{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Что нужно знать о продвижении в регионе MENA и чем отличаются Саудовская Аравия и Марокко?

Эти страны воспринимаются как одно и то же, а на самом деле каждая из них на разном этапе развития”. Про язык, СМИ, различия этапов развития стран и как лучше строить маркетинг и PR в ОАЭ, Саудовской Аравии, Египте, Марокко, Алжире, Ливии и Тунисе рассказывает Луай Аль Самаррай, управляющий партнер Active Digital Marketing Communications (Дубай).

Мы в ITCOMMS делаем PR не только в Центральной Азии, но и в других регионах мира. Один из таких – MENA. Мы уже научились работать в этом регионе и наработали несколько кейсов, но как и в Центральной Азии, тут есть свои особенности, которые иностранцу не видны и не очевидны. И тут есть волшебный способ - поговорить с местными. Благо, уже есть конкретные вопросы, которые хочется им задать. Вот мы пришли к старожилу рынка IT PR в регионе — Луаю Аль Самарраю (Louay Al Samarrai), и напрямую задали ему простые и важные вопросы об особенностях региона. И делимся ответами с вами.

Луай Аль Самаррай (Louay Al Samarrai)
Управляющий партнер Active Digital Marketing Communications (Дубай, ОАЭ), эксперт, специализирущийся на продвижении в регионе Ближнего Востока

Что нужно знать бизнесмену и пиарщику, чтобы построить эффективный PR в регионе?

Прежде всего, необходимо учитывать разнообразие данного региона. Здесь проживает множество национальностей и культур, при этом в каждой стране состав населения крайне разнообразный: представлены более 100 национальностей. В социальной сфере, в бизнесе и на уровне государственного управления такие национальные и культурные различия являются ключевым фактором, который необходимо учитывать в первую очередь. Для создания стратегии охвата и коммуникации требуется понимание различных рынков, направлений деятельности каждого и них, а также особенностей целевой аудитории.

Серьезная проблема, с которой сталкиваются при этом маркетологи, заключается в том, что при вложении средств в PR и маркетинг многие компании не готовы инвестировать в предварительные исследования и разработки. Главным становится языковой фактор: ключевым элементом становится наличие профессиональных консультантов, которые могут эффективно и точно транслировать сообщения на арабском, урду или английском языках.

Какие средства использовать, тоже не так просто сказать. Здесь опять же требуется понимание, которое дают маркетинговые исследования, в сочетании с правильными консультантами по маркетингу или консалтинговыми компаниями, как, например, Active DMC. Мы работаем в регионе уже более 20 лет.

Какие различия в PR существуют в таких странах как ОАЭ, Саудовская Аравия, Катар, Египет и Алжир?

Это слишком широкий вопрос, чтобы на него можно было ответить однозначно, поскольку он охватывает обширную географическую область и высвечивает одну из главных проблем, с которыми мы в агентстве сталкиваемся.

Эти страны воспринимаются как одно и то же, как один однородный набор рынков, где все говорят на арабском языке и где проживает одно и то же коренное население. На самом деле каждая из них находится на своей особенной стадии развития.

Луай Аль Самаррай (Louay Al Samarrai)

ОАЭ – страна, ориентированная на инновации, активно использующая технологии во всех аспектах деятельности, что определяет ее рост и развитие уже более 50 лет.
Саудовская Аравия – огромный рынок с высокой покупательной способностью, но крайне непростой для работы: страна находится на важном этапе развития в соответствии с программой Vision 2030, которая предусматривает ускорение преобразований с целью повышения конкурентоспособности на глобальном уровне во многих секторах, включая туризм, технологии, банковское дело и финансы.
Египет – совершенно особый рынок с развитыми СМИ, где состав населения отличается от других стран Персидского залива: меньше доля иностранцев, устоявшаяся инфраструктура, существующая уже сотни или даже тысячи лет. Он расположен в Северной Африке, но в этом регионе это единственная страна, где говорят на арабском.
В Марокко, Алжире, Ливии и Тунисе говорят на берберском, но и эти страны имеют значительные различия между собой, при этом в каждой действуют франкоязычные СМИ.

Еще раз подчеркну важность привлечения партнера, хорошо разбирающегося в этих вопросах, имеющего опыт работы и маркетинга на этих рынках. Такое содействие неоценимо для компаний, стремящихся вывести на рынок свои продукты и предложения по всему региону или на отдельных внутренних рынках.

Как бы Вы охарактеризовали текущую ситуацию с бизнесом и PR в регионе?

Сегодня в регионе наблюдается значительный рост и происходят существенные инвестиции в развитие инфраструктуры, технологии и туризма.

По данным компании Gartner, только в этом году инвестиции в цифровую экономику оцениваются в 780 млрд долларов США, Саудовская Аравия тратит миллиарды на достижение целей в рамках программы Vision 2030; в начале года были заявлены инвестиции в развитие технологического сектора в рамках программы LEAP в размере более 9 млрд долларов США, а также существенный прогресс в сфере образования, бизнеса и государственного управления с целью привлечения глобальных технологических компаний для образования молодежи. Таким образом, этот регион процветает в период экономического спада в США, Европе и даже Азии. Это огромная возможность для предпринимателей и действующего бизнеса, при этом, благодаря открытости для всех стран, она предоставляет прекрасные перспективы для роста и расширения.

Какие сферы бизнеса наиболее активны в регионе? Какие направления бизнеса не рекомендуется запускать в регионе?

В регионе активно развиваются разные секторы: космический, образование, здравоохранение, технологии, строительство, банковский сектор, финансы, туризм и гостиничный бизнес, транспорт. Здесь открываются широкие перспективы для компаний, стремящимся расти как на глобальном, так и на региональном уровнях. Рекомендую обратиться за предварительной консультацией и провести исследование наиболее перспективных направлений, особенно при наличии сомнений в релевантности вашего предложения для данного региона.

Какие медиа-каналы (интернет, социальные сети, телевидение и т.д.) вы бы выделили как наиболее популярные в регионе?

Как говорил, это огромный и разнообразный регион, поэтому трудно было бы выделить какие-то определенные каналы.

В регионе можно выделить две группы медиа: региональные медиа, охватывающие многие страны Персидского залива, а также Египет, Ливан и Иорданию, и внутристрановые медиа, включая телевидение, газеты, радио, цифровые медиа. Другим важным фактором является язык, так как кроме медиа на английском и арабском языках существуют также национальные языки, например, урду, малаялам и тагальский, при этом все зависит от конкретной целевой аудитории и конкретного предложения. Именно поэтому привлечение профессионального консультанта по маркетингу является важным для разработки стратегии по данному региону.

Остались вопросы? Может быть есть вопросы к Луай Аль Самаррай? Пишите в комментариях. Если будет много интересных вопросов, зададим их Луай лично и подготовим вторую часть.

Больше про PR в Центральной Азии и по всему миру – в Telegram-канале PR-агентства ITCOMMS, а прикладных советов и наблюдений про пиар, маркетинг и продажи – в моем Telegram-канале Likhtman thinks. Подписывайтесь!

0
14 комментариев
Написать комментарий...
Petr Grot

Кстати, было бы интересно узнать побольше именно про культурные особенности при выходе на эти рынке. Например, когда мы выходили в центральной Азии с образовательными продуктами и ставили вебинары на вечернее время, у нас сильно падала доходимость. Оказалось, что мы попадали на время чтения намаза. А во время священого месяца многие садятся кушать за стол в это время и это первый прием пищи за весь день, поэтому людям точно не до вебинара :)

Ответить
Развернуть ветку
Александр Лихтман
Автор

это да. В пятницу днем ничего планировать не надо =)
Но там не только религиозность, там, например, вообще не заходят мировые новости или статьи, которые не привязаны к региону. Если вы не Apple.
Есть внешне приличные люди, с которыми местные не садятся на одном поле, но иностранцы могут этого не знать. И засветившись с таким "неприкасаемым" можно перечеркнуть себе весь рынок. Много интересного, короче

Ответить
Развернуть ветку
Marina Sokolova

Женщина на трех ногах прекрасна))

Ответить
Развернуть ветку
Nina Hunen

Будет интересно почитать про конкретные кейсы

Ответить
Развернуть ветку
Александр Лихтман
Автор

что можно будет расписать - распишем =)

Ответить
Развернуть ветку
Орбитальный Тигр

Интервью путанное или вы запутались в процессе.

"Египет расположен в Северной Африке, но в этом регионе это единственная страна, где говорят на арабском.
В Марокко, Алжире, Ливии и Тунисе говорят на берберском..."

В Марокко, Ливии, Тунисе - основной именно арабский. Просто он смешан с французским, образуя магрибский говор, именуемый дарижа. Это ни разу не берберский. Берберский даже в Ливии ограничен.

Однако и в Египте свой разговорный диалект, который от эмиратского отличается значительно. Классический же арабский - язык Корана. Его знают многие (включая магрибцев), но используют ограниченно.

Так что, если гражданин ОАЭ встретится с египтянином и жителем Марокко, то говорить они будут, скорее всего, на английском)
Причем тут урду и малаям - вообще не понятно. Это языки Пакистана, Бангладеша и Индии. Если на нем в Магрибе и говорят, то ничтожно мало, по сравнению даже с берберскими диалектами.

В плане нюансов - Алжир люто ненавидит все французское, учитывая свое прошлое. Это сказывается на бизнесе и даже туризме. Туристы из Франции иногда ждут визу по 3-4 месяца.

По остальному можно было бы тоже пройтись, но не вижу смысла.
Так что трехногая женщина вышла в тему)

Ответить
Развернуть ветку
Александр Лихтман
Автор

За что купил - за то продал. Луай - наш старый партнер по глобальному нетворку и дело свое делает хорошо, проверено. Так что может он и допустил погрешности, но ему я верю больше, чем комментатору тут, уж простите

Ответить
Развернуть ветку
Орбитальный Тигр

Так статья о PR и нюансах, а конкретики почти нет. Даже медиа-каналы указаны расплывчато, без специфики взаимодействия стран, бизнес-подходов, политических и религиозных особенностей.
В остальном, эксперты/клиенты - ваши, вам с ними работать.

Ответить
Развернуть ветку
Мария Чупрыненко

Насчёт жителя ОАЭ и Египтянина не соглашусь - они прекрасно общаются на арабском и понимают друг друга.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Гостищев

Спасибо за статью! А как PR в общем и в частности Ваша компания может помочь с выходом на эти рынки? И может ли?

Ответить
Развернуть ветку
Александр Лихтман
Автор

Какой хороший вопрос! Восток - место тактильное и чтобы делать бизнес там, надо встречаться. А чтобы встретиться с нужными людьми, надо, чтобы они тебя знали или чтобы тебя к ним подвели. PR сильно упрощает доступ к тактильности, а значит, и биздев, и фандрайзинг

Ответить
Развернуть ветку
Александр Гостищев

Т.е. ты публикуешься в нужных, проверенных медиа, в нужных СМИ - повышаешь узнаваемость. Потом выступаешь или посещаешь мероприятия, потом начинаешь заходить на рынок. Примерно так ?

Ответить
Развернуть ветку
Александр Лихтман
Автор

Да, все так. И желательно ходить с журналами подмышкой. Чтобы сразу показывать - да вот же про меня тут написали. Вы наверняка читали или слышали )

Ответить
Развернуть ветку
Александр Гостищев

Спасибо большое!

Ответить
Развернуть ветку
11 комментариев
Раскрывать всегда