Как рассчитать прибыль на маркетплейсах Wildberries и Ozon: пошаговое руководство
В последние годы маркетплейсы, такие как Wildberries и Ozon, стали основными каналами продаж для многих предпринимателей. Однако, несмотря на их популярность, многие продавцы сталкиваются с проблемой правильного расчета прибыли и адекватной оценки эффективность своих продаж. В этой статье мы подробно рассмотрим, как правильно рассчитать прибыль на маркетплейсах и какие инструменты могут в этом помочь.
Основы расчета прибыли
Прибыль на маркетплейсах рассчитывается как разница между доходами и расходами. Для начала важно определить, какие составляющие входят в эти две категории.
Доходы - все поступления денежных средств, которые складываются из двух основных источников:
- Продажи - сумма всех продаж за определенный период. Мы рассчитываем продажи от цены продавца - той суммы, которую продавец получает от маркетплейса, до СПП (скидки постоянного покупателя) и прочих бонусов покупателям от маркетплейсов. Таким образом, сумма продаж получается наиболее достоверной.
- Компенсации и начисления - различные бонусы и доплаты от маркетплейса в пользу продавца. Компенсации не входят в сумму продаж, но учитываются при формировании общей себестоимости и в сумме выплат.
Расходы - издержки продавца, связанные с изготовлением и реализацией товаров.
Расходы можно разделить на две большие категории - удержания маркетплейса и прочие расходы продавца.
К удержаниям Вайлдберриз и Озон относятся следующие виды расходов:
- Комиссия маркетплейса. Вайлдберриз и Озон берут комиссию с каждой продажи. Этот процент варьируется в зависимости от категории товара. Стоит отметить, что при возврате товара покупателям, ранее удержанная комиссия также вернется продавцу.
- Эквайринг - стоимость услуг банка-эквайера за обработку платежа. Эквайринг может составлять от 0,4% до 2,5% от суммы покупки на территории РФ, и до 3% - в других странах.
- Логистика - расходы на доставку товара на склад маркетплейса и финальную доставку клиенту, а также на обратную доставку на склад при возврате или отмене.
- Хранение - расходы, связанные с нахождением товара на складах маркетплейса.
- Реклама - затраты на продвижение вашего товара на платформе. Продавцам стоит помнить, что очень важно контролировать процент рекламных расходов от общей выручки.
- Штрафы - неустойка, которую селлер обязан выплатить за нарушение условий Оферты о реализации товара. Обратите внимание, что помимо денежного штрафа Вайлдберриз или Озон могут также заблокировать личный кабинет продавца, запрещая ему торговать на платформе, придерживать остатки товаров на складах и удалять карточки.
- Прочие удержания маркетплейса - все то, что не вошло в предыдущие категории. Сюда, например, будет относится оплата Premium аккаунта на Ozon или доставка транзитных поставок на Wildberries.
Кроме того, нельзя забывать о расходах на возвраты. Это компенсация денежных
средств покупателю, который вернул товар после получения на пункте выдачи заказов.
К прочим расходам продавца мы отнесем все иные затраты, о которых маркетплейсы не знают:
- Себестоимость - цена, по которой вы приобрели товар, а также расходы на его упаковку и доставку на склад маркетплейса.
- Косвенные расходы - оплата работы менеджера, расходы на аренду офиса или склада, внешняя реклама у блогеров.
- Налоги - обязательные выплаты в пользу государства, которые нужно учитывать при расчете прибыли.
Формула расчета прибыли
Теперь, зная, какие компоненты входят в доходы и расходы, мы можем перейти к самой формуле расчета прибыли. Она выглядит следующим образом:
Прибыль = Продажи - Возвраты - Удержания маркетплейса - Себестоимость - Прочие расходы продавца - Налоги + Компенсации и доплаты
Такая формула позволяет наглядно увидеть, сколько денег остается у вас после всех расходов и остаются ли они вообще.
Пример расчета
Давайте посмотрим как работает формула расчета прибыли на наглядном примере. Представим, что вы продаете обувь на Вайлдберриз.
- Выручка от продаж: 100 000 рублей
- Возврат: 1000 рублей
- Комиссия маркетплейса: 24,5% от выручки (24 500 рублей)
- Эквайринг: 1% (1000 рублей)
- Логистика: 5000 рублей
- Затраты на рекламу: 10 000 рублей
- Себестоимость: 39 600 (с учетом возврата)
- Налог: 4% от выручки (4000 рублей)
Применив формулу, сначала найдем все расходы:
Расходы = 1000 + 24 500 + 1000 + 5000 + 10 000 + 39 600 + 4000 = 85 100 рублей
Теперь рассчитаем прибыль:
Прибыль = 100 000 - 85 100 = 14 900 рублей
Таким образом, чистая прибыль в данном примере составила 14 900 рублей или 14,9% от выручки.
Ключевые шаги к оптимизации прибыли
Очень важно отслеживать доходы, расходы и прибыль в динамике, а также в разрезе отдельных товаров. Грамотный продавец также должен отслеживать какие товары из его магазина приносят прибыль, а какие являются убыточными, чтобы не уйти в минус и вовремя перераспределить ресурсы. Необходимо разделять выручку по категориям товаров, чтобы понять, какие из них приносят наибольшую прибыль. Это поможет определить, на какие продукты стоит делать акцент в будущих продажах.
Для увеличения прибыли можно увеличивать продажи или уменьшать расходы. На рост дохода можно влиять в большей части увеличением объема продаж, ведь средняя цена зависит от выбранной категории и завышение цены не поможет увеличить доход. Более простой инструмент для увеличения прибыли - уменьшение расходов.
Для оптимизации расходов, в первую очередь, необходимо вести их подробный учет. Часто у продавцов, особенно начинающих, встречаются кейсы, когда расходы значительно превышают выручку от продаж. Это может происходить из-за недостатка контроля над затратами, неэффективных бизнес процессов или отсутствия ясной стратегии управления бизнесом.
Расчет прибыли на маркетплейсах, таких как Вайлдберриз и Озон, может показаться сложной задачей, однако с правильным подходом и использованием подходящих инструментов, этот процесс можно значительно упростить. Важно учитывать все доходы и расходы, чтобы получить реальную картину своей прибыльности.
Для комфортного учета расходов, прозрачного расчета всех финансовых показателей используйте сервис sellerdata.ru. Вы сможете оптимизировать свой бизнес, принимать обоснованные решения и в конечном итоге увеличить свою прибыль. Помните, что правильно рассчитанная прибыль — это не просто цифра, а первый шаг к успешному и устойчивому ведению бизнеса на маркетплейсах. Улучшайте свои финансовые показатели, анализируйте, адаптируйтесь к новым условиям и ваш бизнес обязательно вырастет!