(function(m,e,t,r,i,k,a){m[i]=m[i]||function(){(m[i].a=m[i].a||[]).push(arguments)}; m[i].l=1*new Date(); for (var j = 0; j < document.scripts.length; j++) {if (document.scripts[j].src === r) { return; }} k=e.createElement(t),a=e.getElementsByTagName(t)[0],k.async=1,k.src=r,a.parentNode.insertBefore(k,a)}) (window, document, "script", "https://mc.yandex.ru/metrika/tag.js", "ym"); ym(93078421, "init", { defer: true, clickmap:true, trackLinks:true, accurateTrackBounce:true }); ym(93078421, 'hit', window.location.href);

Аутрич в B2B-продажах: что это за инструмент, чем он отличается от массовой email-рассылки и как приводит вам клиентов

Знали ли вы, что можно рассылать холодные письма, которые ничего не нарушают и на которые вам реально будут отвечать потенциальные клиенты? Заходите, расскажу, как это работает.

И email маркетинг, и аутрич - это про рассылку писем. Но письма очень разные!

Всем привет! Это Федор Ченков, основатель email-аутрич сервиса Respondo. Мы помогаем B2B-компаниям правильно рассылать холодные письма и повышать продажи.

До того как запустить Respondo, мы 10 лет развивали сервис для email-маркетинга mail365.ru. Этот сервис предназначен для рассылок по тем, кто добровольно подписался на получение писем, заполнив форму на сайте и подтвердив почту кликом по ссылке в письме (double opt-in).

При этом нас постоянно спрашивали, как бы нам сделать холодную рассылку — например, разослать коммерческое предложение?

Мы таким клиентам отказывали, чтобы не нарушать правила почтовых сервисов.

Но потом, изучив, как такая задача решается на Западе, мы запустили Respondo — первый российский аутрич сервис для B2B.

Что такое аутрич?

Аутрич — это холодная email-рассылка, цель которой — выйти на ЛПР (лицо, принимающее решение). Такая рассылка высоко персонализирована, не нарушает правила email-сервисов и нацелена не на прямую рекламу или продажу, а пока всего лишь на получение ответа от нужного адресата.

Вот пример классического аутрич-письма:

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, кто в вашей компании отвечает за маркетинг?

Петр Иванов

менеджер компании «Ромашка»

Обратите внимание: письмо очень короткое, никакой рекламы. Оно написано от лица конкретного человека и с конкретным вопросом. Никаких ссылок, никаких кнопок и картинок — просто текст и вопрос, на который ожидается ответ. То есть, использование почты по прямому назначению — для переписки.

Как вариант, можно еще в двух словах добавить, кто вы, почему решили написать и по какому вопросу хотите обратиться. Так сказать, наладить контакт. Но в целом и такое короткое письмо в аутриче тоже работает.

А вот уже дальше, когда вы получите на это письмо ответ от ЛПР или его контакты, уже можно вовлечь его в диалог и более предметно обсудить ваше предложение.

Пример реального ответа на аутрич письмо. Есть имя и телефон ЛПР, если общение подвиснет, то можно позвонить и пообщаться.

Как работает аутрич?

Как видно, аутрич-рассылка не приносит прямых продаж. Это поэтапный выход на связь с ЛПР.

1. Вы нашли в публичном доступе адрес компании (можно даже общий, типа @info или @marketing), у которой потенциально есть потребность в вашем продукте или услуге, и отправили письмо.

Очевидно, что ЛПР эту почту, скорее всего, не смотрит. Ее проверяет секретарь, ассистент или еще кто-то из коллег ЛПР. Т. е. задача вашего холодного письма — пройти этот этап, вызвать доверие и получить нужный контакт.

2. Условный секретарь видит ваше письмо — это не рекламная рассылка, а какое-то обращение в компанию, поэтому он решает его открыть.

Т. к. в письме есть понятный вопрос или просьба связать с конкретным человеком, вам могут, собственно, дать контакт, или перенаправить письмо по назначению. А дальше ЛПР уже сам решит — стоит вам отвечать или нет.

3. Если ответа не поступило, вы отправляете еще одно письмо, чтобы продлить коммуникацию.

Да, совершенно не факт, что вам сразу же ответят. Однако грамотно продуманная цепочка аутрич-писем повышает эту вероятность. У нас были масса случаев, когда люди отвечали на последнее (4-е или 5-е) письмо.

Реальный пример ответа от одной из компаний

Вот так просто. В среднем мы получаем с аутрича 12% ответов. Т. е. отправили письма в 1 000 компаний — получили 120 ответов. Как-то так.

Чем аутрич отличается от массовой email-рассылки?

«Так ведь ваш аутрич — это же обычная email-рассылка!», — скажете вы. Может так показаться, но нет, отличий здесь достаточно много.

1. Аутрич позволяет рассылать холодные письма без согласия получателей.

Массовую рассылку можно делать только на те адреса, чьи владельцы дали на это разрешение: например, подписались на ваш блог и поставили галочку «согласен получать письма». Все почтовые провайдеры (Яндекс, Mail.ru, Gmail и пр.), а также сервисы для массовых email-рассылок требуют такое согласие в обязательном порядке.

Аутрич же не подходит под формат массовой рассылки: письма отправляются от лица реального человека, не более 50 штук в день с одного email-аккаунта. Такое количество писем может отправить человек самостоятельно, то есть, назвать массовой рассылкой это нельзя.

На выходе письмо выглядит точно так же, как если бы его отправили вручную (можно, конечно, и руками рассылать, но это будет долго, поэтому аутрич лучше автоматизировать с помощью аутрич-сервисов — в России это Respondo.ru).

2. Эффективность аутрич-кампании измеряется в % ответов (reply rate).

Массовые письма обычно не предполагают ответов: они рассылаются автоматически, как правило, с адреса noreply, и нацелены на переходы по ссылкам: «купить», «узнать подробнее» и т. д. Если кто-то и ответит на рассылку, не факт, что на это вообще отреагируют.

У аутрича другая цель — получить ответ, чтобы дальше вовлечь человека в диалог. Для этого в письме указываются контакты для связи и конкретный вопрос, который мотивирует что-то ответить. Соответственно, основные метрики оценки эффективности аутрича — это общее количество ответов и число интересных (целевых) ответов. Хорошая конверсия в ответ — порядка 5-20%.

Метрики и бенчмарки массовых email-рассылок и аутрича

3. Письма хорошо доставляются.

Почтовые провайдеры то и дело блокируют массовые рассылки или отправляют их в спам. Поскольку аутрич-письма персонализированы и не похожи на массовую рассылку, у них риск попасть в немилость сильно ниже.

Вот тут я подробно рассказывал, что влияет на доставляемость писем:

Ваши письма попадают в спам? Значит, вы делаете холодную рассылку неправильно

Разбираю самую больную тему про b2b-рассылки — как сделать так, чтобы письма не попадали в спам. 14 популярных ошибок и подробные рекомендации.

Спамная медицинская помощь. Если вы вдруг не знали, спам — это на самом деле консервы.

4. Отправляется цепочка аутрич-писем, а не одно письмо.

Чтобы увеличить количество ответов (а как мы помним, в аутриче это ключевое), используется такой инструмент, как цепочка писем: если вам не ответили на первое письмо — спустя два-три дня отправляется второе.

Основательница Salesfolk, компании, которая пишет холодные письма для стартапов из YCombinator (это самый успешный стартап акселератор в мире), считает, что в цепочке должно быть как минимум восемь писем.

Я же считаю, что 8 — это перебор, и рекомендую делать цепочки от 3 до 5 писем с заранее продуманной логикой. В массовых рассылках такое не принято, а здесь хорошо работает — человек, может, и ответил бы вам, но по какой-то причине пропустил письмо или оно не зацепило, всякое бывает. Как показывает практика, с помощью цепочки писем количество ответов вырастает в среднем с 5-10% до 15-25%.

В Respondo предусмотрен такой функционал — письма рассылаются по запрограммированному графику до момента получения ответа.

Скриншот нашей аутрич-кампании в Respondo. Как видим, каждое письмо в цепочке добавляет число ответов.

Аутрич — это не спам

Важное отличие аутрича от массовой рассылки — это то, что процесс полуручной.

Для каждого письма менеджер должен:

  • выбрать наиболее подходящий адрес для письма;
  • проверить сайт компании, убедиться, что она подходит по профилю;
  • по возможности персонализировать, дописать цепочку писем.

У нас этот шаг называется «одобрение», вот так это выглядит:

Адреса загружаются из СБИС, 2GIS, «Контур.Компаса» или других источников, и затем менеджер выбирает наиболее подходящий адрес. Каждый адрес можно прогуглить, нажав лупу — чтобы понять, кому он принадлежит. Часто менеджеры делают этот же процесс вручную, наш софт тут сильно упрощает процесс.

Где еще можно использовать аутрич?

В B2B email-аутрич — это в первую очередь эффективный канал продаж. Но вообще, такой подход используется много где еще:

  • Линкбилдинг: SEO-специалист ищет сайты нужной тематики и предлагает им разместить ссылки.
  • Касдев: при запуске нового продукта аутрич отлично подходит для сбора обратной связи от потенциальных клиентов.
  • Закупки: можно запросить условия у разных поставщиков и сравнить их.
  • Поиск партнеров или сотрудников: можно написать и предложить сотрудничество.
  • Допродажи: чтобы текущий клиент увеличил чек, можно проинформировать его о допуслугах.
  • Сбор отзывов или другой обратной связи от текущих клиентов.

И так далее. Везде, где важно, чтобы получатель прочитал ваше письмо и ответил, удобно использовать аутрич.

Аутрич везде!

Примеры B2B-компаний, которые привлекают клиентов с помощью аутрича

Вот такими результатами поделились наши клиенты после своих первых рассылок:

  • Маркетинговое агентство BP Marketing получило 20 целевых лидов с холодной рассылки и уже закрыло первую сделку на 3 млн рублей.
  • IT-компания CORRECT разослала холодные письма по Enterprise-компаниям (топ-30 отраслевых корпораций с выручкой от 1 млрд рублей) и привлекла 81 лид в Enterprise-сегменте.
  • Онлайн-сервис подбора психологов Alter получил 75 целевых B2B-лидов, 46 из них сейчас на этапе переговоров, а 2 уже на стадии подписания договора.
  • Сервис развития торговли на маркетплейсах за 5 месяцев привлек более 727 целевых лидов и сделал первые продажи с ROMI в 250%.
  • А системный интегратор Vizzion первым попробовал рассылку по муниципальным и частным школам, сейчас ведет переговоры о внедрении своего VR-продукта с 27 школами, 6 из которых уже близки к закрытию сделки.

Был ли у вас опыт аутрича с целью привлечения клиентов? Удалось выйти на ЛПР, или не сработало?

0
42 комментария
Написать комментарий...
Валерия В.

Ну... то есть по сути это просто деловые письма?

Ответить
Развернуть ветку
Фёдор Ченков
Автор

В принципе, это могут быть и не письма даже, а просто сообщения - ин инглиш есть такие понятия, как facebook outreach или linkedin outreach или xing outreach.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Иванов

12% - высокая конверсия. Интересно бы узнать какая конверсия со звонков по подобным запросам

Ответить
Развернуть ветку
Фёдор Ченков
Автор

Вот наш клиент говорит, что "по ощущениям" (точно не замеряли) конверсия с холодных писем выше, чем со звонков:
https://youtu.be/cYlCpg5hAg4
(полный кейс скоро! и это просто разрыв - сделки с бюджетом в 50-100 млн рублей в месяц через холодные письма)
Также понятно, что многое зависит от ниши. Я быстренько погуглил, получается вот что:
"Обычно из 100 звонков чем-то конструктивным заканчивается лишь 5% — мы называем этот показатель конверсией. В оптовой торговле конверсия иногда бывает и 15, и 25%. В сфере услуг конверсию с трудом дотягиваем до 3—7%."
"Средняя конверсия холодных звонков — 5% при работе в своём колл-центре с хорошо обученными менеджерами. Если вы сотрудничаете с аутсорсинговыми компаниями, то процент составит от 1% до 3%. "
НО надо понимать, что у нас 12% ответов - это вообще все ответы, в том числе в духе "нам ничего не надо" и "ваше письмо передано кому надо, ждите ответа". Лидов у нас бывает 1-6%. То есть иногда даже выше, чем в холодных звонках.
При этом
* не нужно обучать тех, кто звонит
* не нужно разрабатывать скрипт
* результат не зависит от голоса менеджера
* на порядок дешевле

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах

Классные примеры!

Ответить
Развернуть ветку
Фёдор Ченков
Автор

Да. А вы всё ещё звоните? :)

Ответить
Развернуть ветку
Gagarin

Да, да) вот мы всё и звоним, пора бы уже прийти к нам как в рекламе из тайда :D

Ответить
Развернуть ветку
Фёдор Ченков
Автор

воспоминание разблокировано))
https://www.youtube.com/watch?v=1rYi8zPHx7w

Ответить
Развернуть ветку
Наталья

Ах вот чем я, оказывается, занимаюсь, когда пишу письма. Аутрич!

Ответить
Развернуть ветку
Фёдор Ченков
Автор

Наверное, да! Написал подробнее, потому что часть наших клиентов говорила, что мы занимаемся аутричем. А часть спрашивает, а что это такое.

Ответить
Развернуть ветку
Elena

Полезная и информативная статья, спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
kоpetаn

Кому как ни ботам продвигать рассылки спама)

Ответить
Развернуть ветку
Aegon Targaryen

Кейсы в конце статьи интригуют) В какую стоимость лиды выходят?

Ответить
Развернуть ветку
Фёдор Ченков
Автор

Если вы используете сервис самостоятельно, то реально их получать рублей за 200. Если заказываете ведение кампании у нас (крупным компаниям с высоким чеком так удобнее), то мы целимся в около 2000 за лид, но это зависит и от базы, и от тематики, и т.д. Тестировать надо, короче :)

Ответить
Развернуть ветку
Олег Третьяков

А насколько быстрее идет рассылка с помощью сервиса, по сравнению с ручной?

Ответить
Развернуть ветку
Фёдор Ченков
Автор

А не особо-то и быстрее в том плане, что с одного почтового аккаунта можно слать писем 50 в день. Как и вручную. Но в нашем случае менеджер не тратит на это время, кроме первоначального одобрения цепочки писем.

Ответить
Развернуть ветку
Елена

Т. е. холодная рассылка - это все-таки спам, а аутрич нет?

Ответить
Развернуть ветку
Фёдор Ченков
Автор

Слово "спам" имеет несколько определений.
В постановлении о правилах оказания телематических услуг (http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&prevDoc=102116551&backlink=1&&nd=602709908):
"спам - телематическое электронное сообщение, предназначенное неопределенному кругу лиц, доставленное абоненту и (или) пользователю без их предварительного согласия и не позволяющее определить отправителя этого сообщения, в том числе ввиду указания в нем несуществующего или фальсифицированного адреса отправителя;"

Очевидно, под это не попадают рассылки или аутрич письма, которые отправляются с рабочих адресов с подписью.

А обычные люди под словом "спам" понимают абсолютно что угодно. Например, подписываются на рассылки, а потом говорят что их "спамят". Или являются клиентом Тинькофф банка и тоже говорят что их "заспамили". То есть это просто обиходное слово без чёткого определения.

Думаю, не важно, как назвать, но важно, чтоб ваши письма шли только тем, кому надо, и чтоб они были корректными, нерекламными, с целью получить ответ, а не клик по ссылке.

Ответить
Развернуть ветку
Egor Moskvin

По вашей оценке, много компаний этим занимаются? Кажется, что в основном все делают обычные массовые рассылки.

Ответить
Развернуть ветку
Фёдор Ченков
Автор

На Западе примерно все B2B компании, я писал про это:
https://vc.ru/marketing/950289-holodnye-rassylki-v-b2b-bred-poka-ty-dumaesh-chto-eto-ne-rabotaet-salesforce-zoom-i-drugie-zarabatyvayut-milliony
а в России до Respondo не было специального софта для аутрича, поэтому (по моим ощущениям) все пробовали, но делали это непрвильно и рассылки шли в спам. В итоге многие относятся к нашему продукту со скепсисом, но с каждым новым кейсом скепсиса всё меньше :)

Ответить
Развернуть ветку
Elena

Я думала Аутрич это что-то из SEO

Ответить
Развернуть ветку
Фёдор Ченков
Автор

Да, есть такое понятие в SEO, как аутрич ссылки. То есть это когда пишут авторам блогов, чтобы они написали про ваш продукт или статью, и поставили ссылку на него.
Это частный случай. Наш продукт можно и для получения ссылок использовать в том числе, не только для продаж. Но пока таких кейсов не было.

Ответить
Развернуть ветку
Архитектор

Очень интересная тема, зацепило. Фактически, если времени не жалко, можно и самому позаниматься аутричем на январских праздниках, сделав, отложенную отправку) и без софта

Ответить
Развернуть ветку
Фёдор Ченков
Автор

Да, можно! У нас некоторые клиенты так и делали раньше.
В смысле, что вручную, а не на январских :) Большинство всё-таки предпочитает отдыхать :))

Ответить
Развернуть ветку
Ася Барышева

Какой процент клиентов отправляет в спам первое письмо: Здравствуйте! "Подскажите, пожалуйста, кто в вашей компании отвечает за маркетинг?

Петр Иванов

менеджер компании «Ромашка» ?

Это должен быть достаточно большой процент

Ответить
Развернуть ветку
Фёдор Ченков
Автор

Ну, во-первых, это условно такое письмо. На самом деле пишем более конкретно.
Во-вторых, судя по тому, что на письма хорошо отвечают, такой % очень низкий.

Ответить
Развернуть ветку
Никита Хабаров

Федор, а есть какое-то направление рассылок, для которого вы еще не сделали свой сервис?))

Ответить
Развернуть ветку
Фёдор Ченков
Автор

Хаха, да, действительно, у нас есть софт для смс и имейл маркетинга (mail365.ru) - в смысле, для классических рассылок по базе подписчиков. На Западе популярны решения для автоматизации LinkedIn, Xing, Facebook. У нас Тенчат появился, но пока не вижу там хорошей активности. В общем, направлений много есть, но в России сейчас хорошо работает именно эл. почта. И мы делаем, что она работала ещё лучше, вот недавно сделали тесты доставляемости, например.

Ответить
Развернуть ветку
Виталий Дуюнов

не хватает сервисов для рассылки в ватсапе и ТГ) понятно, что есть уже аналоги, но раз вы умеете доставать потенциальных клиентов почти везде, то два этих мессенджера помогут приблизиться к 100% охвата потенциальной ЦА)

Ответить
Развернуть ветку
Фёдор Ченков
Автор

Да, это понятно, но этого мы делать точно не будем, считаю, что писать в личные мессенджеры (в отличие от корп. почты) - это неэтично. Как и звонки роботом.
Да и вообще, считаю, что это "серая" тема.

Ответить
Развернуть ветку
Марина VIN

api планируется?

Ответить
Развернуть ветку
Фёдор Ченков
Автор

Да, если нужно срочно - напишите в личку

Ответить
Развернуть ветку
Марина VIN

нет, не срочно, просто я бы попробовала сделать связку с CRM-системой. Чтобы менеджер мог шаблон письма отправить из CRM. И потом получить ответ туда же.

Ответить
Развернуть ветку
Фёдор Ченков
Автор

А, понял. Мы работаем немного по другому:
* изначально, письма пишутся и шаблонизируются у нас. У нас сделана вещь, которой нет в CRM - это синонимизация для лучшей доставляемости. Все письма немного по разному получются. Ну и всякие макросы есть, типа "Добрый день" или "Доброе утро" в зависимости от времени.
* Также, пишется не один шаблон, а цепочка, которая отправлятся , пока не получен ответ
* а вот когда получен ответ, или цепочка завершилась, можно через Albato перекинуть все данные о компании и ответе в CRM и либо начать работать с ответом, либо дополнительно прозвонить, если ответа не было.
Т.е. такое уже сейчас можно настроить и работать:
Холодная база -> Respondo -> Валидация и отправка писем -> ответы и компании -> CRM

Ответить
Развернуть ветку
Марина VIN
* изначально, письма пишутся и шаблонизируются у нас. У нас сделана вещь, которой нет в CRM - это синонимизация для лучшей доставляемости. Все письма немного по разному получются. Ну и всякие макросы есть, типа "Добрый день" или "Доброе утро" в зависимости от времени.

это все тоже можно делать в CRM, но согласна, что с готовым решением это делать куда проще =)

* а вот когда получен ответ, или цепочка завершилась, можно через Albato перекинуть все данные о компании и ответе в CRM и либо начать работать с ответом, либо дополнительно прозвонить, если ответа не было.

Да, во это круто! Инициировать цепочку через Albato, получается, тоже можно?

Ответить
Развернуть ветку
Фёдор Ченков
Автор

не, инициируется у нас. Т.е. сценарий такой:
* грузим базу к нам, запускаем (там же и подходящие почты выбираем, как я в статье выше показывал)
* а в CRM прокидывается, когда получен ответ или цепочка завершилась без ответа
Также у нас тоже можно добавлять неск. пользователей, которые будут иметь доступ только к своим кампаниям.

Ответить
Развернуть ветку
Anton Okhrimenko

Лол. А что в современных сервисах для email рассылок типа нет что ли отправки цепочек? Или в вашем mail365?
А если есть, то зачем отдельный сервис? Я тоже могу в каком-нибудь таком цепочку запустить, да написать мягких текстов.

Ответить
Развернуть ветку
Фёдор Ченков
Автор

Тут дело в другом, сервисы рассылок отправляют письма со своего сервера. А мы подключаемся к почтовому аккаунту менеджера по продажам и отправляем письма за него, по 50 штук в рабочий день. И отслеживаем ответы.
Ну и дополнительно у нас есть "выбиралка" адресов, куда писать - супер удобная вещь, кто делал такое в Экселе, поймёт. И разные другие специфические вещи, типа тестов доставляемости, встроенной валидации и тп.
То есть, сервисы рассылок специализируются на сценарии "послать много писем тем, кто подписался, и получить конверсию в клики". А мы - "отправить немного писем по холодной базе, и получить ответы".
Тут у нас написано подробнее:
https://respondo.ru/docs/otlichie

Ответить
Развернуть ветку
Milton Fridman

Только без спама, пожалуйста))

Ответить
Развернуть ветку
Иван Замятин

Фёдор, привет! А вы делаете рассылки на энтерпрайс клиентов в США?

Ответить
Развернуть ветку
Фёдор Ченков
Автор

Иван, привет! Не, не делаем, т.к. есть куча (в том числе американских) компаний, которые это делают.
Ну и хочется развивать B2B продажи в России, в США и так оно всё очень хорошо развито, а у нас оно очень всё неэффективно работает, и даже книжек нормальных нет.

Ответить
Развернуть ветку
Иван Замятин

Понял, спасибо за ответ! По РФ рынку я согласен, но в данный момент ищу именно тех, кто на США делает, e-mail и линкедин

Ответить
Развернуть ветку
39 комментариев
Раскрывать всегда