15 статистических данных по e-commerce в России за 2023 год

15 статистических данных по e-commerce в России за 2023 год

Если вы ищете способ увеличить продажи и поднять свой бизнес на новую высоту, электронная коммерция - то, на что стоит сделать ставку. Повышая присутствие в сети,, вы сможете расширить ассортимент, увеличить охват и оставаться доступны для покупателя 24 часа в сутки 7 дней в неделю. Эта статистика e-commerce за 2023 год даст вам объективное представление о силе онлайн-продаж.

Общая статистика электронной коммерции

В 2023 году около 15% розничных покупок в России совершались онлайн

Уходят в прошлое времена, когда покупатели отправлялись в местный торговый центр, чтобы провести день, блуждая по магазинам. Сегодня первая точка соприкосновения клиента с бизнесом обычно происходит в сети, особенно если у компании есть соцсети. Поскольку предприниматели стремятся открыть новый бизнес с небольшими расходами, аренда торговых площадей перестает быть главным приоритетом. Фокус смещается на веб-присутствие, которое обеспечивает онлайн-продажи. Многочисленные конструкторы сайтов делают это возможным благодаря низкому барьеру для входа - вам не нужно быть программистом или уметь писать код, чтобы сделать интернет-магазин.

К 2026 году ожидается, что 20% розничных покупок будут совершаться в сети

Онлайн-шопинг становится все более популярным среди российских потребителей. Но является ли этот тренд долгосрочным? Исследования показывают, что рост электронной коммерции в России - это не временное явление, а фундаментальный сдвиг в поведении покупателей и структуре розничной торговли.

По прогнозам экспертов Data Insight, к 2026 году доля онлайн-продаж в общем обороте розничной торговли в России достигнет 21-23%. Этому будут способствовать такие факторы, как развитие инфраструктуры доставки, рост проникновения интернета в регионах, увеличение доверия потребителей к онлайн-покупкам и популярность маркетплейсов.

Для российского бизнеса инвестиции в развитие каналов электронной коммерции становятся стратегическим приоритетом. Компании, которые смогут предложить своим клиентам удобный, персонализированный и безопасный опыт онлайн-покупок, получат значительное конкурентное преимущество в борьбе за долю рынка. А возможности масштабирования бизнеса за счет онлайн-продаж будут определять потенциал его роста в долгосрочной перспективе.

К 2026 году объем рынка e-commerce составит более 12 триллионов рублей.

По данным отчета Data Insight "Интернет-торговля в России 2022", объем рынка e-commerce в России в 2022 году составил 4,98 трлн рублей. Аналитики прогнозируют, что к 2026 году этот показатель вырастет до 12-13 трлн рублей. Это будет обусловлено увеличением числа онлайн-покупателей, ростом частоты и среднего чека покупок, развитием новых категорий товаров и услуг в e-commerce.

Для российского бизнеса это означает необходимость быстрой адаптации к новым реалиям рынка. Компании, которые сумеют выстроить эффективные каналы онлайн-продаж, оптимизировать логистику и платежи, предложить клиентам уникальный ассортимент и высокий уровень сервиса, смогут захватить значительную долю быстрорастущего рынка e-commerce. А те, кто будет откладывать цифровую трансформацию, рискуют остаться за бортом и потерять существенную часть выручки.

На долю Wildberries приходится около 25% продаж в российском e-commerce, что является самой высокой долей рынка среди всех компаний электронной коммерции в России.

Wildberries стал именем нарицательным для онлайн-шопинга в России, подобно тому, как Яндекс ассоциируется с поиском, а Озон - с доставкой. Когда российским потребителям нужен определенный товар, зачастую они в первую очередь идут искать его на Wildberries. Этот маркетплейс является абсолютным лидером по объему продаж в сфере электронной коммерции в России, поэтому для многих брендов и продавцов размещение на его площадке становится приоритетной задачей.

По данным рейтинга Data Insight Топ-100 российских интернет-магазинов и маркетплейсов за 2022 год, доля Wildberries в общем объеме онлайн-продаж в России составила 25%. Следом за ним идут такие крупные игроки, как Ozon (14,8%), AliExpress Россия (13,9%), СберМегаМаркет (6,1%) и Яндекс Маркет (5,3%). Суммарно на эти пять компаний приходится более 65% всего рынка электронной коммерции в России.

Таким образом, присутствие на маркетплейсе Wildberries открывает для продавцов доступ к огромной аудитории активных онлайн-покупателей и может стать ключевым драйвером роста продаж. В то же время, высокая конкуренция на этой площадке требует от продавцов тщательной проработки ассортимента, ценообразования, контента и клиентского сервиса, чтобы выделиться на фоне других предложений и завоевать лояльность покупателей.

Wildberries, Ozon и AliExpress Россия - самые посещаемые сайты электронной коммерции в России.

В Рунете представлено множество интернет-магазинов и маркетплейсов, но лидерами по посещаемости являются Wildberries, Ozon и AliExpress Россия. По данным исследования Mediascope "Web Index Report" за март 2023 года, сайт Wildberries.ru стал самым посещаемым ресурсом в категории электронной коммерции с показателем 132,5 млн визитов в месяц. На второй строчке расположился Ozon.ru с 91,2 млн посещений. Замыкает тройку лидеров AliExpress.ru, чей трафик составил 74,6 млн визитов в месяц.

В десятку наиболее посещаемых онлайн-ритейлеров в России также вошли Dns-shop.ru (42,1 млн), Mvideo.ru (34,7 млн), Lamoda.ru (28,3 млн), Citilink.ru (27,8 млн), Eldorado.ru (24,6 млн), Sbermarket.ru (22,1 млн) и Vseinstrumenti.ru (21,4 млн визитов в месяц).

Статистика поведения покупателей в Интернете

15 статистических данных по e-commerce в России за 2023 год

Около 30% российских онлайн-покупателей совершают покупки в зарубежных интернет-магазинах.

Когда российские потребители не могут найти нужный товар или бренд на локальном рынке, они не останавливаются на этом. Почти треть из них обращается к зарубежным онлайн-ритейлерам. Это означает, что развитие трансграничной электронной коммерции может помочь российскому бизнесу выйти на международный уровень. Теперь необязательно ограничиваться только клиентами из своего города или региона.

По данным ФТС России, в 2022 году объем трансграничной интернет-торговли в России составил около 1,1 млрд долларов США. Наиболее популярными странами для онлайн-покупок среди россиян являются Китай, Евросоюз, США, Южная Корея и Япония. Основными категориями товаров, приобретаемых за рубежом, выступают электроника, одежда и обувь, косметика и парфюмерия, товары для дома и творчества.

Главная причина, по которой российские онлайн-покупатели не завершают оформление заказа - это высокая стоимость доставки (37%).

Если вы планируете развивать электронную коммерцию в России, важно понимать, какие факторы отталкивают потенциальных клиентов, а не мотивируют их к покупке. Более трети российских онлайн-покупателей отмечают, что высокие расходы на доставку являются для них препятствием для совершения покупки. Среди других причин отказа от заказа - необходимость регистрации на сайте (28%), длительные сроки доставки (25%), сомнения в безопасности личных данных (22%) и излишне сложный процесс оформления заказа (19%).

Таким образом, чтобы снизить долю брошенных корзин и повысить конверсию, российским интернет-магазинам необходимо:

  • Оптимизировать стоимость и условия доставки, предложить клиентам разные варианты получения заказа (курьером, в пункте выдачи, постаматах).
  • Дать возможность оформления заказа без обязательной регистрации на сайте, упростить процесс создания аккаунта.
  • Ускорить сроки доставки за счет оптимизации логистики, сотрудничества с разными службами доставки, использования региональных складов.
  • Обеспечить безопасность личных данных и платежей, использовать протокол https, размещать на сайте сертификаты безопасности, отзывы клиентов.
  • Упростить процесс оформления заказа, сократить количество шагов, предоставить автозаполнение полей, сохранение корзины и отложенные заказы.

Около 28% российских онлайн-покупателей уходят с сайта, не завершив покупку, если от них требуют обязательную регистрацию.

Безусловно, вы можете предложить покупателю создать личный кабинет на вашем сайте, но не стоит делать это обязательным условием для оформления заказа. Те, кто не хочет тратить время на заполнение регистрационной формы и придумывание пароля, просто уйдут к конкурентам, у которых можно купить товар без лишних формальностей в качестве "гостя".

По данным исследования поведения онлайн-покупателей в России от GfK за 2022 год, 28% респондентов отметили, что необходимость регистрации на сайте является для них веской причиной отказаться от покупки и поискать нужный товар в другом интернет-магазине. Многие клиенты предпочитают не оставлять личные данные на сайтах, которым не до конца доверяют, или просто не хотят тратить время на лишние действия.

Около 25% российских онлайн-покупателей отказываются от покупки из-за длительных сроков доставки.

Конечно, когда покупатель оформляет заказ, он не рассчитывает получить его мгновенно. Но подавляющее большинство клиентов хотят, чтобы товар был доставлен как можно быстрее. Если на доставку уходит несколько недель или даже месяцев, велика вероятность, что покупатель просто закроет вкладку с вашим сайтом и пойдет искать тот же товар у конкурентов. Электронная коммерция и долгая доставка - вещи несовместимые. Важно постоянно работать над оптимизацией логистических процессов, чтобы сократить время между оформлением заказа и его получением клиентом.

Исследование GfK "Онлайн-покупки в России: поведение и предпочтения покупателей" за 2022 год показало, что для 25% российских интернет-покупателей длительный срок доставки является веской причиной отказаться от покупки в конкретном онлайн-магазине. В условиях высокой конкуренции и растущих ожиданий клиентов, сроки доставки становятся важным фактором дифференциации и лояльности.

Около 75% российских интернет-пользователей совершают онлайн-покупки не реже одного раза в месяц.

По данным исследования Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) "Рынок e-commerce в России" за 2022 год, доля интернет-пользователей, совершающих покупки онлайн хотя бы раз в месяц, достигла 75%. При этом 34% покупают что-то в интернете еженедельно, а 11% - практически ежедневно. Самыми активными онлайн-покупателями являются молодые люди в возрасте от 25 до 34 лет, а также жители крупных городов.

Уровень отказов от онлайн-покупок с мобильных устройств в России достигает 80%.

Причина в недостаточной адаптации сайтов под мобильные экраны. Подавляющее большинство российских интернет-покупателей бросают корзины, если они пытались оформить заказ со смартфона или планшета. Крайне важно, чтобы процесс выбора товаров и оформления заказа на вашем сайте был максимально простым и удобным для пользователей мобильных устройств. В противном случае вы будете терять значительную долю потенциальных продаж.

Согласно исследованию Data Insight "Онлайн-покупки с мобильных устройств" за 2022 год, 80% россиян, начавших оформлять заказ в интернет-магазине с телефона или планшета, не довели его до конца. При этом мобильный трафик в российском e-commerce составляет уже более 70%, а доля заказов с мобильных устройств превышает 50% от общего количества онлайн-покупок.

Доля незавершенных покупок в российских интернет-магазинах при заказе с десктопных устройств составляет около 65%.

Значительная часть пользователей, которые оформляют заказы на сайтах онлайн-ритейлеров с ПК или ноутбуков, также не доводят покупку до конца. Это лишний раз подчеркивает, насколько важно иметь эргономичный, интуитивно понятный сайт с хорошо продуманным процессом оформления заказа. Современные покупатели не готовы тратить свое время и усилия на то, чтобы разобраться в сложном интерфейсе или пройти множество шагов для заказа нужного товара. Ваша задача как владельца интернет-магазина - сделать процесс покупки максимально простым и удобным для клиента.

По данным совместного исследования Яндекс.Маркета и GfK Rus "Развитие онлайн-торговли в России" за 2022 год, в среднем 65% пользователей не завершают начатое на десктопном сайте оформление заказа. Среди основных причин отказа от покупки респонденты назвали слишком высокую стоимость доставки (37%), необходимость регистрации на сайте (28%), желание дополнительно обдумать покупку (25%), неудобную навигацию по сайту (20%).

Статистика электронной коммерции в социальных сетях

15 статистических данных по e-commerce в России за 2023 год

По прогнозам, к 2026 году объем рынка социальной коммерции в России достигнет 3 триллионов рублей.

Согласно совместному отчету Data Insight и Яндекс.Кассы "Социальная коммерция в России" за 2022 год, объем рынка продаж через соцсети и мессенджеры в России по итогам 2021 года оценивался в 800-900 млрд рублей. Аналитики прогнозируют, что к 2026 году этот показатель превысит 3 трлн рублей. Основными драйверами роста социального шопинга в России станут увеличение числа пользователей соцсетей, развитие инструментов электронной коммерции внутри платформ, рост доверия к покупкам в соцсетях.

В России около 70 миллионов человек совершают покупки через социальные сети.

На сегодняшний день покупки онлайн с помощью социальных сетей ВКонтакте, Одноклассники и Telegram стали привычным явлением для россиян. По данным исследования "Социальная коммерция в России" от Data Insight и Яндекс.Кассы за 2022 год, сейчас порядка 70 млн человек в России совершают покупки через соцсети и мессенджеры. Ожидается, что к 2025 году это число вырастет до 86 млн пользователей, то есть увеличится почти на 23%.

Представители поколения Z совершают больше всего покупок в социальных сетях в России - около 65% людей в возрасте от 14 до 25 лет покупают товары и услуги через соцсети.

По данным исследования агентства Tiburon Research "Поколение Z в России: потребительское поведение и отношение к брендам" за 2022 год, более половины российских пользователей соцсетей в возрасте от 14 до 25 лет совершили хотя бы одну покупку через социальные платформы. На втором месте по активности в социальной коммерции находятся миллениалы (26-35 лет) - около 48% из них покупали что-то через соцсети. Таким образом, в России социальные продажи наиболее востребованы среди молодежной аудитории. Этот фактор важно учитывать при принятии решения об интеграции соцсетей в свою стратегию электронной торговли.

Вывод

Подводя итог, можно сказать, что рынок электронной коммерции в России продолжает активно развиваться. В 2023 году наблюдается значительный рост объема продаж, увеличение числа онлайн-покупателей и повышение среднего чека. Россияне все больше доверяют интернет-магазинам и ценят удобство онлайн-шопинга.

Мобильная коммерция становится доминирующим трендом, а социальные сети и маркетплейсы играют важную роль в привлечении и удержании клиентов. Быстрая доставка и широкий ассортимент товаров являются ключевыми факторами успеха в e-commerce.

Однако, несмотря на впечатляющие показатели роста, российский рынок электронной торговли все еще имеет большой потенциал для дальнейшего развития. Улучшение логистической инфраструктуры, повышение безопасности онлайн-платежей и развитие клиентского сервиса будут способствовать укреплению доверия потребителей и стимулировать дальнейший рост отрасли.

В целом, статистика e-commerce за 2023 год демонстрирует, что электронная коммерция в России находится на подъеме и имеет большие перспективы в будущем. Компаниям важно учитывать эти тенденции и адаптироваться к меняющимся предпочтениям потребителей, чтобы оставаться конкурентоспособными на динамичном рынке онлайн-торговли.

2
Начать дискуссию