Тренды интернет-маркетинга для России в 2024 году

Ежегодно маркетологи выделяют тренды, которые будут ключевыми на рынке. Обычно прогнозы и предположения российских и западных коллег значительно сходятся, однако, прошлый год внес значительные изменения. Тренды для российского пространства держатся в общем русле, но обладают значительной спецификой.

В 2024 году пока не ожидаем возвращения популярных социальных сетей и рекламы в Google. Зато ждем несколько других системных трендов, о которых важно знать.

Омниканальность и системность

Движение российского бизнеса к системного маркетингу в вялотекущем режиме продолжалось в течение последних лет, но с прошлого года явно ускорилось. Эпоха маркетинга, основанного исключительно на одной социальной сети, покинула нас и ключевые игроки рынка работают над замещением привычных каналов коммуникации.

Вместе с замещением одних каналов коммуникации другими появляется много вопросов к общей воронке продаж и клиентскому пути. Всё это вызывает сдвиг к формированию не просто плана развития конкретного площадки, а необходимости единой системы взаимодействия с потребителем: от продукта и ценообразования к конкретным рекламным кампаниям.

Системный маркетинг позволит в 2023 году расходовать ресурсы максимально эффективно и получать иногда неочевидные источники целевого трафика. Но часто требует наличия как минимум одного сотрудника для контроля сложной системы.

О важности омниканальности в коммуникациях с потребителями и клиентами говорили давно, но к реальным действиям многих подстегнули события прошлого года. Необходимость омниканальности для многих компаний была не слишком очевидна, при наличии стабильного и контролируемого трафика из закрытых социальных сетей. Но проблемы с использованием VPN, отсутствие рекламного трафика вынуждает бизнес для развития и поддержания существующих показателей осваивать новые площадки и переформатировать контент. Многие компании впервые озадачились созданием и развитием собственного сайта только в 2022 году. В 2023 году ждем еще большего развития собственных платформ бизнеса.

Если ваши маркетинговые каналы всё ещё не организованы в единую систему – самое время этим заняться. При этом не важно, какие каналы вы использовали до этого и насколько последовательно занимались маркетингом. Начните со сбора информации о нише и конкурентах, а потом перейдите к систематизации всех ваших маркетинговых активностей за последние годы. Это поможет понять стартовую точку и обнаружить слабые места.

Глубокая аналитика

Различные сервисы аналитики активно развивались уже несколько лет. Наличие счетчика от Яндекса или Google на сайте из дополнения превратилось в практически базовую историю. Наиболее эффективные компании научились снимать с этих инструментов довольно глубокую статистику и применять ее в обновлениях сайта и рекламных кампаниях.

В условиях же ограничения каналов, а для многих компаний – ограничения ресурсов, вопрос аналитики приобретает ключевое значение. При этом речь идет скорее о более глубоких инструментах аналитики – инструментах сегментации в CRM-системах, Roistat и других сервиса. Из плюсов аналитических систем – дашборды для контроля, которые делают информацию доступной для анализа любому предпринимателю.

Опять же в условиях ограничения ресурсов и, возможно, уменьшения емкости рынка, кроме стандартного показателя конверсии важно отслеживать более мелкие показатели. Появляются новые показатели –, например, микроконверсии. Микроконверсии – это действия потребителя на каждом этапе воронки, которые по итогу превращаются в покупку или заказ услуги. Почему необходимо отслеживать все целевые действия? Это позволит максимально оптимизировать траты на воронку и доводить большее количество потребителей до покупки.

Итак, ждём, что всё больше компаний будут основывать свои кампании на данных и внедрять аналитику на всех этапах работы.

Личные бренды

Многие инфлюенсеры и предприниматели и до 2023 года активно использовали личный бренд не только для собственного бизнеса, но и для получения дополнительного дохода непосредственно от такого бренда.

В 2023 году личные бренды становятся всё более эффективным каналом продаж. Это связано и с легкостью перехода с платформы на платформы при наличии личного бренда, и с повышением доверия к фирмам с человеческим лицом. Многие в 2022 оценивали силу блогерских брендов именно по показателю следования аудитории за инфлюенсером от платформе к платформе. При этом многие предприниматели всё ещё ошибочно предполагают, что личный бренд подходит только для девушек-блогеров или предпринимателей IT-сегмента. Однако для формирования личного бренда по прежнему неважен возраст или пол, важны в первую очередь индивидуальные особенности и профессионализм.

Тренд на бренды с человеческим лицом уже получил интересное развитие в рамках социальных сетей: многие бренды начали активнее показывать сотрудников или даже нанимать актеров для эффектной презентации продукта. Это позволяет при нежелании или невозможности собственника или директора быть лицом компании всё ещё создавать более эмоциональную коммуникацию.

Работа с лояльностью

Лояльность оставалась для многих предпринимателей исключительно формальной характеристикой, не влияющей на уровень продаж. Тренд на тщательную работу с клиентской базой, качественный сбор обратной связи и регламентов сопровождения клиентов также был вялотекущим.

Однако в условиях падения платежеспособности и оттока аудитории в целом – работа с лояльностью позволяет удерживать аудиторию и обеспечивать некоторую стабильность работы. Для многих типо бизнеса именно наличие стабильной клиентской базы и продолжительная работа с клиентом – единственный возможный эффективный подход к работе.

При этом работа с лояльностью приобретает широкие обороты – мы говорим не просто про запрос обратной связи, а про формирование сообществ, RTB-анализ клиентской базы и выстраивание работы с проблемными сегментами. Это связывает тренд и с системным маркетингом, и с аналитикой. Без анализа клиентской базы не получится выстроить максимально эффективную и персонализированную коммуникацию.

Тренды – это всегда не прямое руководство к действию, а повод посмотреть на свои планы под другим углом и увидеть точки роста. Так что развивайтесь и ищите новые выходы к аудитории, применяя самые актуальные подходы.

33
Начать дискуссию