Почему малый бизнес больше «не выстреливает» и стоит ли им заниматься

Материал подготовил эксперт по бизнес-планированию Енютин Андрей Николаевич, основатель сервиса Агрегатор готовых бизнес-планов и Базы примеров бизнес-планов по наиболее востребованным нишам, предназначенных для использования в качестве путеводителя для самостоятельного бизнес-планирования.

Несколько дней назад я встретил своего знакомого, который уже давно активно интересовался темой общепита и три года назад предпринял попытку открыть свой небольшой бизнес в этой сфере, но ничего не вышло, ему пришлось закрыться.

От него я узнал, что с того времени он предпринял еще две попытки зайти в эту нишу, пробуя открывать заведения разного формата, но результат всегда был провальным.

И это далеко не единственный пример среди моих знакомых, когда люди, занимающиеся малым бизнесом, закрываются или вынуждены работать в ноль или с низкой рентабельностью.

В этой статье я приведу свои версии, почему это происходит, и стоит ли ставить большой жирный крест на попытках стать предпринимателем.

По роду своей основной деятельности (бизнес-планирование) мы взаимодействуем в большинстве своем с представителями малого предпринимательства, запускающими новые инвестиционные проекты. В этом посте я поделюсь своими наблюдениями о том, что сегодня происходит с малым бизнесом в России и дам свой прогноз по его развитию.

В последние два-три года мы наблюдаем постепенное сокращение доли малого бизнеса в структуре поступающих нам заказов, что свидетельствует о наметившемся тренде снижения предпринимательской активности.

В первую очередь хотелось бы поговорить о факторах, повлекших «просадку» малого бизнеса, который до последнего времени развивался довольно динамично. С моей точки зрения, здесь имеет место множество причин, основными из которых являются:

1. Насыщенность рынков

Большинство представителей малого бизнеса работают в массовых сегментах: торговля, сфера услуг, общепит. Конкуренция в этих нишах сегодня настолько высока, что нужно много раз подумать, прежде чем сюда заходить.

Раньше работала модель, когда можно было зайти в массовый сегмент со стандартным проектом и заранее понятным набором действий. Если не совершать больших ошибок, вполне можно было рассчитывать на приемлемый результат.

Примерно в первой половине 2010-х годов эта модель окончательно сломалась. В каких-то отраслях это произошло раньше, в каких-то позже, но эта тенденция актуальна для всех массовых ниш. Теперь предпринимателям с существенным опытом работы в своих отраслях нужно «пахать с утра до ночи», чтобы обеспечить минимальный уровень рентабельности, новичкам же приходится еще тяжелее.

2. Развитие сетей и автоматизация процессов

В большинстве массовых ниш сформировались крупные игроки, которые существенно меняют правила игры на этих рынках, а зачастую и вовсе зачищают его от малого бизнеса, который попросту не может выдержать с ними конкуренции.

В качестве примера можно рассматривать продуктовый ритейл, где сегодня сети вытеснили малый бизнес, хотя еще десять лет назад ситуация была иной.

Похожая ситуация, но с некоторым временным отставанием, наблюдается в общепите и других нишах. Этому сложно что-то противопоставить, так как сети просто оказываются более эффективными в конкурентной борьбе. Они разрабатывают бизнес-модель, которую потом масштабируют на новые территории, располагают несопоставимо большими финансовыми ресурсами, внедряют системы автоматизации. В этих условиях конкурировать с сетями очень сложно и часто просто не имеет смысла.

3. Снижение государственной поддержки

Эта причина многим покажется наиболее странной на фоне запуска национального проекта поддержки малого и среднего предпринимательства, задачей которого является увеличение удельного веса малого бизнеса в структуре экономики.

Еще в конце нулевых — начале десятых годов государство расходовало большие деньги на субсидирование малого бизнеса. Сегодня же это делается более точечно, поддержку в основном получают перспективные с точки зрения государства отрасли (инновации, социальное предпринимательство, ряд направлений сельского хозяйства).

Кроме того, следует учесть отмену ЕНВД, требования по установке онлайн-касс и прочие меры, которые ведут к увеличению налоговой и финансовой нагрузки на малый бизнес. Все это не говорит, что государству не нужно малое предпринимательство, скорее есть понимание, что далеко не в каждой нише оно эффективно, и поддерживать его будут только там, где оно помогает решать какие-то задачи.

4. Проблемы в экономике

Многие считают этот фактор самым существенным для малого бизнеса, так как с 2014 года наша экономика и доходы населения практически не растут. Я же умышленно поставил его на последнее место. И дело тут вовсе не в том, что он мало влияет.

Он влияет, и очень сильно, но если смоделировать продолжение роста экономики после 2014 года докризисными темпами, это не спасло бы малый бизнес от текущего кризиса, просто отсрочило бы его на какое-то время.

Это далеко не полный перечень причин, по которым я довольно скептически смотрю на перспективы малого предпринимательства.

Значит ли это, что я бы не рекомендовал сегодня заниматься малым бизнесом. Конечно же, нет. Просто поменялось время, вместе с ним ушла эпоха высокорентабельного малого бизнеса в массовых нишах.

Сейчас я бы рекомендовал заходить в узкоспециализированные ниши, где еще не такой высокий уровень конкуренции и нет крупных игроков, которые в перспективе способны подмять под себя весь рынок. Конечно же, всегда будут иметь шансы на успех нестандартные бизнес-идеи, которые способны внести что-то новое в сложившиеся рынки или повысить эффективность работы.

Напоследок хотелось бы пожелать всем успехов в предпринимательских начинаниях.

1111
реклама
разместить
43 комментария

Статью следовало бы назвать "Почему не выстреливают заезженные до дыр идеи малого бизнеса".

Если вы открываете 100500 ларек пива на районе, то нет ничего удивительного в том, что это не сработает. Если вы открываете продуктовый магазинчик возле магнита, при этом закупаетесь в этом же магните - это не бизнес.

Нужно искать новые идеи, а не открывать шаурму рядом с шаурмой (у меня рядом реально 3 ларька с шаурмой вплотную).

Десятая парикмахерская, где не умеют стричь - "странно", что закрывается.

Само-собой, экономика в жопе, у людей нет денег и это влияет, но, давайте честно, пока у вас не будет хоть сколько нибудь уникальной идеи или качественной реализации старой идеи - ваш недобизнес закроется.

20

да дохрена у людей денег, просто есть бизнес, который выманивает их более грамотно. щас проще лишний касарик слить на алиэкспресс лежа на диване, чем лазить по району и искать чо там за бизнесы открылись. и бабки в итоге из местной экономики утекают в китайскую. все должно быть запихнуто в приложение по умолчанию, все остальное уже следствие из него

2

Автор вообще не понимает или обходит тему уничтожения малого бизнеса ; налоговая нагрузка , онлайнкассы , никому не нужные чипы , высокая аренда и самое главное почти нулевая покупательская способность . Государство ограбила всех и потребителей и предпринимателей . Нефть и газ продают и воруют эти деньги , а закрывают дыры в бюджете  малым бизнесом , который так и не смог окрепнуть . У власти люди которые могут только воровать и врать .

12

Во-во! А автор малолетний дебил, ничего не понимающий! 

Как вы правы!Когда только этот беспредел закончится¿?Хочу жить нормально, без новостей,что скоро всем конец настанет!Неужели Россия и дальше будет просто нефть качать и не поддерживать экономику?