ОЗОН! Как много в этом слове или как изжить селлера

В этом многословном стоне души я хотел бы поблагодарить весь коллектив озон-маркетплейс за возможность предпринимателям предложить свои товары миллионам покупателей с помощью площадки ОЗОН. Вы создали потрясающий канал продажи как для новичков, так и для акул бизнеса.

Любому предпринимателю очень комфортно работать в постоянно изменяющихся условиях поставок, комиссий за продажу, индексов цен, просрочек, смены адресов пунктов, тайм слотов. Особая благодарность за ваш труд по улучшению условий работы по схеме FBS. Хотелось бы остановиться на этом подробно и выделить основные этапы улучшений.

Первый этап – решение обязать всех селлеров отгружать заказы семь дней в неделю с временем на сборку 24 часа. Какая разница, работает твой коллектив 7/0, можно ли попасть на склад в выходные, ты бизнесмен Мишка, а это значит должен подстроиться, покупатель из Владивостока ждет твой товар. Подстроились, переехали, наняли, доплатили. Терпимо - работаем.

На втором этапе на помощь пришел вирус. В связи с пандемией всех селлеров перевели с ПВЗ на пункты приема. Не близко, очереди по два часа на улице на ветру, социальная дистанция, два окошка на двадцать человек, ты бизнесмен Мишка, терпи. Больно, холодно - работаем.

Как же еще улучшить условия для селлера? На помощь пришли пункты приема. Выросла нагрузка на приеме отправлений, введем тайм слоты: удобно – неудобно, вози, где в личном кабинете время, никто не знает. Читаешь «Если заказ поступил до 13:00 сегодня 22.06.2020, соберите его до 13:00 23.06.2020 . Заказы, полученные позже, нужно собрать до 13:00 24.06.2020», а тайм-слот с 11 до 13 часов, не верь глазам. Не успеваешь, терпи. Обещали сделать четыре окна, надейся. Очень больно, но работаем.

Никак не создать идеальные условия для партнера, все возит посылки и возит. Как еще помочь? Давайте поменяем время поставки, под которое он настроил свои процессы, на интервал с 10 до 11 утра, а то возит с 11 до 13 часов, расслабился, пусть за час попробует и очередь отстоять и заказы разгрузить и в окошко пару сотен посылочек передать, а чтобы не потолстел, мы парковку огородим, чтобы машине не подъехать близко, пусть носит, своя ноша не тянет. Чтобы он с вечера не подготовился, документы можно будет распечатать только в 9 утра, еще покупатель на помощь придет, пару отправлений собранных отменит, что за проблема в сотне посылок одну найти. Вот четыре окошка сделали, работают правда два,но ведь лучше стало. А не успеет сдать, мы его заблокируем на 14 дней, пусть посидит, подумает, может ему это все не надо. Но если и это не поможет, мы еще что-нибудь придумаем.... Боже, новый селлер приехал на пункт с одним отправлением, давайте покажем как он нам нужен: пусть выбирает время, когда удобно, мы его потом улучшим. А старый пусть слушает и терпит, раз любит.. Уже не больно, уже противно.

Каждое утро начинается с мысли, что они еще придумали? Заблочили тебя или нет, успеешь упаковать, сдать, подвести заказанный товар, который в кабинете не числится, (ой, у нас ошибка, но мы вам понизим рейтинг), проверить ссылки на доски объявлений, с которых берутся «рыночные цены», а то антимонопольное законодательство тебя на сутки заблокирует. Пора остановиться, уже залюбили.

Ваше руководство рапортует о том, что рост продаж в разы, количество позиций в разы, все в разы. Я уверен, что здесь есть и заслуга селлеров. Команда ОЗОН делает все, чтобы партнеру максимально быстро и комфортно начать торговлю. Так удобно заключив договор, подключать месяц пункт приема заказов, каждый час заходя в личный кабинет, затем оформлять карточку товара (спасибо, что позволяете по часу проходить этот квест и ждать модерацию по 2 дня), собирать заказы по постоянно меняющимся условиям к упаковке и маркировке, отвозить в ПВЗ когда вам удобно, оплачивать комиссии и доставки, изменяющиеся раз в квартал. И что им еще надо и чем они недовольны, спросит читатель?

Хороший аргумент: не нравится, не сотрудничай, не поспоришь. Заключая договор, обе стороны берут на себя обязательства и предоставляют права, согласно которым планируют бизнес процессы: нанимают персонал, арендуют склады, создают товарную матрицу, завозят наличие на склад и т.д. Любой бизнес - это цепочка определенных процессов, изменение любого из которых приводит к перестройке всей цепочки. Сколько изменений вы внесли в договор в 2020 году? Разорвать отношения с вами не сложно, труднее минимизировать потери: сократить персонал, избавится от товарных запасов и т.д., не для каждого это пройдет безболезненно. Пользоваться этим в своих интересах, ущемляя права партнеров, не очень спортивное поведение. Если селлеры ваши враги, зачем вы заключаете с нами договоры, если друзья, ваша дружба очень странная.

P.S. Если мысли по улучшению условий сотрудничества вас покинут, вы обращайтесь, у каждого селлера найдется пара подсказок.

Все сходства с пунктом "Обуховской обороны" случайны, все персонажи вымышленны, мнение автора является его оценочным суждением.

66
31 комментарий

Петр, жму руку и подписываюсь под каждым словом и каждой запятой. За исключением мелких деталей находимся в полностью аналогичной ситуации. Читаешь, и думаешь, ну надо же, где-то есть люди, думающие так же как ты, переживающие тоже, что и ты. 

Дополнительно хотелось бы отметить работу раздела Финансы.
Баланс, начисления, список отчетов везде разные  цифры. Калькулятор подсказывает, что и где элементарно забыли вычесть. На счет приходит, конечно, совершенно другая сумма.
Пожалуй процитирую: Добрый день, Уважаемый партнер, уведомляем Вас, что данные в личном кабинете носят информационный характер и не являются основанием для выплат....
Эх... а я думал, что математика точная наука...

2

Спасибо за поддержку, что-то на эпистолярный жанр потянуло. Каюсь, взаиморасчеты на глаз проверяем, большие отгрузки, пока не нашли волшебный способ разобраться в их расчетах. Уверен, что на круг никто не обманывает. Единственный вариант перестать грузить, дождаться всех выплат и возвратов и посчитать. Будем ждать выходя на IPO, придут инвесторы, разгонят этот детский сад, начнут бабки зарабатывать, а не нас плющить.

1

Сергей! Уж вечер близится, а Германа все нет...

1

Пётр, ознакомился с ситуацией подробно, с нашей стороны «неспортивного поведения» не нашел. Обо всех изменениях стараемся предупреждать заранее через почту, чтобы не было сюрпризом.

Поменять время отгрузки «по щелчку» не получится. Мы заботимся обо всех клиентах компании, поэтому нарушать наши же правила или делать исключения для одних, жертвуя интересами других, нечестно, согласитесь. Хотим сделать удобный сервис для всех, иногда возникают трудности, но стараемся учитывать мнения всех сторон, не забывая о себе.

От сотрудничества выигрывают оба участника. Доля маркетплейса уже сейчас превысила половину от оборота всего Ozon. Кроме того, благодаря партнёрам мы очень быстро расширяем ассортимент, что особенно важно для покупателей. Но и продавцы с нами развивают свой бизнес: проанализировали оборот тех, кто работает на площадке больше полугода, и посмотрели их рост — получилось, что в среднем он увеличивается в 7 раз.

Из-за карантинных мер и пандемии вынуждены были закрыть все сортировочные центры в Санкт-Петербурге, кроме двух. Количество продавцов, как вы понимаете, не сократилось. Для того, чтобы опять же сохранять справедливость и сделать поток товаров более управляемым, сократили интервалы до одного часа. В ситуации, когда у трёх (например) продавцов тайм-слот с 8 до 11, и все они приезжают в 10, возникает очередь, которая тормозит и вас, и нас. В сегодняшних реалиях совершенно не хочется генерировать дополнительные проблемы, наоборот, стараемся решать их, сглаживать последствия.

Карантинные ограничения понемногу снимаются, мы тоже готовимся снова открывать ПВЗ. Не прошу вас, как вы выразились, «терпеть», просто предлагаю посмотреть на проблему шире, с разных ракурсов.

1

Странно, что автора минусят за статью....

1

Пётр, доброй ночи! Мы не раз аргументировали эти изменения здесь, на VC — но повторюсь: одна из основных наших задач — качество сервиса, которое мы предоставляем покупателям, а это 3 млн уникальных пользователей в день. Если совсем вкратце, то будут клиенты — будут заказы и у вас. А мы, в свою очередь, обеспечим вас логистическими и маркетинговыми мощностями, которые нарастили за 22 года работы.

Что касается частого изменения условий: рынок онлайн-торговли в России очень быстро растёт сейчас – ежегодно на 20-30%. А мы растём в 3 раза быстрее темпов рынка. Где рост — там и изменения: рынок пока очень молодой, его доля в российском ритейле — всего порядка 6%.

По вашим «наболевшим» вопросам: будем рады помочь, если дадите нам шанс и поможете себя опознать) 

Доброе утро, Сергей! Как удобно провести опознание?