Важность проведения исследований при запуске продукта на примере мерча для университета

Несколько месяцев назад я проходила практику в своем университете и моей задачей было сделать мерч для ВУЗа. Задача интересная, необычная, хоть и не сразу понятно что общего имеет с моей специальностью — “Реклама и PR”. Однако в процессе разработки и дальнейшей попытки запуска, я на практике поняла как делать не надо если хочешь запустить свой продукт. Расскажу о том, почему у меня не получилось — и начну с самого начала, а именно — исследование запросов аудитории, маркетинговый анализ.

Контекст

Я учусь в РГГУ на факультете "Реклама и PR", у моего университета никогда не было внятной линейки мерча, а сделать её очень хотелось, ведь запрос был, да и мерч частая история для университетов, повышающая видимость и узнаваемость.

РГГУ не является топовым университетом, но и не самый плохой, однако по известности явно уступает "Большой тройке". Чем известен? Вообще неплохой учебной программой для гуманитарных специальностей, известными в академической среде выпускниками. Но если говорить о современном образе -- запутанным зданием в духе "Гарри Поттера", тем что у нас учился Noize MC и что в 2022 году один из студентов написал свой диплом целиком с Chat-GPT и получил за него четыре.

Фирменный стиль университета складывается обычно из логотипа и иногда маскота, у РГГУ есть и то и то, но тут мы сталкиваемся с некоторыми проблемами.

Вот логотип:

Важность проведения исследований при запуске продукта на примере мерча для университета

Согласитесь, очень серьезный, но при этом безвозвратно устаревший -- мелкие детали, курсив, совсем не то что хочется поместить на одежду и носить в кофейни третьей волны.

Что же с маскотом? Это грифон Гриша, у него нет устоявшегося образа или изображения и он используется мало, в основном в качестве куклы-талисмана, который как и любая кукла выглядит немного пугающе:

Грифон Гриша с добычей
Грифон Гриша с добычей

Необходимо было понять, на что опираться при разработке фирменного стиля мерча -- на маскота (узнаваем ли он?), на логотип (как его вписать в современный гардероб?), на известных людей, на ассоциации или сделать мемную коллекцию?

Тут и пришло осознание что необходимо проводить исследование аудитории чтобы понять чего хочет покупатель -- сами студенты

Глубинное интервью

Прежде всего мы решили сконцентрироваться на интервью -- поболтать со студентами о том купили бы они мерч, какие у них есть к нему запросы, что думают о логотипе и маскоте, какой вообще делать мерч? Был составлен список вопросов по которым шло интервью:

  • Расскажите о вашем опыте покупки мерча? (предметы одежды и аксессуары с логотипом организации)
  • Какои предмет одежды или аксессуаров в формате мерча вы готовы носить или использовать в повседневнои жизни?
  • На какие элементы дизаина при выборе мерча вы обращаете внимание?
  • При выборе между повседневнои одеждои и мерчом, по каким критериям вы отдадите предпочтение и сделаете выбор?
  • Какои предмет одежды или аксессуара с брендом РГГУ вы бы были готовы купить и по какои цене?
  • Вы бы ходили ежедневно на пары с хорошим мерчом РГГУ?
  • Что бы вы хотели оставить на память о РГГУ (наклеики, значки, футболки, тетради и т.д.)
  • Что вы думаете о символах университета? (логотип, маскот)
  • Если бы вы сами делали мерч, что бы вы сделали?
  • С каким продуктом массовои культуры мог бы сделать мерч-коллаборацию РГГУ?

Что я сейчас вижу из проблем этого плана интервью? Да кучу всего, пойдем по порядку. Что нужно было определить изначально так это цели нашего исследования. Глобально их три:

  1. Покупает ли ЦА мерч, а если да, то какой? Носит ли его или ставит пылится дома (последний вариант нам не подходит).
  2. Каким должен быть хороший мерч? Что это должно быть чтобы человек использовал это с удовольствием?
  3. Какое мнение об официальных символах университета. Что можно использовать вместо символов и сохранить идентичность.

Первая цель достигнута, вопросы нормальные, покупаете ли, носите ли. На практике конечно люди обычно покупают мерч каких-нибудь музыкальных групп и сравнительно нечасто носят его в повседневной жизни. Тут можно было бы поспрашивать а какой элемент одежды или быта это должен быть чтобы носить его постоянно, каким критериям соответствовать. Например, что для человека базовая одежда или предпочитаемый стиль в одежде, или назвать примеры крутых футболок, шопперов и так далее.

Вторая цель немного расплывчата, потому что базовый ответ это: "ну он должен быть хорошим, красивым и качественным". Тут конечно нужно было использовать некоторые дополнительные инструменты -- например подготовить мерч других университетов и показывать бедному респонденту мучая вопросами: "купил бы? А это купил? А почему?". До этого я не додумалась, а очень зря.

По третьей цели был полный провал -- вместо критики символов (а они не понравились всем двадцати респондентам), нужно было узнать про идентичность. С чем ассоциируется университет, что можно показать студенту чтобы он сказал: "О! А я тут учился".

По итогу мы получили среднего качества интервью, вывод из которых был один -- мерч должен быть красивым, удобным и приятным в носке, символы университета устаревшие. Негусто.

Количественное исследование

Однако, нас поджимало время и с нашими средненькими выводами мы побежали делать опрос. Я не буду писать сюда вопросы которые были использованы, пройдусь по тому что там должно было быть в идеале.

  1. Выявление потребности -- купили бы мерч если запустим? А вообще обычно мерч покупаете? А носить будете? Второй и третий вопросы чтобы понять истинную потребность, может люди просто любят коллекционировать прикольные вещи.
  2. Предпочитаемый формат мерча -- тут все просто, понять должна ли это быть одежда (и какая), или может термокружки и обложки на студенческий? По хорошему это должна быть отдельная страница с дотошным опросом по каждой существующей категории вещей.
  3. Цена. За сколько бы купили, сколько максимально готовы потратить. Здесь очень скользкий момент, который я не до конца понимала как решать --- мы не понимаем пока что именно будем делать, а уже надо определить ценовой диапазон. Ручка и толстовка стоят очень по-разному. Но в качестве решения сейчас вижу вариант узнать про самый-самый максимум который человек готов отдать за память о своей альма-матер, и средняя цена с которой не тяжело расстаться.
  4. Идентичность и фирменный стиль. Список ассоциаций который мы (не) получили на интервью и просьба выбрать лучшие. Форма для предложений своих вариантов.

И вот тут самое главное -- один опрос это бесконечно мало для того чтобы быть уверенным что почитав результаты и посчитав проценты вы сходу сделаете шедевр.

Дальше нам следовало изучить результаты, понять про формат и айдентику и садиться мучать дизайнера чтобы нам накидали кучу вариантов что можно придумать из визуального стиля. И продолжать терроризировать респондентов чтобы определить в какую сторону думать.

Выводы

Прежде всего конечно я поняла что за два месяца сделать с нуля продукт нереально, особенно без команды смежных специалистов (тех же дизайнеров). Сделала выводы о том чему научилась за время обучения в университете и что предмет маркетинговые исследования был мной усвоен не на ту оценку, что стоит в зачетке.

А вообще учитывая что релиз мерча ожидаемо провалился и мы получили три заказа, сейчас понимаю что всего этого можно было избежать, просто подойдя ответственно к исследованию аудитории и при более плотной работе с конечным покупателем продукта.

22
1 комментарий

Прикольно. Но из этого опыта, важно сделать еще один вывод.

Если что то не сработало, это не значит что вы плохой специалист. Но вы точно плохой специалист, если не смогли найти причину ошибки. Любому хорошему специалисту, можно ошибаться, нельзя не анализировать причины.

Ответить