FBO vs FBS: преимущества и недостатки

FBO vs FBS: преимущества и недостатки

Для тех, кто только погружается в мир маркетплейсов, обилие непонятных сокращений выглядит довольно пугающе. Сначала кажется, что вникнуть в модели работы на площадках сложно – на самом деле, все достаточно просто. Важно с самого начала разобраться с особенностями FBS и FBO, без понимания которых будет трудно даже разобраться, относятся ли к вам очередные изменения оферты на маркетплейсах.

FBS (Fulfillment by Seller)

FBO vs FBS: преимущества и недостатки

Работа на маркетплейсах по методу FBS (Fulfillment by seller) предполагает, что продавец самостоятельно осуществляет упаковку, отправку и обработку заказов. Этот метод предоставляет бОльший контроль над процессом выполнения заказа, но и требует больше времени и ресурсов на логистику.

Преимущества метода FBS:

  • высокий контроль над процессом выполнения заказа;
  • возможность дублировать карточки товаров (с пересечением не более 30%);
  • проще тестировать новый товар;
  • возможность управлять собственной логистикой и продавать сразу на нескольких маркетплейсах с одного склада.

Недостатки метода FBS:

  • высокие затраты на логистику;
  • при отмене заказа у продавца портятся показатели, влияющие на рейтинг;
  • большая ответственность за выполнение заказов;
  • колоссальное количество времени и трудозатрат на самостоятельную обработку заказов, упаковку и доставку;
  • карточка товара может быть ниже в поисковой выдаче по сравнению с конкурентами, у которых аналогичные товары отгружаются по FBO;
  • комиссии у FBS как правило выше.

DBS (Delivered by Seller) или realFBS

FBO vs FBS: преимущества и недостатки

По сути, это разновидность FBS. Только DBS (Delivered by seller) предполагает, что продавец полностью самостоятельно осуществляет доставку товара напрямую покупателю, используя маркетплейс как витрину для демонстрации своего товара и источник трафика. Этот метод также имеет как свои преимущества, так и недостатки.

Преимущества метода DBS:

  • контроль качества доставки: продавец может самостоятельно управлять этим процессом и обеспечить высокий уровень обслуживания для своих покупателей. Например, при доставке хрупких, технически сложных или тяжелых крупногабаритных предметов.
  • гибкость в управлении доставкой: продавец может выбирать различные способы доставки (даже на личном автомобиле или с помощью курьера компании) и предлагать оптимальные условия для покупателей, например, бесплатную доставку или экспресс;
  • широкие возможности для брендирования: у продавца есть возможность использовать индивидуальную упаковку и дарить приятные бонусы, промокоды на следующие покупки.

Недостатки метода DBS:

  • значительные расходы и затраты: продавец полностью несет ответственность за весь цикл доставки товара и может столкнуться с дополнительными издержками на защитную упаковку, услуги транспортной или курьерской компании, страхование груза, возврат и т.д.;
  • ограниченные возможности для развития и масштабирования бизнеса: если продавец не имеет собственной логистической инфраструктуры, он неизбежно сталкивается с огромными сложностями и высокой стоимостью при поставках в удаленные регионы;
  • риски задержки и потери товара, которые перед конечным покупателем несет непосредственно продавец.

FBO (Fulfillment by Operator)

FBO vs FBS: преимущества и недостатки

Метод FBO (Fulfillment by operator) подразумевает, что продавец поручает оператору, то есть маркетплейсу, все операционные процессы взаимодействия с покупателем. Достаточно лишь создать поставку и отправить ее на склад виртуального гипермаркета. Маркетплейс возьмет на себя обработку заказов, упаковку, отправку и даже постпродажную коммуникацию с покупателем, если она понадобится. Этот метод сильно облегчает задачи продавца, освобождая его от рутины логистики, но может быть менее гибким в отношении управления процессом выполнения заказа, если товары имеют долгую оборачиваемость или требуют консультации специалиста.

Преимущества метода FBO:

  • все, что требуется от продавца, — это поставка;
  • освобождение продавца от логистики и других процессов;
  • возможность выбирать конкретные склады и легко масштабироваться/экономить на логистике с помощью поставок в регионы;
  • простая интеграция с системами маркетплейса.

Недостатки метода FBO:

  • продавец платит за хранение товара на складе;
  • нельзя быстро вывести товар из продаж;
  • остатки привязаны к карточке товара;
  • остатки влияют на место в поисковой выдаче.

Можно совместить?

Не будем томить: да, можно торговать одновременно и по FBO, и по FBS. Нужно понимать, что тогда вы совмещаете не только преимущества обеих систем, но и их недостатки. Совмещать методы удобно, если у вас значительное количество товаров. В противном случае, это обернется лишней головной болью.

Если у вас будут остатки и по FBS, и по FBO – в первую очередь маркетплейс будет продавать по FBO. Это закономерно, ведь с этой системы он получает больше комиссии. Тем не менее, если карточка FBO будет новая, а FBS – уже продавалась, то продажи распределяются сначала по ней.

Как не ошибиться в выборе метода работы на маркетплейсе?

На каждом маркетплейсе есть свои конкретные требования к работе по каждому методу: стоимость хранения и комиссия за продажу. Нельзя сказать, что один метод однозначно лучше другого.

Выбор метода работы на маркетплейсе зависит от многих факторов, таких как вид товаров, целевая аудитория, желаемая прибыль и ресурсы, которые вы готовы вложить в бизнес. Вот несколько советов, которые могут помочь вам сделать правильный выбор:

  • Определите свою целевую аудиторию и цели работы на маркетплейсе.
  • Исследуйте конкуренцию на маркетплейсе и определите свою конкурентную позицию.
  • Выберите категорию товаров, в которой вы хотите работать, и изучите правила и требования маркетплейса для этой категории.
  • Определите свой бюджет и ресурсы, которые вы готовы вложить в бизнес.
  • Оцените преимущества и недостатки каждого метода работы на маркетплейсе.
  • Выберите метод, который наилучшим образом соответствует вашим целям и ресурсам.
  • Разработайте стратегию продаж и управления инвентарем, которая соответствует выбранному методу работы на маркетплейсе.
  • Постоянно отслеживайте результаты своей работы на маркетплейсе и вносите изменения в свою стратегию, если это необходимо.
  • Не стесняйтесь экспериментировать и пробовать новые методы работы на маркетплейсе, чтобы найти тот, который наилучшим образом подходит для вашего бизнеса.

Выбор метода работы на маркетплейсе зависит от многих факторов, и важно тщательно изучить все возможности и выбрать тот метод, который наилучшим образом соответствует вашим целям и ресурсам.

Смотри последние новости eCom и полезные материалы о маркетплейсах в нашем профиле. Подписывайся, чтобы не пропустить

Начать дискуссию