Онлайн-платежи в России, круто в 2010-м — полный ужас в 2020-м

Всем привет. Хочу сегодня немного «поныть» о том, как все плохо с приемом платежей через интернет в России, а также дать пару советов на тему, как улучшить ситуацию владельцам интернет-магазинов и веб-сервисов.

Речь пойдет об онлайн-кассах, которые появились и на протяжении уже двух лет являются обязательными к использованию благодаря замечательному 54-ФЗ.

Онлайн-платежи в России, круто в 2010-м — полный ужас в 2020-м

Для тех кто не в курсе: активное внедрение онлайн-касс началось еще в 2017 году. С того времени все российские компании, которые хотят принимать платежи через интернет должны быть оснащены этим устройством. По закону это должен быть именно физический аппарат, внутри которого располагается фискальный накопитель (сакральное назначение которого до сих пор не поддается объяснению, ни с технической, ни с логической точки зрения). Аппарат подключен к интернету, когда покупатель проводит платеж на сайте, касса должна выбить электронный чек, который должен быть направлен покупателю на почту или через СМС, также в налоговую должна уйти информация о том, что было куплено, когда и по какой цене. За передачу этих данных отвечает специальная коммерческая организация, величающая себя “Оператор фискальных данных” или просто ОФД.

Что нужно было сделать, чтобы подключить прием платежей банковскими картами на сайте в 2010-м

  • Быть зарегистрированным, как ИП или ООО, а в некоторых случаях и как физ. лицо.
  • Быть способным ввести в поисковой системе запрос “Система онлайн платежей для сайта”.
  • Выбрать подходящую систему и заключить с ней договор на обслуживание.
  • Подключить платежную систему к сайту через API.

На весь процесс обычно уходило не более одного-двух дней, с момента появления потребности до момента, когда первый клиент уже расплачивался картой на вашем сайте. Все было просто и удобно. На внедрение компания не тратила ни копейки, за исключением привлечения технических специалистов для доработки сайта (если это требовалось).

Что нужно сделать, чтобы подключить прием платежей банковскими картами на сайте в 2020-м

  • Нужно обязательно быть зарегистрированным, как ИП или ООО. Ни о каких физ. лицах и речи не идет, если вы хотите соблюдать закон. Некоторые платежные системы, так перепугались, что даже с ИП по началу не работали после внедрения новых правил.
  • Необходим расчетный счет для ИП или ООО.
  • Нужно сделать квалифицированную электронно-цифровую подпись (КЭП), чтобы можно было зарегистрировать кассу в налоговой удаленно. Цена вопроса 1000-3000 рублей. Чтобы подпись вам одобрили, нужен личный визит в специальный удостоверяющий центр.
  • Нужно заключить договор с ОФД и оплатить их услуги. 3000 рублей в год.
  • Нужно приобрести кассовый аппарат 10000-30000 рублей и фискальный накопитель к нему 5000-10000 рублей. Фискальные накопители бывают двух типов, те что рассчитаны на 12 месяцев и на 36. После истечения срока действия, накопитель необходимо заменить на новый физически в кассе.
  • Нужно подобрать платежную систему, которая совместима с вашей кассой и ОФД.
  • Заключить договор с платежной системой. Сейчас, как правило, требуется физический договор на бумаге с подписью и печатью, или аналогичный документ подписанный КЭП.
  • Подключить платежную систему к сайту через API.
  • Зарегистрировать кассовый аппарат и фискальный накопитель в налоговой.
  • Фискализировать кассу (провести первую операцию по кассе, которая подтвердит, что все работает верно, и налоговая завершит ее регистрацию).
  • Начать принимать платежи и надеяться, что ничего не сломается.

На весь этот квест тратится от 14 до 30 дней и 20000-40000 рублей. Нужно две кассы? Не проблема, платите в 2 раза больше, будет две кассы. Начать делать регистрацию заранее, пока сайт еще в разработке, вы не можете, поскольку, чтобы платежная система одобрила ваш сайт, он должен быть полностью готов и наполнен информацией. Если платежная система вам откажет (им ничего не мешает это сделать без объяснения причин), то придется искать другую, которая может быть несовместима с вашим кассовым аппаратом. Поэтому не стоит торопиться его покупать.

Моменты, которые особенно расстраивают

  • Для использования КЭП вам потребуется специальный софт, который работает, чаще всего, исключительно на операционной системе Windows. У некоторых программ заявлена поддержка Linux и Mac OS, но найти что-то рабочее из этого не получилось. Так же я не видел ни одной компании, где выпускают электронные подписи, специалисты которой способны помочь с настройкой сего чуда на той же Mac OS. Обычно говорят, что мы можем настроить за столько-то денег, но только не на вашей операционке.
  • Кассы сделаны из комплектующих, которые произведены в Китае. Поскольку своих нет.
  • Фискальный накопитель имеет ограничение не только по времени, но и по количеству выбитых чеков. Если вы делаете частые транзакции, то он может закончится раньше положенного срока.
  • Если вы продаете товар с доставкой курьером, то вы должны выбивать два чека, один — когда вы приняли платеж, второй — когда клиент получил заказ.
  • Касса должна быть всегда подключена к интернету. Нет интернета, выключили свет, завис софт — чек не выбился. Нужно делать дополнительные усилия, чтобы это исправить.
  • Касса сломалась — ваши проблемы. В идеале нужна резервная.
  • Не выбили чек — вот ваш штраф.
  • Хотите сменить платежную систему — если новая система не работает со старой кассой, повторите весь процесс подключения с самого начала, будьте добры.
  • Подобно обычной кассе нужно открывать/закрывать смены, одна смена не может быть длиннее 24 часов по закону. Хорошо если в вашем аппарате есть автоматический режим открытия/закрытия, а если нет, то придется это делать вручную каждый день в одно и то же время.

Система не выглядит удобной и дружелюбной. Непонятно зачем она вообще нужна, ведь если платежи приходят на расчетный счет организации или ИП, то налоговая их вполне себе видит и вы в любом случае заплатите с них налог. Получается, что цепочка из платежной системы-кассы-ОФД не особо занимается чем-то полезным, но забирает на себя деньги и время. Интересно, есть ли подобный опыт в других странах? Легкое гугление результатов не дало, везде все работает так же, как у нас в 2010-м.

Как улучшить ситуацию

В корне — никак, закон есть закон, какой бы не был надо соблюдать. Но есть несколько моментов, которые помогут скрасить тяжелые будни, и которые я познал на собственном опыте:

  • Используйте фискальные накопители на 36 месяцев. Таким образом вам нужно будет их менять в три раза реже. Да, стоят они дороже, но вы сэкономите кучу времени и нервов.
  • Не покупайте физический кассовый аппарат для интернет-расчетов. Если принимаете только онлайн-платежи, и у вас нет наличного расчета. То лучшим для вас решением будет аренда кассового аппарата в одном из облачных дата-центров. Там касса всегда будет доступна через интернет, и отключение света для нее не страшно. Выбить чек вы всегда сможете удаленно. Оплата чаще всего по подписке, раз в месяц, выходит чуть дороже, чем свой кассовый аппарат, но снимает сразу целый пласт проблем, которые потенциально с ним могут возникнуть.
  • Если вы пользуетесь каким-либо сервисом онлайн-бухгалтерии, то в большинстве случаев у вас уже есть КЭП. С этого года она нужна для сдачи отчетности через интернет в налоговую. Поэтому нет смысла выпускать вторую, с огромной вероятностью для регистрации кассы в налоговой подойдет текущая.

И в заключении

По сути, вся эта пляска вокруг касс нехило поднимает порог вхождения в интернет-торговлю, и какому-нибудь мастеру, который делает изделия из кожи и хочет продавать их через интернет или студенту, который делает сайты на заказ, гораздо проще пользоваться удобным сервисом по быстрому переводу средств с карты на карту от зеленого банка, оставаясь “в тени” и не платя налогов. Не потому что он хочет нарушать закон, а потому что осилить это подключение не всем под силу. Получается, что государство ни только не стимулирует рост малого бизнеса за счет упрощения процедуры приема оплаты, но и поощряет “обходные” решения.

По истечению двух лет работы этой системы значительных улучшений в плане удобства она не претерпела, все по-прежнему сложно и долго. Остается надеяться, что в будущем, работать с ней станет все-таки проще, ведь если этого не случится, у малого и микробизнеса абсолютно нет возможности соблюдать 54-ФЗ в полной мере.

3232
28 комментариев

По уму, оно должно работать бесплатно вот так
Интернет-магазин - налоговая
Сейчас оно работает вот так
Интернет-магазин - онлайн касса - ОФД - налоговая.
Почему? Сами наверно знаете почему.
Скоро еще маркировка будет, ну а потом еще что-нибудь придумают. Время еще есть :)

4
Ответить

Было бы круто, если бы все было так...

1
Ответить

Очень много заблуждений!

Кассу можно поставить на учёт без электронной подписи.

При приеме средств на расчетный счёт выбивать чек нет необходимости. (Только от физ.лиц бьют)

На упращенках пока можно выбивать чеки без товарных позиций, просто к примеру "оплата заказа ИП Иванов И. И."

Аренда онлайн кассы выльется в 30000-40000 за каждый год, физическая касса в 20000 с накопителем на три года, экономия как минимум 70000 за три года

3
Ответить

"Кассу можно поставить на учёт без электронной подписи." - тогда нужен отдельный визит в налоговую за каждой операцией. Это не удобно, проще один раз подпись сделать.

 "При приеме средств на расчетный счёт выбивать чек нет необходимости." - если это прямой перевод на расчетный счет. Как много людей в рознице так оплачивают покупки? В основном платят банковскими картами. А там чек обязателен. 

 "На упращенках пока можно выбивать чеки без товарных позиций, просто к примеру "оплата заказа ИП Иванов И. И." - если розничная торговля вроде нельзя, точнее можно конечно, но можно получить штраф. По крайней мере мне в налоговой объяснили так год назад, может что-то поменялось за это время? 

 "Аренда онлайн кассы выльется в 30000-40000 за каждый год, физическая касса в 20000 с накопителем на три года, экономия как минимум 70000 за три года" - аппараты имеют свойство ломаться + это никак не спасает от перебоев с электричеством/интернетом. А в целом, согласен, дешевле. Но рисков больше.

7
Ответить

Это все проблемы 2-х летней давности, когда никто не мог сказать как делать.
Сейчас все ставится быстро, и есть куча готовых решений. Легко ставится за день два + ответ с налоговой что она зарегистрированна.
Выбирай что тебе подходит по объему и цене.

3
Ответить

"Используйте фискальные накопители на 36 месяцев. Таким образом вам нужно будет их менять в три раза реже. Да, стоят они дороже, но вы сэкономите кучу времени и нервов."
Нет, используйте те фискальные накопители, которые подхоят к вашей системе налогобложения и товару, который вы продаёте.

Не каждый товар можно продавать с помощью ФН 36. Там не только сроком отличаются эти "флэшки". Купите не тот - можете положить на полочку и любоваться.

2
Ответить