{"id":14286,"url":"\/distributions\/14286\/click?bit=1&hash=d1e315456c2550b969eff5276b8894057db7c9f3635d69a38d108a0d3b909097","title":"\u041f\u043e\u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u0430\u0442\u044c \u043d\u0430\u0434 \u043a\u0440\u0443\u043f\u043d\u0435\u0439\u0448\u0438\u043c\u0438 \u0418\u0422-\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u0430\u043c\u0438 \u0441\u0442\u0440\u0430\u043d\u044b","buttonText":"","imageUuid":""}

Экономика компаньонов и GPT-любовники: социальные тренды в Китае-2024

Недавно китайская социальная сеть Soul опубликовала отчет по опросам 3800 своих пользователей от 18 до 27 лет. О самом важном – как они видят себя, чего им не хватает для счастья и что нужно от окружающих. Результат вышел чуть пугающим – эскапизм, эмоции как услуга и нырок в будущее – а наше или нет, решать вам.

Хочу поделиться основными трендами – они могут быть интересны маркетологам и любым исследователям сообществ.

1. «Компаньоны zero sugar»

Китайская молодежь, перегруженная учебой и работой, скованная демографическим дисбалансом (женщин куда меньше) и завышенными требованиями, заранее устала от свиданий и разочарована в романтических отношениях.

Органическая дружба тоже кажется утомительной – требует много времени и эмоциональных ресурсов. Но быть одиночкой не хочется и даже немного стыдно, поэтому на первый план выходит уже устоявшийся институт компаньонов и «отношений без сахара» – “零糖”社交 (língtáng shèjiāo) – то есть без ощутимого влияния на организм, ответственности и вовлечения.

В своем Telegram-канале я писала про аренду бойфрендов и девушек на Новый год – их нанимают, чтобы поехать в отчий дом и показать родителям: мол, я даром времени не теряю, строю отношения. После визита следует оплата и долгожданное расставание.

Сейчас в Китае можно нанять человека для любой цели – совместный шоппинг, поход в кино или кафе, занятия спортом. С августа по октябрь 2023 года на основных медиа-платформах инфо по запросу «компаньоны» искали более 9,5 миллиарда раз!

Everything can be a match – быстро сообразили китайские бизнесы и теперь вовсю организуют сервисы для поиска ненапряжных партнерств.

Например, Ctrip – крупнейшая в Китае тур компания и медиа о путешествиях – организует онлайн и офлайн-ивенты по поиску спутников, чтобы поехать в горы и старинные города или просто наделать селфи. С таким же сталкивался почти любой – когда место красивое, шмотки модные, а приятелю влом тебя фотографировать! Или ты тот самый приятель, которому все это не особо нравится и вообще лень.

А тут – приехали, пофоткались, разошлись, красота!

2. Нейролюбовь

9% (!!!) респондентов Soul рассказали, что активно компенсируют недостаток общения возможностями искусственного интеллекта. Романтика сюда очень даже включена. В прошлом году одна девушка много месяцев крутила любовь с чатом-GPT в прямом эфире лайфстайл-приложения Xiaohongshu. За это время она порядком популяризовала феномен и набрала многотысячную армию подписчиков: они активно интересовались, как та добралась до недоступного в Китае GPT, как обучала его и прочими нюансами.

Блогерша даже стала коучем для тех, кто сам хочет вступить в отношения с нейросетью.

3. Новый тотем китайских юзеров – обезьянка 吗喽 (malóu)

Малоу потеснила котиков и стала самым трендовым мемом. Она красива и уродлива одновременно, дико устала, но не теряет чувства юмора. 吗喽的命也是命 – «Жизнь Малоу – это тоже жизнь», – главный и помогающий «вывезти все это» слоган образа.

Легенда гласит, что мем обрел особую популярность в 2022-м, когда в одном китайском городе к Новому году на склады поставщиков не успели доставить мандарины. На производителя посыпался град упреков от ритейлеров и покупателей, и тогда он выложил в сеть такую измученную мартышку. С тех пор она стала знаменем всех побитых жизнью работяг. Именно с такими ассоциируют себя молодые китайцы – но при этом им приятно сохранять самоиронию и какое-то обаяние. Одна из других популярных подписей – «Что за жизнь, только родился, и уже надо пахать».

Да, еще теперь все тащатся от капибар, потому что они добрые и невозмутимые. Такой можно поставить на голову несколько яблок, и она с места не сдвинется.

4. Любовь к себе 25% китайцев признают формой романтики

Тут значим провокативный элемент, ведь в культуре Восточной Азии, на секундочку, принято жить для других – общества и семьи. Отсюда тяга к любым формам эмансипации, соло-путешествиям, услугам эмоциональной заботы о себе.

Их сейчас активно «упаковывают» – на взлете приложения психологической и, конечно, магической помощи. Но есть и более деликатные, они же абсурдные штуки – как, например, прогремевший недавно «Мозг Эйнштейна».

Это виртуальный продукт на Taobao, который за несколько центов обещает вам интеллектуальное преображение и комфорт, а также открывает чат с разработчиком, с которым можно обсудить свои проблемы.

Он, 22-летний Чжан Цзяньцянь продал уже 120,000 таких «мозгов», главным образом студентам. И на волне успеха запустил пару похожих сервисов – «Скажи нет любви» и «Счастье». Работают они по тому же принципу: эмоционально заряженная символика + чат с менторами, которые выслушают, поддержат и дадут совет. Надо ли говорить, что их несложно заменить чат-ботами, хотя бы частично.

В WeChat тоже действуют анонимные болталки под названием 树洞 (shùdòng), что переводится как «дупло», «жилетка» – именно та, в которую плачут, ну и «тайное место». Они пригождаются, когда ныть родителям и друзьям уже стыдно, но очень хочется.

Итого. Во всей этой истории меня удивили не столько факты – события последних лет подталкивают к эскапизму, а темп городской жизни и необходимость бороться за место под солнцем – к одиночеству и консьюмеризму в самых тонких сферах. Больше заинтересовала способность китайского бизнеса шустро откликаться на запросы аудитории.

Пожалуй, образ мартышки-трудоголика в России отзовется хуже, да и массово платить за компаньонов для похода в кино мы не будем. А за что будем?

И наконец

Всех, кому интересен современный Китай и нравится формат сторителлинга, приглашаю подписаться на мой телеграм канал Pishi_China. Там я стараюсь нескучно рассказывать о работе в китайской компании и других проектах, об интересных трендах из Поднебесной, маркетинге, культуре и кухне.

Буду рада, если поделитесь обратной связью – что показалось интересным, какие вопросы возникли. Не будьте слишком строги ко мне и китайцам, «наша жизнь – это тоже жизнь»;)

Увидимся!

0
8 комментариев
Написать комментарий...
Дмитрий Шпагин

Отличная статья

Ответить
Развернуть ветку
Вера Каратеева
Автор

Спасибо!)

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Лукьянов

очень интересно, спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Вера Каратеева
Автор

Рада, что понравилось)

Ответить
Развернуть ветку
Анастасия Бобровских

Классный у вас блог! Подписалась😌 за статью спасибо🙏

Ответить
Развернуть ветку
Кратко о социологии управления

Интересная статья. Думаю тренды в основном обусловлены изменением в подходах к социализации молодёжи и количества взаимодействия и познания ими мира через контент.
Про первый пункт слышала от знакомой, что наблюдается и в других странах.

Ответить
Развернуть ветку
Алиса Цыганкова

Pishi_China отличный телеграм-канал, кстати. Столь же отличный, как и данная статья.

Ответить
Развернуть ветку
Вера Каратеева
Автор

🌹

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Раскрывать всегда