43% маркетологов считают сферу рекламы более перспективной, чем ИТ

И всё же 57% россиян не хотят видеть своих детей маркетологами в будущем. Подробнее — в исследовании «СберМаркетинга».

43% маркетологов считают сферу рекламы более перспективной, чем ИТ

СберМаркетинг провел опрос и выяснил, что происходит с профессией маркетолога сегодня: как специалисты воспринимают себя и как их воспринимает общество, сколько зарабатывают в столице и регионах, сколько стоит получить образование, хотят ли родители, чтобы их дети стали маркетологами.

После 2022 года в России происходят серьёзные структурные изменения в экономике, которые сопровождаются активным выходом новых российских игроков в ниши, освободившиеся на рынках после сокращения присутствия иностранных брендов. Ушедшие бренды выстраивали свой имидж в стране в течение последних 30 лет, новым компаниям приходится проделывать тот же путь заново, но в сжатые сроки. Для этого нужно большое количество высококвалифицированных кадров.

Мнения общественности и маркетологов насчёт перспективности профессии разделились

По мнению россиян, самой перспективной профессиональной областью сейчас считается IT — так думает 51% опрошенных. Но среди маркетологов мнение другое: 43% людей, работающих в рекламной индустрии, считают именно свое направление самым перспективным, а IT ставят на второе место (41%). Будущее маркетинга как индустрии и россияне в целом, и маркетологи в частности видят, в первую очередь, в востребованности профессии на рынке труда (22%), необходимости развивать и продвигать новые бренды (20%). Сами маркетологи также отмечают, что последние годы их профессия находится на стыке сфер рекламы и IT: нужно уметь работать с большими данными, разрабатывать технологичные продукты для продвижения во всех медиаканалах, придумывать и реализовывать проекты для оценки кросс-медийной эффективности рекламных кампаний.

«Маркетинг, как и многие другие профессии, будет трансформироваться за счёт внедрения новых технологий и автоматизации рутинных процессов. Уже сегодня искусственный интеллект хорошо справляется с генерацией макетов, прогнозированием и анализом рекламных кампаний. Но именно маркетологи формируют настоящую ценность продукта для общества: правильные смыслы и свежие идеи. За последние восемь месяцев в России только на FMCG-рынке запустилось 7300 новых брендов (по данным Nielsen IQ), и им всем нужны маркетологи, которые помогут вывести на рынок новые товары и услуги»

Анна Тупикина, директор по маркетингу СберМаркетинга

Почти половина россиян думает, что зарплата маркетолога больше 80 тысяч рублей

По данным исследования, 42% участников опроса полагают, что зарплата маркетолога превосходит 80 тысяч рублей в месяц. 26% жителей страны считают, что она составляет от 50 до 80 тысяч рублей, ещё 18% дают оценку от 30 до 50 тысяч рублей, и 2% — до 30 тысяч рублей. Оставшиеся 12% не знают, сколько зарабатывают маркетологи.

Оказалось, что россияне в целом верно оценивают ситуацию: в 2023 году средняя зарплата маркетолога в стране составила 58 747 рублей, что выше средней зарплаты в целом — 42 024 рубля (данные «ГородРабот.ру»). Впрочем, в крупных городах уровень зарплат в маркетинге существенно выше.

По данным HH.ru, в Москве представлено около 3600 вакансий для маркетологов. Исходя из их содержания можно сделать вывод, что компании ищут 1600 директоров по маркетингу и более 1000 руководителей отделов. Средняя зарплата маркетолога в Москве — 100 000 рублей, а директора по маркетингу — 250 000 рублей.

Для сравнения: в городах-миллионниках в среднем 120–150 вакансий на город, а средняя зарплата сотрудника — 85 000 рублей, директора по маркетингу — 120 000 рублей. В городах с населением от 300 000 жителей вакансий не очень много — до 35 на город. Например, в Комсомольске-на-Амуре всего 2 вакансии для маркетологов. А средняя зарплата составляет 55 000 рублей, директора по маркетингу — 80 000 рублей.

Минимальная зарплата маркетолога в Москве отличается от максимальной — в 3,3 раза больше, в городах-миллионниках — в 4,2 раза, а в небольших городах — в 9 раз.

Вход в профессию: где учиться и сколько стоит

Большинство опрошенных считает, что для начала работы в рекламе лучше всего пройти стажировку в крупной компании (50%) или окончить вуз по специальности (46%). Но сами маркетологи также добавляют, что и прохождение онлайн-курсов станет отличным началом для старта в карьере — об этом заявили 48% респондентов.

В России маркетологов специализированно готовят в 188 государственных вузах. А всего курс по маркетингу есть в 400 российских вузах, в программах по специальностям «реклама», «связи с общественностью», «медиакоммуникации», «управление бизнесом» (данные образовательного портала «Вузопедия»). Средняя стоимость обучения составляет 120 тысяч рублей в год.

Самый дорогой для обучения вуз — НИУ ВШЭ, учёба там стоит порядка 700 тысяч рублей в год, а дешевле всего образование по этому направлению можно получить в Севастопольском государственном университете, где оплата программы за год обойдётся всего в 37 тысяч рублей.

Желают ли родители своим детям получить эту профессию и какие преимущества видят

Больше половины населения страны (57%) не считают профессию маркетолога привлекательной для своих детей. Тем не менее 32% жителей России хотели бы, чтобы их дети осваивали это направление. Главными преимуществами работы на рекламном рынке респонденты называют хорошую зарплату, творческий характер профессии и возможность работать на удалёнке.

При этом почти половина самих маркетологов (43%) готова рекомендовать это направление своим детям. Среди преимуществ, помимо хорошей зарплаты и творческих возможностей, они называют большой выбор направлений для развития.

«Исследование рынка труда в сфере рекламы и маркетинга является крайне перспективным направлением. Во-первых, это помогает профессиональному сообществу понимать ситуацию в индустрии комплексно. Во-вторых, мы лучше учимся понимать, чем мотивированы специалисты в настоящее время, что препятствует появлению новых кадров и как со стороны выглядит образ профессии.

По данным исследовательского центра АКАР за 2023 год, самую большую группу работников креативных индустрий формируют менеджеры по рекламе и маркетингу (24,4% от всех работников креативных профессий). Если оценивать ситуацию на рынке профессий, то количество новых должностей в сегменте Marketing Services в прошлом году выросло в 2 раза по сравнению с 2022 годом. Это заметное расширение. Также в рамках наших профильных исследований мы установили, что образование в области маркетинга и менеджмента помогает занять более высокие управленческие позиции в рекламных агентствах.

Результаты исследования СберМаркетинга говорят о нескольких вызовах: игрокам нужно сосредоточиться на процессах качественной передачи накопленной экспертизы и сфокусироваться на росте новых специалистов. Чтобы родители и дети считали профессию маркетолога привлекательной, нам нужно научиться о ней интересно рассказывать. Мы должны заняться продвижением профессий в области рекламы и маркетинга с целью роста их престижа и материальной ценности».

Валентин Смоляков, президент АКАР (Ассоциация коммуникационных агентств России)

Об исследовании

В опросе на платформе «Яндекс Взгляд» приняли участие 1566 человек старше 18 лет в городах с населением больше 100 000, в числе которых были маркетологи.

2222
29 комментариев

Маркетолог у нас всегда будет отчасти самозанятым, которому нужно заниматься саморекламой и т.д. По факту маркетолог нужен на стадии открытия бизнеса или создания продукта, в этой сфере и лежит ценность и деньги. И большие доходы для маркетолога везде находятся в этом месте. Но у нас маркетолог исключен из процесса, и становится нужен когда пригорает поэтому он больше кризис-менеджер и деньги уже тут. А так маркетолог почему-то воспринимается как рекламщик, ну и оплата такова. Поэтому деньги в общем зарабатывают в агентствах, которые продают услуги тем кто уже дошел до кризиса.

6
Ответить

Маркетолог необходим на всех этапах развития бизнеса.
Кризис-менеджмент тут, мне кажется, явно лишний)

2
Ответить

Если смотреть шире разбивки на ИТ и маркетинг, то видно, что все смешивается. Маркетологи в ИТ работают, просто код не пишут, а другим занимаются.

3
Ответить

Маркетолога, работающего в ИТ нельзя считать ИТ специалистом, также как маркетолога, работающего на компанию производящую фармацевтику нельзя считать фармацевтом. Маркетолог в этом случае работает не в ИТ, и не в фарме, а НА фарму или НА ит.

"Моя бабушка работала в сфере образования. Она была уборщицей в школе" - цитата знакомого 🙂

5
Ответить

Одна из сложностей нахождения в этой профессии - это необходимость постоянно учиться новому. Не все это любят. Кто-то быстро разочаровывается в профессии, так как не способен на это, или быстро выгорает. Сейчас в большей мере ищут "генераторов лидов", а это - SEO, content. Во многих вузах и курсах вас не научат выстраиванию стратегии. А это очень важно. Без стратегии вы как бизнес-оунер далеко не уедите. Учит этому лишь опыт и более дорогие курсы :). Это очень сложная профессия, на самом деле. Легче - маркетерам. Маркетологам - сложнее.

3
Ответить

много написали... как дошел др цифр с зарплатой - перелистнул до комментов. и не люблю когда похоже, что меня уговаривают. в остальном рассуждения интересные.

1
Ответить

Насколько знаю, в США сейчас в диджитале популярен подход - "человек пароход". Это когда 1 чел закрывает несколько потребностей. Даже такая профессия есть - Диджитал Продюсер - чел что шарит в управлении проекта, считает экономику, может в код врубиться вместо члена команды (как минимум владеет базовой экспертизой в этом), засеошить, еще и продвинуть и делегировать. В РФ когда то тоже было такое - "веб-мастер" называлось.

1
Ответить