Как перекупы с Мегамаркета продают товары на Авито: новый вид бизнеса.

Оборот Мегамаркета вырос в 5 раз в первом квартале 2024 года. По данным INFOLine, Мегамаркет сохранил 3 место по обороту среди мультикатегорийных маркетплейсов. Селлерам бы радоваться, да вот только у стремительного роста есть оборотная сторона медали. Сразу несколько участников рынка e-com рассказали о массовом появлении профессиональных перекупщиков. Они выкупают товары на Мегамаркете с большим кешбэком, а затем продают их на Авито или с помощью мессенджеров. Штормит весь рынок, уверены эксперты.

НЕМНОГО ЦИФР

В первом квартале 2024 года оборот Мегамаркета вырос в 5 раз год к году и превысил 155 млрд рублей. Средний чек на Мегамаркете составил 8 750 рублей, это выше на 82%, чем годом ранее. Кроме того, Мегамаркет показал наиболее высокую динамику посещений сайта среди маркетплейсов. В первом квартале года этот показатель увеличился более чем на 212% до 287 млн, отметили аналитики INFOLine.

ЗАВОЕВАНИЕ РЫНКА

Мегамаркет сегодня действительно претендует на звание одного из лидеров рынка e-com в России. Компания запустила мощную рекламу, покупателей привлекают внушительные кешбэки, которые, порой, превышают даже 100%. К примеру, однажды нам удалось обнаружить детскую зимнюю куртку на Мегамаркете, которую продавали с кешбэком аж 119%.

скриншот с сайта Мегамаркета 
скриншот с сайта Мегамаркета 

Что это - невиданная щедрость или сбой системы? Но факт остается фактом. Покупатель приобрел этот товар на Мегамаркете, а после получил кешбэк в размере "стоимость товара + 19% сверху". Получается, что покупатель еще и заработал на маркетплейсе.

Впрочем, клюют на такие скидки и профессиональные перекупщики. Сразу несколько участников рынка e-com поведали о проблеме с продавцами, которые выкупают товары на Мегамаркете со значительным дисконтом, а затем продают их на других площадках.

Алгоритм такой. Мегамаркет активно инвестирует в скидки, кешбэки и промокоды. В сумме конечная цена на товары на маркетплейсе с учетом отдельных акций может быть ниже среднерыночной на 40–50%. Как итог — "самыми активными покупателями" товаров по сильно сниженным ценам выступают не обычные потребители, а b2b-клиенты, которые закупаются большими партиями, получают кешбэки и затем реализовывают купленный товар повторно, причем зачастую на той же площадке.

Один из представителей рынка бытовой техники и электроники указал, что подобные покупатели отслеживают снижение цен на товары с помощью парсеров (специальных программ для анализа больших данных), что позволяет им скупать товары с наиболее выгодными ценами в большом количестве. "Таким образом, выгоду получает не честный покупатель, а перекупщик, который просто зарабатывает на разнице от перепродажи и гоняет туда-сюда скидки и бонусы", — подчеркнул источник РБК.

К примеру, на сайте Авито сейчас доступно свыше 500 объявлений в Москве с подписью "куплено на Мегамаркете". Ниже пример одного из таких объявлений, которое просто попалось нам на глаза.

скриншот с сайта Авито 
скриншот с сайта Авито 

По словам представителя Авито, оценить объем всех товаров, купленных на Мегамаркете для дальнейшей перепродажи, невозможно, несмотря на то что многие продавцы указывают это в описании.

В топ-товаров, купленных на Мегамаркете и выставленных на Авито по цене ниже рыночной, входят:

- смартфоны iPhone 15,

- ноутбуки,

- приставки PlayStation и Xbox,

- наушники,

- видеокарты,

- электросамокаты и др.

Представитель Авито указал, что те, кто перепродает товар, не нарушают каких-либо правил: "Как только человек легально стал собственником товара, он может им пользоваться на свое усмотрение, подарить, продать где угодно на вторичном рынке или даже потерять. Это его персональное право. То, какую назначить цену, — это также его личный выбор".

Однако эксперты бьют тревогу. Одни считают, что периоды больших скидочных кампаний на Мегамаркете приводят к падению трафика, конверсии и продаж у крупных сетей на 5–15%.

Другие уверены, что такая стратегия Мегамаркета пока не влияет на общие цены на рынке, но отражается на продажах дистрибьюторов и оптовых компаний, из-за чего многие компании просто перестают работать на этом маркетплейсе.

РЫНОК ПРОМОКОДОВ

Еще одни предприимчивые люди стали зарабатывать на многочисленных промокодах Мегамаркета. Вводя определенное слово на сайте маркетплейса, покупатель получает дополнительную скидку на товар. Это помимо кешбэка. Так, к примеру, в мессенджерах стали появляться закрытые чаты, где продают/покупают промокоды, бонусы СберСпасибо и другие услуги. Чтобы стать участником одного из таких чатов, нужно заплатить 380 рублей.

скриншот от нашего источника 
скриншот от нашего источника 

При этом, нам том же Пикабу Мегамаркет бесплатно раздает промокоды на различные категории товаров.

скриншот с сайта Пикабу 
скриншот с сайта Пикабу 

Представитель крупной сети DNS уверен, что многочисленные продажи с "дикими" маркетинговыми вложениями в кешбэки наблюдались во второй половине 2023 года, особенно в четвертом квартале. Причем основным "дарителем" кешбэков был именно Мегамаркет, подтверждает он. "Кешбэков давали настолько много, что в ряде товарных категорий динамика отличалась от нормальной сезонной, показывая небывалый рост. А это приводит и к отложенному отрицательному спросу, и ситуативной потере привычными продавцами доли", — отметил он. Эксперт уверен, что "вливание маркетплейсами больших бюджетов" в целом ненормальной рыночной практикой, которая должна исчезнуть в будущем.

22
Начать дискуссию