Кратко об аукционах современного искусства в России.

Сегодня в гостях у арт-сообщества Балаганчик искусствовед, аукционист Екатерина Ищук. Мы поговорили о том, как устроены аукционные дома; какие виды аукционов бывают; как можно продать свои работы или купить новые; разобрали терминологию аукциониста, и выяснили где найти экспертов-оценщиков. Говорить будем только про российские аукционы, так как Екатерина работает именно в этом секторе.

Аукционный дом - как некая торговая оффлайн или онлайн точка, имеющая доменное имя в интернете, и способная торговать предметами искусства. Аукционные дома могут быть при галереях, иметь корнеры в торговых центрах или отдельный офис.

Картинка создана с помощью ИИ
Картинка создана с помощью ИИ

Начнем с основ аукционного бизнеса – терминологии:

Комитент – в нашем случае, автор или коллекционер, кто отдает на хранение свои работы, с целью дальнейшей их продажи аукционным домом, на заранее обговоренных условиях.

Заочный бид – ставка без личного присутствия. Когда человек доверяет аукционисту делать за него ставку не превышающую указанную сумму денег.

В профессиональной среде, существует «5 цен аукциона»:

  • Старт - стартовая цена лота.
  • Резерв – сумма ниже которой комитент не готов расстаться со своей работой.
  • Эстимейт – оценочная стоимость работы. Как правило, без указания точной суммы, а в небольших пределах от и до.
  • Цена молотка – сумма, которая звучит перед словом «продано».
  • Итог – конечная сумма сделки с учетом стоимости работы, аукционного дома, аукциониста, а также возможной доставки, и пенни, в случае просрочки хранения.

Структура аукционных домов и принцип покупки работ.

Многие современные аукционные дома не имеют собственного помещения - они распространяют свой бизнес в интернете. И вовсе необязательно иметь огромную команду для работы с продажей произведений искусства.

Принцип действия у всех домов практически идентичный, со своими нюансами в каждом из них. В первую очередь, аукционный дом – это посредник, кто помогает художнику или коллекционеру найти своего покупателя. За свою работу аукционный дом взимает комиссию, установленную в рамках конкретной компании.

Существуют два типа аукционов: голландский и английский. Отличие в том, что первый из них идет на понижение цены от максимальной до желаемой, в то время как в России аукционы созданы по английскому принципу «на повышение» - от минимальной цены, иногда от рубля, и до Эстимейта и выше, когда выигрывает большая ставка. Необходимо понимать, что аукционные дома стремятся продать работы, достигшие хотя бы нижней границы Эстимейта. В противном случае работы могут быть сняты с аукциона с возвратом владельцу.

Ставки можно делать лично в зале, если такой имеется у аукциона; в режиме реального времени по телефону, во время проведения торгов, а также заочные ставки по телефону, с указанием максимально желаемой суммы денег.

После успешного закрытия торгов есть возможность выкупить работу в течение определённого времени, установленного аукционным домом. Количество дней прописано в договоре, и определяется каждым домом самостоятельно. По истечении срока будущий владелец обязан заплатить пени, в указанной по договору сумме по сроку просрочки. Начисление пени идет раз в сутки.

В случае если вы планируете заказать доставку до дома, необходимо учесть все расходы заранее. По вопросам расчета примерной цены обратитесь к сотрудникам аукциона. Бывает так, что стоимость работы может оказаться заметно ниже транспортировки.

Самые известные в России аукционные дома, где можно купить или продать работы:

  • Bidspirit – в настоящее время самый крупный аукционный портал, где представлено множество аукционных домов.

  • ARTinvestment – один из самых старых домов.

  • АртСреда – молодой аукционный дом.

  • VLADEY Space – торгуют на собственной платформе. Начало всех торгов со 100 евро.

  • Аукционный дом Знакъ.

  • Книжная полка на Елоховском – дом, где сейчас работает наш гость Екатерина Ищук.

  • Литфонд – крупный аукционный дом с широким спектром продаваемых предметов искусства. Здесь все торги начинаются с 1 рубля.

Что делать если вы надумали продать какую-то работу?

Начните с детального изучения аукционных домов: посмотреть, как продвигают работы, какой порядок цен, какая целевая аудитория, участвует ли дом в крупных арт-мероприятиях. Также необходимо узнать оценочную стоимость работы. Для этого существуют эксперты, которых приглашает дом для оценки произведения. Бывает и так, что при желании отдать свою работу на аукцион её сначала проверит искусствовед, и решит стоит ли приглашать для оценки эксперта. Решение зависит от интереса к конкретному стилю и от запрашиваемой цены владельца. Аукционному дому не выгодно брать работы, которые они скорее всего не смогут продать.

В основе оценки произведения закладывается средняя стоимость рынка похожих работ; время, затраченное на создание работы; сложность; репутация художника; уникальность; сколько денег вложено в создание работы.

Обращаться в центры стоит не только для оценки произведений искусства. Если вы хотите путешествовать с картиной, нужно обратиться с просьбой «оформить разрешительные документы на перемещение произведения искусства». Такая процедура необходима для подтверждения того, что работа не признана культурной ценностью, и её спокойно можно вывезти за пределы страны. После оценки экспертом, у вас будет возможность застраховать работу на соответствующую сумму денег – это в ваших же интересах, в целях предосторожности.

Где найти экспертов для оценки работ?

  • НИНЭ имени П.М. Третьякова

  • Центр художественной экспертизы имени И.Е.Репина

  • Центр имени академика И.Э. Грабаря

Это лишь примеры самых известных мест. Все прочие можно легко найти, если вбить в поиске «центр художественной экспертизы».

Несколько советов новичкам аукционного бизнеса:

  • Локация имеет важное значение для будущих покупателей. Поэтому перед тем как регистрировать бизнес, учитывайте все возможные факторы комфортного расположения. Пешая доступность от метро – как один из важных нюансов, так как многие предпочитают данный вид транспорта, и, часто размер и вес работы затрудняет перемещение от аукциона до дома. Необходима также достаточная площадь для размещения гостей, для тех, кто любит делать ставки в живую.

  • Чаще всего аукционные дома расположены в пределах исторического центра Москвы.

  • Существует перечень площадок для продвижения аукционных домов. Можно покупать рекламу даже в Одноклассниках, в ВК и Телеграм каналах.

  • Дорогие работы известных художников можно выставлять на продажу в качестве рекламной акции для развития бизнеса. Даже если цена работы выше, чем нынешний спрос на рынке, это станет лишней рекламой в интернете, красуясь на обложке вашей компании.

33
Начать дискуссию