- «Как дела?» — ключ от всех дверей
Несмотря на свою банальность этот вопрос демонстрирует вашу готовность выслушать и располагает к переходу от формального общения к более непринужденным диалогам. Люди ценят интерес к себе и готовы делиться своими историями с теми, кто этот интерес проявляет. Неважно, ответит клиент подробно или просто упомянет о том, что вчера его компания открыла новый филиал. Главное, возникают «точки контакта» в качестве опоры длительного и выгодного взаимодействия. Делитесь личным в формате «А вот у меня был случай»
Если клиент обмолвится о недавней выставке, расскажите коротко и эмоционально о своем подобном опыте. Тут будет уместно добавить фразу: «Как я вас понимаю!», и продолжить тему. Или начните сами историю «а вот у меня был случай…», дождавшись подходящего момента. Для этого максимально внимательно слушайте, чтобы «зацепиться». Так или иначе, рассказы о личном сближают, а это и есть ваша цель.
Говорите приятное
Еще Дейл Карнеги выявил формулу, которая с легкостью помогает установить контакт с любым человеком. Это улыбка, имя и комплимент. Найдите, за что похвалить клиента, без грубой лести и стереотипов, конкретно и оригинально. Это очень тонкий и очень важный момент в деловой коммуникации.
Сравните: «Иван Иванович, с вами приятно иметь дело» или «Иван Иванович, баннер, который вы разместили, просто великолепен, весь наш дизайнерский отдел в полном восторге, приятно иметь дело с таким профессионалом, как вы».
Первый вариант лучше, чем отсутствие комплиментов в принципе, но второй, как более конкретный и детализированный, даст максимальный эффект, позволит сблизиться с клиентом и вывести разговор в нужное русло.
Сопереживайте, желательно искренне
Эмпатия — один из лучших и необходимых инструментов менеджера. Способность услышать жалобу, даже намек на нее, и посочувствовать в ответ, откроет путь к сердцу клиента. Простуда, неожиданная командировка, спад в продажах — используйте любой повод, чтобы проявить участие. А чтобы это было искренне, просто вспомните похожую ситуацию в своей жизни.
Придумывайте совместные бизнес-активности
Это лучше всего работает как гармоничное продолжение предыдущего пункта. Если клиент посетовал на снижение продаж, не просто посочувствуйте, а предложите провести онлайн-конференцию с партнерами, у которых тоже сейчас не лучшая пора, вместе найти новые решения. Клиент рассказывает, как устал от организации и проведения выставки — спросите, чем помочь, как тоже принять в ней участие, или пригласите обсудить ее результаты и обменяться опытом.
- Будьте на стороне клиента
Любой менеджер — это связующее звено между компанией и заказчиком. Эффективный менеджер, отстаивая интересы компании, умеет сделать вид, что интересы клиента для него на первом месте.
В любой непонятной ситуации, скрытом конфликте, затянувшихся или прерванных переговорах ваш ответ должен строиться примерно в таком контексте: «Я вас понимаю, я обязательно пообщаюсь с руководством на эту тему, и подумаю, как решить вопрос в вашу пользу». Смысл в том, чтобы клиент поверил, что вы его союзник и готовы идти на уступки. Даже маленький компромисс откроет большие просторы для долгосрочных деловых отношений.
Стройте и конструктивные, и «пустые коммуникации»
В идеале каждый разговор должен приводить к определенным договоренностям. К этому надо стремиться, именно это определяет конструктивность беседы. Но чтобы процент таких коммуникаций достиг максимума, «пустые» разговоры тоже нужны.
Звоните и пишите клиенту, чтобы просто спросить, что у него нового, поздравляйте его с общими, профессиональными и личными праздниками, интересуйтесь его делами. Именно такие «пустые коммуникации» дают понять человеку, что он ценный и особенный клиент.