Как не выйти на Озон. Мой алгоритм анализа с нуля самостоятельно

Дело было весной 2023 года. Я была без работы несколько месяцев и решила заняться оценкой своих мыслей и возникшего желания выйти на маркетплейс селлером.

Мой прошлый опыт - это работа преимущественно в корпорациях, я - маркетолог и решила к эмоциям желания добавить прагматизма и использовать свои навыки анализа и системного подхода. Подключаю голову 🧠 к бьющемуся идеей сердцу. 💜

С чего все началось

В окружении у меня было несколько селлеров, и только один из них держал долю в своей категории около 10% с существенными оборотами в миллионы рублей (о прибыли судить не могу, да никто и не скажет).

Жару мыслям и действиям поддавала внешняя агитация через навязанную рекламу, ролики с ютуба, подбадривание близких. Уже сплю и вижу себя селлером. Устоять перед рекламой про обучения на маркетплейсах - это ж вообще надо иметь силу воли, все зовут:

Хороши у нас (котята) курсы -
Раз, Два, Три, Четыре, Пять!
Заходите к нам, ребята,
Посмотреть и (посчитать) почитать.

Как не выйти на Озон. Мой алгоритм анализа с нуля самостоятельно

Мой алгоритм

Я подошла к делу как к проекту 🚀– на бумаге расписала в деталях свой план. И вот что я делала по шагам:

1. Общаюсь с действующими селлерами и узнаю максимум, чтобы понять, из чего состоит день селлера, какие действия он делает на ежедневной основе. Примеряю на себя. Этот пункт мне очень помог (я взяла эту практику из своего прошлого в одном карьерном клубе – если хочешь стать кем-то, найди человека с таким опытом и расспроси все, о чём томится твой мозг)

2. Гуглю исследования о том, куда движется онлайн торговля, смотрю на тренды. И ищу полезную сухую информацию с практическим применением типа «бери и пробуй».

3. Решаю вопрос с продуктом. Сама ничего не произвожу, значит, иду по пути перекупа. Что мне здесь важно понять:

  • прошу доступ у знакомых на платформу аналитики маркетплейсов,
  • смотрю категории востребованных товаров,
  • накидываю список из 20-30 позиций (а лучше – больше), что буду продавать, из разных категорий, фильтрую, выбираю,
  • готовлюсь, смотрю бывалых и иду на рынок (Южные ворота, Садовод), благо, живу недалеко за МКАДом,
  • смотрю, что продают, сравниваю с ценой конкурентов на WB, Ozon, торгуюсь, спрашиваю условия, цены за объемы и другие детали,
  • запрашиваю цены на приятную (на мой взгляд) для клиента упаковку, потому что и сама, как покупатель, обращаю на это внимание.

4. Прохожу параллельно бесплатные обучения на самих площадках маркетплейсов, вникаю в детали и условия: упаковки, логистики, возвратов… завожу свой кабинет (поторопилась). Добавляется агитатор – периодически мне звонит менеджер поддержки Озон маркетплейса («Ну что? Ну как? Где ваш товар?»).

5. Составляю список конкурентов в нише, смотрю их товары и читаю отзывы потребителей, делаю скриншоты отзывов – записываю мысли с комментариев, что хочет покупатель. Стараюсь определить портрет потребителя – планирую опросить и свой круг знакомых, кто и какие товары в намеченной мной категории покупает, как ищут такой товар на маркетплейсе.

6. Общаюсь с контактами, кто делает карточки и SEO оптимизацию, присматриваюсь к расходам (но я умею и могу эти задачи сделать сама).

7. Подписываюсь на кучу чатов в телеге про маркетплейсы – смотрю, сколько стоят потоковые съемки, что селлеры обсуждают в чатах. Узнаю примерные расценки на ввоз из Китая (поверхностно присматриваюсь, что и как вообще нужно и можно сделать при закупке из-за рубежа, звоню по знакомым, кто пробовал серый ввоз, но это не мой приоритет).

8. Берусь оценить свои ресурсы – из информации по пунктам выше пониманию, что по факту работы много больше технической. А именно: закупка товара, логистика и организация доставки, работа с браками, возвратами, мониторинг жесткой конкуренции, работы с карточками товаров, реклама … и еще немалый список действий, если сесть, потрать время и расписать детально, что нужно делать, если ты делаешь своими руками (ну или с привлечением на старте минимального подряда на задачи)

9. Дальше занимаюсь расчетами - составляю таблицу, также ищу шаблоны в инете, чтобы с нескольких ракурсов посчитать), вношу собранные данные, прикидываю прогноз. Расстраиваюсь, потому что на рынках, блин, дорого нынче. Либо я не знаю, где взять или как договориться за дешево.

10. Составляю для себя план по задачам, срокам и ресурсам для старта go-live.

Как не выйти на Озон. Мой алгоритм анализа с нуля самостоятельно

Проделав эту работу, я остановилась. Взяла паузу на рефлексию и осмысление.

Эпилог. И про выводы

Я поняла, что соотношение моих усилий, нужных мне ресурсов, денег на старте, собственной энергии и выхлоп как результат с продаж в ближайшей перспективе - мне кажется перекошенным. К тому же с прибыли нужно все время вкладывать снова и снова в товар и продвижение, что правильно, но съедает твой чистый доход. При достаточно больших временных затратах на руки у меня будет выходить меньше привычного дохода. И про время - я жена и мама - и на эти роли тоже нужно заложить время помимо вложения времени в проект.

Проделанная мной работа и информация остановила меня задуматься и вот над чем (может и тебе будет полезно):

эти задачи селлера, действия, техническая работа без особого творчества (что для меня всегда интересно) - это точно то, что мне интересно, это то, чего мне хочется на самом деле?! Или я поддалась веянию извне? Восхитилась чьим-то опытом и надела на себя чужой костюм?

Я решила в итоге, что мне продажа на маркетплейсе не подходит.

Что я говорила себе на старте и в процессе

- у тебя есть идея?.. наметь план, оцени ее, например, по алгоритму выше,

- не поленись проделать работу по плану, это поможет трезво оценить себя,

- окружи себя теми, кто уже там, собери максимум информации, куда ты думаешь или хочешь прийти (и/или найди менторов, наставников, кто поделится опытом, поможет воплотить идею)

- и спроси себя, это то, что даёт мне силу? Это отзывается внутри положительными эмоциями?

Вывод по идее напросится сам собой. Если тебе подходит и отзывается, иди на маркетплейс да и в любой бизнес/проект.

А в остальном просто делай, не из всех сил, а изо дня в день. ✨

Для предпринимателей по духу и экспертов пишу мысли и говорю про маркетинг в телеграм-канале. Заходи познакомиться. 👀

1 комментарий

Вот это да! Я и представить не мог, что такое возможно в реальности.

Ответить