Как запустить новый продукт, который точно купят? Кастдев: пошаговое руководство

Запуск нового продукта или услуги всегда связан с рисками. Можно начать продавать не то, не тем, не тогда и не там. В итоге - потерять колоссальное количество денег, времени и энергии. Полностью выгореть, остаться банкротом. В этой статье я расскажу об одном из лучших способов минимизации рисков для бизнеса - разработке аудитории.

Меня зовут Анастасия Болдурчиди. Я - практикующий маркетолог с 8-летним стажем. Магистр наук по Маркетингу (MSc, University of Salford). Если вам интересна тема онлайн-продвижения, стратегии и маркетинга, подписывайтесь на мой Телеграм-канал. Каждый день публикую полезные заметки для предпринимателей.

Что такое кастдев?

Каст-дев или разработка потребителя - это глубинные интервью, которые проводятся со стороны компании с целью узнать и проанализировать настоящие проблемы целевой аудитории, их страхи, мотивирующие аспекты, желания, привычки, образ жизни и прочее, что может быть ценностью для бизнеса.

Для чего нужны кастдевы?

2 основные причины, почему каждому бизнесу обязательно нужны кастдевы.

  • Минимизация рисков - опрос аудитории перед запуском продукта с непосредственным представлением этого продукта на интервью значительно (но не полностью) снижает риски провала.
  • Уникальные возможности - зная истинные потребности и желания потребителей у предпринимателей появляется шанс скорректировать продукт (иногда даже не самым очевидным способом) таким образом, чтобы он полностью удовлетворял аудиторию.

Разработка потребителя никогда не проводится с помощью анкетирования! Анкетирование - это уже опрос аудитории. Он имеет другую механику проведения. Во время разработки потребителя за 30-40 минут можно охватить гораздо больше аспектов и узнать гораздо больше информации, чем с помощью анкетирования. Однако, опросники тоже нельзя списывать со счетов.

Лучшее время для разработки потребителя - после создания прототипа продукта (или услуги), но перед запуском на рынок. То есть уже можно представить идею продукта на интервью и есть время внести корректировки перед продажами.

Как проводить Кастдев?

  1. Строим гипотезу. Гипотеза - это предположение, которое вы хотите подтвердить или опровергнуть с помощью интервью. Она может быть сфокусирована на продукте, целевой аудитории, стратегии продвижения.
  2. Готовим специальные вопросы. Самый интересный шаг. Многие авторы спорят по поводу того, какими должны быть вопросы. Например, открытыми или закрытыми, уточняющими или нет и прочее. По своему опыту могу сказать - что чем больше разных вопросов, тем лучше. Ниже приведу пример общих вопросов для КастДева.
  3. Определяем сегмент целевой аудитории и ищем кандидатов. На этом шаге необходимо очень внимательно подойти к выборке претендентов на интервью. Если вы позовете просто своих знакомых, друзей, родственников, которые не имеют с вашей ЦА ничего общего - вы просто запутаетесь и не получите точных результатов.
  4. Проводим интервью и анализируем закономерности в ответах. Если вы проведете около 8-10 интервью (при том что сегмент целевой аудитории выбран верно), вы со 100% вероятностью заметите повторяющиеся закономерности в ответах (желаниях, страхах, мотивах и другом)

Лайфхаки

  • Создайте единую таблицу для конспектирования всех ответов. Так легче искать закономерности.
  • Очень эффективно записывать интервью на диктофон и отдавать запись ассистенту для создания точного конспекта. Так вы сможете лучше погрузиться в разговор и не отвлекаться на заметки.
  • Кастдев - прекрасная возможность для предварительной отработки возражений.

На интервью нередко случаются продажи, особенно в области услуг, консалтинга. Это происходит, когда прототип продукта или услуги выполнен удачно с самого начала.

Возможный список вопросов*:

  • С каким проблемами в Х (теме сегмента) ты сталкиваешься чаще всего?
  • Какая из них самая большая / важная / глобальная?
  • Что ты уже делал(а) чтобы решить эти проблемы? Какой был результат?
  • Что ты думаешь может решить твою основную проблему?
  • Если бы тебе дали сейчас волшебную палочку и у тебя сразу появилось идеальное решение глобальной проблемы, то что за решение это было?
  • Почему эту проблему важно решить именно сейчас?
  • Что случиться, если ты не решишь эту проблему?
  • Что ты думаешь об этом продукте / услуге?
  • Как думаешь этот продукт / услуга может решить твою проблему?
  • Ты бы хотел(а) купить этот продукт / услугу прямо сейчас? Если да, то почему? Если нет, то почему?
  • Ты бы заплатил(а) Х сумму за этот продукт / услугу? Если да, то почему? Если нет, то почему?
  • Что может быть сделано, чтобы улучшить этот продукт / услугу лично для тебя?
  • Чтобы побудило тебя рассказать об этом продукте / услуге своим друзьям?
  • Что самое сложное в использовании этого продукта / услуги для тебя?
  • Чтобы ты хотел(а) добавить / убрать / изменить в этом продукте/услуге?

*Вопросы важно дополнять и изменять таким образом, чтобы они подходили вашей нише, бизнесу, продукту/услуге. В процессе интервью важно замечать изменения в интонации собеседника и задавать как можно больше уточняющих вопросов.

44
5 комментариев

Спасибо, полезно! А подскажите, где искать людей, чтобы пригласить их на кастдев? Не хотят люди тратить время (

Ответить

Социальные сети, таргетированная реклама, знакомые знакомых, местные сообщества и форумы. Если прям совсем тяжело идет набор - можно предлагать какую-нибудь пользу взамен интервью )

1
Ответить

В Телеграме есть чаты для поиска людей для интервью. Можно оттуда начать. Вот названия нескольких таких чатов:
- Кастдев-чат UX Boost
- [UNCRN.me] Коридорки и кастдев

1
Ответить