Что критически важно знать о китайских поставщиках: проверка контрагентов, влияние менталитета и локальные партнерства

Сегодня, в связи с очевидными обстоятельствами, все больший интерес у предпринимателей появляется к поиску поставщика в КНР. Раньше было быстрее и проще покупать европейское — все есть в наличии в РФ, везде официальные представители — удобно.

Европейские компании уходят с рынка и это заставляет искать аналоги в КНР. Я, как человек, который более 20 лет работает с Китаем, хочу обратить внимание на некоторые моменты, которые помогут вам сэкономить время, деньги и не попасть впросак с новым китайским другом. Читайте до конца: помогу подобрать вам поставщиков бесплатно.

Что критически важно знать о китайских поставщиках: проверка контрагентов, влияние менталитета и локальные партнерства

Кто такие китайцы?

Чтобы понимать, как общаться с китайцами — необходимо знать их менталитет и отношение к бизнесу.
Во-первых, иностранцев граждане Китая любят только на словах.

Мы для них чудесные, высокие звери, приехавшие издалека, к которым относятся скорее с интересом, чем с широким гостеприимством.

Автор этой статьи.

К «чужим» в Китае принято относиться с опаской, поэтому выйти на рынок КНР без локального партнёрства практически нереально. Благо, что российско-китайское сотрудничество закреплено на государственном уровне, поэтому в плане бизнеса граждане России в любом случае получают чуть больше уважения, чем камень.

Во-вторых, китайцы сами по себе скрытные — особенно те, кто занимается бизнесом. Для них вполне нормально пропасть навсегда после рукопожатия о заключении сделки на миллион $. Пока документы не подписаны и деньги не перечислены на счёт или товар не отправлен — вы ещё не сотрудничаете с китайской компанией. Конечно, это все-таки больше относится к частникам и сделкам, которые проходят в индивидуальном порядке, но такая практика может быть распространена и среди формата сотрудничества «компания ко многим клиентам сразу».

Почему английский — это неправильный язык?

Очевидно, что в любом диалоге важно качество общения, поэтому обязательно нанимать переводчика — именно русско-китайского (не английского). От этого зависит вообще все: понимание условий, специфика отгрузки, что включено в стоимость, а что нет, какие документы поставщик может предоставить, производитель он или посредник, по какой схеме готов продавать (наличка, безнал), наличие экспортных разрешительных документов и в принципе возможность продать вам напрямую и многое другое. Поэтому стоит подбирать человека с опытом жизни в КНР и наличием соответствующего вокабуляра в данной сфере.

Уровень знания языка играет огромную роль. Конечно, можно пробовать общаться на английском, многие китайцы его знают, так как в Китае это обязательный язык к изучению в школе.

Если не владеешь китайским, либо не знаешь деловую речь, китайцы могут не воспринять всерьёз тебя как клиента и просто начнут игнорировать.

Поэтому важен многосторонний подход, простых знаний вроде «Привет, есть такой товар? Сколько стоит?» будет недостаточно. Конечно, на начальном этапе знакомства можно и самому пообщаться через гугл или встроенный переводчик в вейсин (WeChat), но есть риск оказаться в глупом положении при обсуждении серьезных вопросов. Текущие оперативные вопросы формата «спросить по быстрому» — ок:

Что критически важно знать о китайских поставщиках: проверка контрагентов, влияние менталитета и локальные партнерства

Информационные площадки

Во время поиска, я и сотрудники моей компании — пользуемся китайскими сайтами, поисковиком Baidu, базами поставщиков, производителей в Китае, для доступа к которым кстати нужна регистрация гражданина Китая. На таких сайтах обычно ищут производителей в случаях, когда не удалось найти на 1688, Alibaba, Nahuowang.

Первое на что везде стоит обращать внимание — это рейтинг. В отличие от российских рейтинговых систем, манипулировать рейтингом в Китае намного сложнее. Если у нас распространена практика самовыкупов, создания искусственных диалогов, отзывов и пр., то «у них» всё намного сложнее.

В Китае рейтинговая система есть во всём. Обращаем внимание на следующие пункты:

  • Рейтинг компании;
  • Отзывы о поставщике, товарах, а также о том, как проходит сделка с другими клиентами;
  • Сколько продавец находится на данном сайте;
  • Оборот товара за месяц, год, 5 лет.

Все эти характеристики есть на сайтах Baiduaicaigou, Jingdong. На сайте 1688 более простые характеристики.

Как и где общаться с поставщиками?

Главный канал связи в Китае — это WeChat или Weixin. WeChat — первый в мире популярный суперапп, в котором можно общаться, заказывать еду, такси, использовать в качестве торговой платформы, знакомиться с другими людьми, оплачивать покупки и прочее. Его российский аналог — это Яндекс.Go, именно по пути «вичата» российское приложение успешно развивается уже несколько лет. Но с намного более урезанным функционалом. В Вичат китайцы делают все оплаты, в т.ч. ЖКХ.

Помимо огромного функционала, аккаунт в WeChat — это буквально отражение гражданина Китая, так как он поддерживает систему социального рейтинга жителей. Лучше всего общаться именно через WeChat, так как это по сути китайские «Госуслуги».

Как проверить компанию-поставщика?

У каждого поставщика, который занимается коммерческой деятельностью в Китае, должно быть официально оформлено юридическое лицо. Соответствующее подтверждение этому это Свидетельство о регистрации компании (公司执照 | Business license), а также устав компании, в котором четко указаны имена владельцев данного бизнеса и право подписи, в зависимости от вида юридического лица 组织章程细则/公司章程 | Constitution of company/Charter of company/Articles of Association.

Что критически важно знать о китайских поставщиках: проверка контрагентов, влияние менталитета и локальные партнерства

Китайский ОГРН.

Единый код общественной кредитоспособности (unified social credit identifier или unified social credit code или 统一社会信用代码) — это главный идентификатор китайской компании. Аналогом такого кода в России можно считать основной государственный регистрационный номер (ОГРН).

Система единого кода заработала в Китае в полном объёме в 2015 году. Введение единого кода позволило упразднить такие документы как:

  • Свидетельство о присвоении кода организации (组织机构代码证);
  • Свидетельство о налоговой регистрации (税务登记证).

Выдача таких свидетельств прекращена с 2015 года.

Единый код общественной кредитоспособности используется как для проверки поставщика, так и в качестве идентификатора реквизитов в контракте с Китаем. Далее важный документ — это Свидетельство о постановке на налоговый учет (税务登记证 | Tax license). В отличие от Свидетельства о регистрации, этот документ подделать сложнее.

Следующий немаловажный момент — это наличие сертификатов качества на продукцию (合格证 | Qualified certificate). В Китае получить сертификаты качества продукции достаточно сложно, более того это является дорогостоящим и длительным процессом особенно на медицинское оборудование. Наличие данных сертификатов поможет убедиться в надежности данного партнера и качестве его продукции.

Ранее самым важным из документом для экспорта товаров считалась экспортная лицензия (出口许可证 | Export license). Любой крупный китайский производитель, который отправлял свои товары в другую страну, обязан был иметь экспортную лицензию. Также для осуществления экспорта напрямую необходимо было быть зарегистрированным в ГТУ КНР. При регистрации выдавался документ 海关登记证。

Но теперь все много проще: выдача так называемых «экспортных лицензий» (对外贸易经营者备案登记表) китайским компаниям прекращена в 2022 году. Выдача свидетельства о регистрации компании в ГТУ КНР прекращена в 2019 году. Теперь, как и у нас, лицензированию подлежат только отдельные группы товаров: медицинские, например, или дроны/коптеры с 2015 года. В целом, все эти документы проверяются, и настоящий производитель товара без проблем может предоставить их, если его вежливо попросить. Если не дает — ищите подвох.

К кому обращаться за подбором поставщиков?

Подбор поставщиков из Китая — нелёгкое дело, но мы с ним хорошо справляемся. Обращайтесь ко мне в личные сообщения — подберём вам надежного поставщика бесплатно.

Что критически важно знать о китайских поставщиках: проверка контрагентов, влияние менталитета и локальные партнерства
66
10 комментариев

Важно учитывать не только языковой барьер, но и культурные особенности при работе с китайскими поставщиками

1
Ответить

Какие есть гарантии, что поставщик которого именно вы найдете не кинет?

Ответить

тут уже можно договор об ответственности составить и в случае кидалова спрашивать с компании,которая нашла это поставщика

1
Ответить

хороший вопрос. Если в смысле кинет = получит деньги и пропадет, то такая вероятность очень мала, т.к. мы проверяем и далее работаем только с реальными компаниями, с рейтингом, историей работы на рынке и прочее. Но обман, затягивание сроков, брак, изменение цены - от этого никто не застрахует. Это понятные предпринимательские риски, они одинаковы везде - и в Китае и у нас. Не нужно питать иллюзий.

Ответить

Спасибо за подробную статью! Найти поставщика это полбеды, а как найти нормального переводчика?

Ответить

Тоже интересует

Ответить

да, вопрос не простой. Людей говорящих много, но спецов в теме - очень мало. Мы работаем со своими много лет и дорожим отношениями ) тут рецепт один - пробовать, тестировать и выстраивать отношения с теми, кто хорошо себя покажет.

Ответить