Леша, привет! Спасибо, что позвал!

Алексей: В этом году мы с тобой встречаемся уже во второй раз. Прежде чем мы перейдем к Телеграму — в прошлый раз мы не договорили — давай подведем предварительные итоги года. Как ты оцениваешь самочувствие digital-рынка? Почти два года мы без экстремистских соцсетей, без Google-монетизации. Как мы это проживаем, как себя чувствует российский digital?

Дмитрий: Ситуация довольно двоякая. Конечно, есть много позитивных моментов. Я очень рад, что многие бренды выстояли, перезагрузились и адаптировались. Новички имеют возможности по своему продвижению, дистрибуции. Довольно забавно, что блогеры стали новым перформансом. Если раньше блогеров воспринимали как медийно-репутационный, имиджевый канал, то сейчас это вполне себе performance. Везде уже UTM-метки, анализ ROMI и т.д.

Алексей: И маркировка!

Дмитрий: Кстати, про маркировку: Роскомнадзор выложил официальную инструкцию по маркировке. Она наконец-то написана простым языком. Там очень лаконичная, наглядная pdf-ка. Рекомендую всем, у кого есть фрустрация, скачать ее.

Алексей: Что тебе запомнилось в этом году? Что, на твой взгляд, либо уже меняет рынок, либо способно его поменять в 2024 году?

Дмитрий: Я довольно активно сейчас наблюдаю за развитием нейросетей и использую их в своей работе. Я понял, что это точно будет геймченжером, так оно уже и случилось. Есть два уровня понимания ChatGPT: поиграться или нырнуть гораздо глубже.

Некоторое время назад я прошел обучение по концептуальному пониманию, как можно работать с ChatGPT. Если честно, Леша, это перевернуло мое сознание. Сразу скажу, что я говорю про четвертую платную версию ChatGPT, потому что бесплатная абсолютно бесполезна для конкретных бизнес-задач. Весь мой скептицизм рассеялся, когда я скормил четвёртой версии ChatGPT через серию промтов весь свой Telegram-канал. Она сделала мое типирование, определила мой tone-of-voice и научилась рерайтить любые материалы в необходимом количестве знаков с учетом адаптации под мою тональность. Если бы это было примитивно, я бы посмеялся и пошел дальше, но это невозможно отличить. ChatGPT даёт материал с сохранением стилистики, пунктуации, а я скормил ей 1500 постов через специальный плагин, который может путешествовать по любым внешним ссылкам. Это невероятно круто!

Нейросети в нужных руках, если человек понимает, зачем он этим пользуется, и делает это осмысленно, реально могут сильно оптимизировать работу, стать незаменимым помощником и высвободить ресурс того же маркетолога, предпринимателя на более целесообразные вещи.

Но есть и другая сторона медали. К сожалению, я вижу сейчас засилье неофитов — кто пытается просто сгенерить контент через промты: «Напиши пост про маркетинг в 2023 году». Это мусорный, бесполезный контент, и его становится больше. Я вижу, что многие проекты балуются этим вместо того, чтобы делать осмысленный, классный контент, который решает конкретные бизнес-задачи. Так что будущее за ИИ, безусловно.

Алексей: Круто! Вот он, явный тренд 2024 года.

Я еще с трепетом наблюдаю за Retail Media. Это явление, которое появилось буквально у нас на глазах. Мы долгое время жили в мире, где были поисковики, соцсети и возможность просто посёрфить по вебу. И сейчас я вижу, как, например, товарный трафик или запросы уходят из поиска в маркетплейсы, потому что зачем искать в поиске, если купить всё равно нельзя — лучше использовать поиск самого маркетплейса. Естественно, иногда с одной и той же ассортиментной матрицей продавцам нужно выделяться на фоне друг друга — и маркетплейсы запускают рекламные инструменты.

Меня поразила цифра: прогноз Retail Media по 2023 году — порядка 180-185 миллиардов рублей. Я напомню, что в 2022 году на весь российский digital приходилось 325 миллиардов рублей, в котором был кусочек Retail Media, но сейчас это уже оформилось в отдельное направление. Это новая реальность, в которой нам предстоит жить. Retail Media в 2023 году выросло в 4 раза по сравнению с прошлым.

Дмитрий: Ты абсолютно четко подметил! Мы все играем в условиях экономики внимания. За единицу нашего внимания бьются стриминги, соцсети, маркетплейсы. И задача каждого — максимально удержать внимание, чтобы что-то продать, предложить. И маркетплейсы, на мой взгляд, максимально прочухали правила игры и стремятся, чтобы среднее время нахождения пользователя в том же Ozon или Wildberries максимально росло вверх. Поэтому они сейчас не только служат площадкой для рекламодателей — в том же Озоне рекламируются девелоперы, крупные банки, потому что они выхватывают наше внимание в том числе и там — но и завлекают нас своими алгоритмами, то есть мы проваливаемся в эту бездну и очухиваемся через час, когда у нас в корзине уже навалена куча всякого интересного добра.

Алексей: Да. Действительно, сейчас цифровизация зашла далеко. Я не так давно был в отпуске, но мне нужно было срочно зарегистрировать компанию. И я на сайте налоговой зарегистрировал компанию, подписал это цифровой подписью, а этот цифровой сертификат я получил, отсканировав своим телефоном свой загранпаспорт. Казалось бы, мы с тобой профессионально деформированы, но все равно некоторые вещи поражают. Имея цифровую подпись, действительно можно в онлайне заключать большие сделки. Это уже не просто купить моющее средство для посудомойки, а можно совершить покупку квартиры, машины.

Дмитрий: Да, на Ozon можно Chery Tiggo теперь купить за 3,5 миллиона с доставкой.

Мы живем в эпоху киберпанка.

Алексей: Telegram — очень перспективная площадка. Мы с тобой начали говорить об этом полгода назад и видим, что Telegram не сбавляет темпы. На днях были опубликованы данные по октябрю — дневная аудитория оказалась порядка 82 миллионов. Пока ВКонтакте еще впереди, однако, например, по охвату дневной аудитории Телеграм опередил YouTube. Можно было себе такое представить?

Расскажи, что за эти полгода произошло в Телеге?

Дмитрий: Телеграм продолжает развиваться максимально динамичными темпами. Продолжу мысль, которую я говорил тебе в прошлый раз: в Телегу приходит все более и более консервативная публика. Каждый день мы видим уведомления о том, что человек появился в Telegram, о котором мы не могли даже подумать, что он будет в Телеге.

Телега продолжает аккумулировать наше внимание. Ты правильно сказал, что данные Mediascope показывают уверенное развитие Телеграма. И, конечно же, бренды, которые мигрировали в мессенджер в начале 2022 года, уже обзавелись лояльной аудиторией. Я вижу многие аккаунты, у кого по 50-80 тысяч подписчиков, кто системно превратил канал в медиа.

Здесь компании, которые создают полноценные бренд-медиа — кто не просто публикует кросспостинг, как бизнес делал раньше в запрещенной соцсети. В Телеграме это так хорошо не работает. Телега прекрасна своей гибкостью.

Я буквально только что закончил делать анализ конкурентов для одного крупного российского бренда. Я был удивлен, насколько все делают одинаково и не выходят за грани стандартов. Допустим, что происходит? Есть Telegram Ads — официальная реклама, ее все накручивают как не в себя, просто чтобы бороться за внимание. Она не особо привлекает дешевых подписчиков, но она всегда на виду. У бренда есть этот показатель awareness — просто быть на виду.

Многие сейчас используют конкурсы, создают самые неожиданные партнерства, коллаборации. Заметил очень интересную штуку: бренды создают конкурсы с брендами. Хотя мы с вами прекрасно понимаем, что у любого бренда все равно не такое лояльное сообщество, как у блогера.

Люди доверяют людям, и любой авторский блог обладает большей вовлеченностью. Telegram — это королевство авторских каналов.

Я искренне не понимаю, почему бренды не делают конкурсы с блогерами. Я как раз такие конкурсы стал делать. Буквально две недели назад мы с издательством, которое выпускает книги по саморазвитию, бизнесу, психологии сделали партнерский конкурс. Мы зеркально разыграли пак из пяти книг, и получается, что моя аудитория перетекла к ним, а их — ко мне. Мы получили прирост по полторы тысячи подписчиков. В разрезе призового фонда у нас подписчик вышел в 2,5-3 рубля. И это не аудитория призоловов.

У брендов посевы дорогие, потому что Telegram Ads дорогой, поэтому они делают конкурсы. Но проблема в том, что, когда бренд делает конкурс с брендом, к ним сразу приходят призоловы. Это пустая аудитория, которая профессионально охотится за подарками. Она генерирует количество, не создает качество и потом очень сильно отваливается, просаживая динамику.

Если, допустим, российский фешен-бренд коллаборируется с девушкой, которая пишет про моду, стиль, московский гедонизм — у них мало призоловов, там хорошая качественная аудитория, тем более если она привлечена экологичными инструментами. Это тотальный win-win.

Я нащупал для себя эту невероятно крутую стратегию. Чем больше у блогера успешных кейсов, тем к более крупным брендам он может обратиться, а бренды зеркально могут обращаться к блогерам. Я абсолютно убежден, что такие осмысленные, ответственные конкурсы — это топовая механика в условиях, когда подписчик уже стоит 500 рублей, и это не предел. Борьба за внимание дошла до совершенно безумных пределов. Сейчас все больше повышается порог входа в продвижение.

Алексей: Да, мы на таком рынке. Ты правильно говоришь каждый раз: это рынок внимания, и фактически вся конкуренция происходит за это. Инфополе переполнено источниками, откуда на пользователя валятся разные пуши, SMS, сообщения и т.д. Внутри Телеги есть конкуренция, и за ее пределами эфир тоже сильно засорен. Можно погуглить для примера фотографии Тверской улицы в Лужковские времена, и посмотреть на все щиты, перетяжки.

Дмитрий: Машины елочкой парковались во дворе.

Алексей: Да, и вся Тверская была в рекламе. А сейчас это чистое небо, здания без рекламного шума — красота!

Прокомментируй stories в Телеграм. Есть ли в них какой-то смысл или эффект? Я помню, что в прошлый раз ты отмечал: в Телеге нет алгоритмов, которые компенсируют допущенные тобой ошибки и приведут тебе аудиторию. А если ты не проработал стратегию, а пуляешь что-то в эфир, то оно как горох от стенки и отлетает. Хорошо, stories, к которым прикручен алгоритм, понятны — сделал красивую картинку, дальше алгоритмы сделают работу за тебя. А stories без алгоритма: они вообще кому-нибудь нужны?

Дмитрий: Здесь на самом деле есть хорошая история — это борьба за внимание. И в условиях борьбы за внимание у Telegram довольно мало точек касания, потому что точка касания через канал, посевы, коллаборации — это довольно скудно. Мы же говорим про бизнес, а

для бизнеса любая дополнительная точка касания – это очень круто. Поэтому в этом контексте сторис – это шикарный инструмент, который просто надо использовать с умом.

У многих каналов, если посмотреть по TGStat, уровень вовлеченности — порядка 26%. Я говорю про соотношение просмотров к IRR. Stories — это довольно неплохой инструмент, чтобы разбудить аудиторию, потому что он появляется на главном экране. Я обычно рекомендую использовать сторис как инструмент последней мили, когда у тебя уже есть ключевые инфоповоды: мега-распродажа, «Черная пятница» — все, что угодно, когда у тебя есть мощное крепкое предложение, и ты можешь использовать это осмысленно и не часто, тогда stories уместны. Потому что Telegram постоянно играется с настройками, количеством бустов для разблокировки следующего уровня. Они его сначала сделали недостижимым, потом понизили порог в 10 раз, сейчас они его снова подняли.

Я очень рекомендую брендам использовать stories, потому что это классная штука. К сожалению, мало кто умеет их нормально использовать. Несложно сделать условия для того, чтобы их разблокировать: можно сделать какую-нибудь конкурсную механику. Сейчас Telegram добавил розыгрыши с бустами и премиум-аккаунтами. Вся экосистема благоволит тому, чтобы у вас были активны сторис. Вопрос лишь в ее осмысленности. Если вам нужно что-то транслировать, продавать — используйте. Я всегда за то, чтобы использовать систему на 360, потому что Телега, в отличие от того же VK, довольно скудная в своем инструментарии, но все, что в ней есть, работает довольно неплохо.

Алексей: Я впервые в своей практике столкнулся с этим: для разблокировки сторис нужны бусты. Зачем Telegram это сделал? В экстремистской соцсети чтобы пилить stories, ничего такого не нужно было.

Дмитрий: Это просто манипулятивный инструмент. Площадка создает искусственный дефицит. Вспомни разные сервисы, тот же Clubhouse, который появился и сгорел. Что объединяет все эти сервисы?

Алексей: Там нужен был invite.

Дмитрий: Да! Когда они запускаются, их создатели создают искусственный дефицит, чтобы стимулировать интерес к этой фиче. Здесь все то же самое, и Дуров прекрасно понимает, что делает. Телеграм-каналы стали мощнейшим инструментом для заработка, для решения бизнес-задач. И это не просто «побаловаться» — люди реально будут рубиться за эти stories. Так, собственно, и было: ни один канал не остался в стороне.

Алексей: Ты сейчас подсказал еще вот какую вещь: Дуров в какой-то степени сдерживает рекламную монетизацию. Он недолюбливает рекламу как явление. Буст же ты можешь получить только от пользователя с платной подпиской. И это тоже своего рода некий инструмент, чтобы лишний раз напомнить о том, что есть платная подписка.

Дмитрий: Конечно! Мы с тобой не видели статистику, нам ее никто не покажет, но я думаю, что заработали они офигительные деньги на этом периоде. Просто невероятные. Это же еще стало серым рынком. Сейчас при желании бусты можно легко купить.

Поэтому я разыгрываю книги. Книги не нужны призоловам, книги нужны только тем, кто реально хочет их прочитать. В крайнем случае, на полочку поставить, тоже такой тренд есть. Конкурсы на премиумы плохи тем, что ботоводы, у которых ботофермы, налетают на эти конкурсы. И представь, если человек разводит ботов, он сыплет 150 аккаунтов, у него огромная вероятность выигрыша, и он потом этих ботов перепродает для бустов других каналов.

Алексей: Обалдеть! А есть у тебя какая-то статистика по сторис? Что это дает? CTR, охваты, вовлеченность?

Дмитрий: Все очень по-разному, потому что, во-первых, здесь надо понимать, какая аудитория в канале и какими инструментами она привлечена. Если мы говорим про отсутствие «мертвых» душ, про живую аудиторию, которая заинтересована в бренде, то отличные показатели — это до 60%. Допустим, если в канале 10 тысяч подписчиков, просмотры stories могут доходить до 6 тысяч, потому что они миксуются со сторис людей из записной книжки. Это классно.

Но есть определенная стагнация. При первых касаниях показатели могут быть вплоть до 100% — это сумасшедшие цифры. Потом, конечно, аудитория, которая и так не читала, но посмотрела сторис — ей не интересно, она все равно отваливается. Тут нет никаких чудес, в целом, все соразмерно, как было в запрещенной соцсети. Если читает 30-40%, на мой взгляд, это великолепные показатели.

Но, опять же, я этот инструмент рекомендую использовать все же не буднично, потому что далеко не все в Телеге смотрят stories. Я их рекомендую использовать как охватный мощный инструмент для подкрепления ключевых инфоповодов, потому что сейчас многие каналы генерят 5-10 постов в день.

Как было раньше? Вышел новый пост для бренда, мы его сразу в сторис подсвечивали. И в ВК мы делаем сейчас то же самое, то есть это дополнительная точка касания. Не особо вижу смысл делать это в Телеге, потому что внимание рассеивается больше. Я бы оставлял это как буст для того, что действительно надо подсветить.

Алексей: Учитывая твою насмотренность, кем можно вдохновиться? Кто очень интересно использовал stories?

Дмитрий: Я вижу огромное количество примеров, я даже не могу тебе кого-то выделить, но вижу четкую корреляцию: кто хорош в видеоформате, кто умеет делать рилсы, у того сторис получаются на ура, потому что талант не пропьешь: есть оборудование, есть подходы. А кто не шарит в видеоконтенте, тот делает статичные фото. И здесь те, кто раньше чувствовал себя как рыба в воде в запрещенной соцсети, сейчас неплохо раскрываются в этом новом формате, потому что видео в сторис тоже хорошо заходят.

А бизнесовые каналы мало используют stories, потому что для разблокировки сторис нужно огромное количество бустов. Откуда их взять — непонятно. Поэтому я вижу больше отсутствие кружочков.

Алексей: Для бизнесовых каналов формат шортсов и рилсов применим? Это интересно?

Дмитрий: Давай возьмём за константу общий тренд: у нас клиповое мышление становится всё более узким. Наша емкость внимания никуда не увеличивается, а объём контента только растёт. Поэтому мы, чтобы вместить в себя больше, потребляем его более дозированно. Это инъекция.

YouTube Shorts — это сейчас главный формат в мире. Моя знакомая — блогер-миллионник в YouTube. У нее канал построен только на шортсах, у нее вообще нет ни одного длинного видео. Есть огромное количество каналов, которые живут сейчас только на шортсах. Многие люди, кроме шортсов, вообще в YouTube не заходят. Эти вертикальные видосы — тиктоки, шортсы, рилсы — стали локомотивным форматом. Классно ли это заходит в Телеграме? Конечно. Особенно короткие образовательные видосы с хорошим продакшеном.

Но я бы подходил к этому комплексно. Я стараюсь выкладывать короткие видосы до 15 секунд. И это хорошо залетает, потому что

медиапотребление уходит в видеоформат. И, конечно, грех этим не пользоваться.

Алексей: Я разулыбался и засмеялся, пока ты говорил. Дима, сворачиваемся! Форматы нужны короткие, а мы уже говорим 27 минут. Лучше еще раз встретимся и запишем какого-нибудь коротыша. (смеются)

Мы в прошлый раз с тобой коснулись телеграм-ботов, хотелось бы эту тему раскрыть. Во-первых, ты сегодня упомянул про ИИ и возможность встраивать его внутрь бота. Давай еще об этом поговорим. Я всегда помню про золотое правило интернета — это три клика. Любой лишний клик или смена этой среды — это каждый раз риск потерять пользователя. И поэтому в идеале нужно бесшовно оставлять его внутри площадки. Поэтому подумайте, что можно сделать, чтобы прямо в Телеге удовлетворить спрос этого пользователя, которого вы нашли. И мы как раз с тобой тогда упомянули чат-боты и широчайший функционал, который дает Телега, а теперь еще — есть и возможности ИИ.

Расскажи, какие есть механики? Поделись опытом, кейсами. Что можешь сказать?

Дмитрий: Ты абсолютно правильно сказал, что это даже не то что базовое правило маркетинга — это базовое правило нашей жизни.

Чем больше звеньев в любой цепочке, тем хуже конверсия.

Чем сложнее правило, тем хуже доходимость до конца конкретной механики. Именно поэтому бывают конкурсы: «Получи скидку 10%» на кружку кофе, и для этого тебе нужно выложить свое фото из кофейни, подписаться на канал, оставить комментарий и прийти еще куда-нибудь. В конкурсах можно делать только два действия: ты подписался, написал плюсик или «участвую» — всë.

Ботов в Телеге просто великое множество, и здесь самое главное — отталкиваться от потребностей малого бизнеса, потому что потребности могут быть разные. Например, сервисные — эквайринг. Здесь практически у каждого сейчас есть интеграция с той же Тильдой, куда все интегрировано. И точно так же это можно протянуть и в Телегу. Почти у каждой CRM это есть и уже давно работает.

Если вы развиваете сообщество вокруг бренда и своего бизнеса, то бот может очень классно регулировать общение. Он может автоматически удалять спам. Это очень удобно.

Ещё есть классные чат-боты для тех же розыгрышей, например, RandomTGbot. Это очень удобная вещь: вы просто прикручиваете к нему конкурс, он автоматически его запускает, считает, приглашает партнеров — вам ничего не нужно делать.

Бывают ситуации, когда кому-то накручивают ботов. Есть замечательный Crosser Bot, он позволяет автоматически удалить некачественную аудиторию из канала.

Есть боты-аналитики TGStat, Telemetr. Чтобы понять, какой нужен бот, я бы рекомендовал найти в интернете волшебную статью, например, «Чат-боты 2024 года» и посмотреть у авторитетного издания статью по актуальным чат-ботам, и потом это переложить на свои потребности.

Я хочу предостеречь наших зрителей и слушателей от единственной главной штуки: никогда не добавляйте зоопарк чат-ботов в администраторы своего канала, не давайте им доступ на добавление других администраторов, потому что вы рискуете остаться без канала. Если вы даете любому боту доступ на добавление других подписчиков, вы можете просто быть выпилены из канала, его может кто-нибудь взломать, и вы никогда никому ничего не докажете. До поддержки Телеги вы никогда не допишетесь, и вернуть канал будет очень непросто.

Что есть у меня в канале? Бот-коммуникатор с минимальными правами, которые ему необходимы, бот TGStat и бот Telemetr. Рекомендую проводить ревизию хотя бы раз в месяц и смотреть, что происходит у вас в админах, не добавил ли ваш пытливый коллега-энтузиаст какой-нибудь новый мутный сервис.

Алексей: Интересно. Тему ботов мы в прошлый раз затрагивали с точки зрения того, что разрабатывать мобильное приложение для среднего и малого бизнеса — это, во-первых, дорого. А во-вторых, не имеет большого смысла, потому что приложение должно жить и развиваться. Это значит, что должны появляться новые фичи, нужно следить за тем, как оно у вас отображается в AppStore — это большая работа. И зачастую можно сделать бота с функциональностью, например, записи на прием к врачу, или на ноготочки, или в автосервис, и, что удобно, у тебя сразу есть календарь с доступными слотами, где ты бы смог оставить контактные данные. Это все, насколько я понимаю, не нужно разрабатывать с нуля. Кажется, уже есть сервисы, где из готовых модулей можно собрать себе бота, а потом оформить его в корпоративном стиле. Так?

Дмитрий: На самом деле, вопрос двойственный. Я поделюсь своим личным мнением. Я немного скептически отношусь к бизнес-ботам. Я сам постоянно пользуюсь услугами малого бизнеса: автомойками, сервисами. Я не видел еще ни у одного из них функционального чат-бота. Для сервисов парикмахерских услуг, салонов красоты есть стандарт — это YCLIENTS.

Алексей: Да, мы делали с ними выпуск.

Дмитрий: Это удобный стандарт, он прикручивается к Яндекс Картам. В Телеге существуют классные веб-боты, где у тебя есть все. Застройщики пытаются играться с этим, показывают планировки — я не вижу, чтобы люди этим активно пользовались. Пока, на мой субъективный взгляд,

чат-боты должны быть использованы там, где это уместно и оправдано и где это перехватывает внимание человека.

Потому что сейчас я не назову ни одного примера, кроме каких-нибудь консалтингов или образовательных продуктов — все, что связано с Edtech, там это вполне может быть. Я сам делаю такие проекты, и это классно, это служит точкой одного окна, например, откуда из CRM подтягиваются данные и образовательные материалы. Но для малого бизнеса я рекомендую брать то решение, которое себя зарекомендовало и которое дает самую высокую конверсию при минимальных вложениях. А собрать чат-бота можно сейчас просто элементарно на любом no-code конструкторе, потому что мы живем в эпоху no-code и сейчас можно гибко собрать архитектуру, сделать необходимую интеграцию и на коленке самому это склепать.

Алексей: В начале сегодняшней встречи ты говорил, что упражняешься с ИИ. Я тоже начал ставить определенные эксперименты — усложненные. Это не просто один запрос, а некая цепочка: «Сходи в Google, возьми эти данные, на их основе сделай что-то, потом отдай еще куда-то». Как ты сказал выше, no-code — это такая история, где ты просто даешь некие инструкции системе, и дальше она использует весь тот инструментарий, который у нее есть — и ИИ, и Google.

Дмитрий: Да, ты по сути закладываешь архитектуру, логику и даешь базовые направления и векторы. И это круто! В нейросетях как раз выигрывают люди, которые в жизни умеют правильно ставить и декомпозировать задачи. Им не требуется дополнительного обучения, они сразу все это с лету понимают.

Алексей: В прошлый раз ты упоминал совершенно потрясающий кейс, как ты продвигал свой канал при помощи папок. Просто интересно — папки до сих пор живы? Еще можно этим методом продвигаться?

Дмитрий: Этим методом можно продвигаться, но я особо не видел его ни у кого, кроме ребят, которые, видимо, недавно про папки узнали. Мне кажется, что сейчас в этом мало смысла, потому что все каналы давно прочухали эту тему. Если вы пойдете рекламировать папку, вам выставят прайс, который будет соразмерен количеству ваших каналов. Как я и говорил, эта тема была краткосрочной.

Она показала свою великолепную эффективность. Каналы, которые делали папки, подросли, и это было очень круто. Но время двигаться дальше, и я нащупал сейчас конкурсы. Я, правда, считаю, что это клёвый инструмент, но работает это только при ответственном экологичном подходе.

Мне нравятся конкурсы, потому что они дают человеку возможность получить весомый, ценный приз, особенно приближенный к тематике канала. Например, книги – это ультимативный приз для канала про бизнес, про маркетинг, потому тебе никто никогда не скажет, что ты разыгрываешь фигню. Книги — это хороший приз, верно? И репутационно, и с точки зрения ценностного предложения — со всех сторон хорошо.

Алексей: Имиджево. Мы настолько цифровизовались во всем — в музыке, в текстах — что когда тебе дают книгу, она пахнет типографской краской — это просто дорого. Это было всегда дорого, со Средневековья, и сейчас книжка — это дорого.

Дмитрий: Да, конечно! Я учился на журфаке, моя выпускная работа в 2011 году называлась «Традиционные СМИ в эпоху цифровой революции». Вывод этой работы был как раз в том, что традиционные СМИ уйдут в совершенно нишевый элитарный сегмент, и тогда пожилые профессора поставили мне тройку и сказали: «Мальчик, иди отсюда. Жили и без тебя будут жить традиционные медиа!» Я недавно про это вспоминал, когда купил выпуск «Правил жизни», который выпускается раз в квартал, и сейчас это сугубо нишевая история. Это реально большой журнал, где куча рекламы — это удивительно, потому что это ушло ровно в такой сегмент.

Алексей: Подписываюсь под каждым словом. Ходил на спектакль Гришковца «Прощание с бумагой». Там была какая-то очень яркая ситуация, когда ему на даче нужно разжечь камин. Он достал телефонный справочник, а это уже неактуальная информация. И он не может разорвать этот справочник на листы и от них поджигать камин — это ощущение книги оно абсолютно священное.

Дмитрий: Я полностью согласен с тобой. Это правда.

Алексей: Что ждать в обозримом будущем от Телеги? Я вижу, что все подобные площадки — ВК, YouTube — привлекают к себе блогеров-авторов. Телеграм что-нибудь такое планирует?

Дмитрий: Я абсолютно четко вижу продуктовую стратегию Telegram, и мне очень нравится то, как они дистанцируются. Это же сделано специально. Они полностью дистанцируют себя от категорий, от блогеров. Они просто стоят в сторонке и говорят: «Вот, ребята, вам инструменты. Взаимодействуйте».

Я вижу тренд, что борьба за внимание будет только усиливаться, проектов становится все больше, емкость нашего внимания сохраняется. И здесь очень важно щупать баланс, создавая ответственные проекты, когда ты продаешь экологичные инструменты, но при этом сохраняешь положительную экономику и достигаешь свои бизнес-результаты. Это, конечно, требует от специалистов мультидисциплинарности, потому что сейчас быть узконаправленным специалистом — это достаточно малоэффективно, если ты продвигаешь свой бизнес.

Нужно быть жадным до информации, постоянно отлавливать тренды, тестировать всё одним из первых. Так было всегда. Ничего нового не случилось. Просто мы тотально перешли в цифры.

Как ты правильно сказал про транспаранты, которые на Тверской висели. Сейчас происходит все то же самое, только затоваривание происходит в цифре. И чтобы ты не был на дне этого рекламного рынка, конечно, нужно смотреть, что делают лучшие практики, и двигаться по этим же подходам. Самое главное – это гибкость, адаптивность и возможность меняться. То есть понимать, что если ты что-то делаешь системно не так, и у тебя показатели не растут, нужно быть готовым признать свое полное фиаско, пересобрать себя необходимое количество раз до достижения результата. Потому что инструменты будут меняться всегда.

Я больше про то, что есть какие-то фундаментальные вещи, которые статичны. Недавно выкладывал даже такой пост: «ТОП-10 навыков будущего по версии Всемирного экономического форума». Они как раз пишут про мультидисциплинарность, когда ты очень жаден до информации в смежных интересах и категориях. И такому гибкому человеку и специалисту, мне кажется, ничего особо не страшно. Он всегда найдет способ решить свою задачу. Не через Телеграм, так через что-то другое, лишь бы оно работало, приносило деньги и конвертировалось с положительной экономикой в результат.

Алексей: Фактически это то, что по-русски называют кругозором и любознательностью.

Дмитрий: И смекалкой.

Алексей: Да, когда ты можешь собрать «из камышей и палок», но тем не менее ты понимаешь, какие камыши и палки нужны, чтобы проверить гипотезу.

Ты знаешь, я вдруг подумал, что с нашей стороны для слушателей должна быть настойчивая рекомендация купить подписку на Телеграм. Ведь те инструменты, которые мы упомянули, доступны только платным подписчикам. И поэтому если у вас нет подписки, то вы это никогда и не увидите, и не научитесь это использовать.

Дмитрий: Сложно представить себе авторов Телеграм без премиум-подписки, потому что у него значительно ограничено количество символов, и в целом это неэффективно.

Алексей: Да. Подписка вас не разорит, но откроет вам окно возможностей. А дальше, исходя из того, что вы сегодня услышали, можно экспериментировать, смотреть за лидерами. Это одна из рекомендаций.

Дима, давай закончим твоими рекомендациями. Дай наставления на 2024 год для наших малых и средних предпринимателей.

Дмитрий: Скажу главную вещь: друзья, если кажется, что еще не время сделать свой телеграм-канал, сейчас тяжело — мы будем точно так же в следующем году обсуждать, как это все сложно. Часто ко мне приходит бизнес на консультации, и главный вопрос — а что делать, если сейчас уже слишком поздно?

С одной стороны, действительно, в прошлом году, когда подписчик в маркетинге и бизнесе стоил 30-40 рублей, а сейчас 500 рублей — не предел, то да, тяжело. А с другой стороны, если сейчас сравнить с 2025 годом, когда, возможно, он будет стоить 1500 рублей, то все бы говорили, что надо было начинать в 2023 году. Все относительно.

Если хочется делать, я рекомендую это делать и ни в коем случае не откладывать.

И, конечно же, благодаря тому, что есть огромное количество полезной бесплатной информации, в том числе этот подкаст, есть огромное количество источников, откуда вы можете просто на кончиках пальцев получить информацию от практикующих людей, которые уже набили шишки, получили результаты. И поэтому всё благоволит тому, чтобы ваши запуски и подходы были бережливыми. Не обязательно вкидывать все деньги во что-то. Тестируйте гипотезы малыми ресурсами, смотрите, что работает, масштабируйте это, развивайте свою насмотренность, смотрите, как у других, всегда следите за лучшими практиками на рынке не только в своей категории, потому что быть в вакууме собственной ниши — это не совсем правильно. Самые интересные вещи случаются в совершенно других местах и неожиданно для вас.

Алексей: Круто, Дима! Огромное спасибо за твое время. Желаю тебе успехов в наступающем 2024 году. Надолго не прощаюсь. Я считаю, что это хорошая традиция встречаться раз в шесть месяцев и обсуждать, что происходит. В общем, всегда добро пожаловать! Буду очень рад увидеть тебя в наших программах снова. Пока!

Дмитрий: Спасибо огромное, Леша! Поздравляю подкаст с наступающим Новым годом. Желаю как можно больше вовлеченной классной аудитории. И тебе тоже здоровья, чтобы все получалось. На связи! Увидимся и услышимся в следующем году. Всем пока!

* Meta и входящие в нее Facebook и Instagram признаны экстремистскими организациями, деятельность которых запрещена в РФ

Видеоверсия на YouTube, в VK.

Аудиоверсия в VK или на Яндекс Музыке.

Напишите нам, если у вас есть вопросы или предложения по нашему подкасту.

Сервис для продвижения малого бизнеса в интернете Rookee

11
2 комментария

Спасибо,было очень интересно вас прослушать!

1
Ответить

Спасибо за интерес к нашему подкасту ❤

Ответить