Есть ли жизнь (online-продажи) после карантина?

Всем привет. Меня зовут Александр, я руководитель компании index.art. Мы занимаемся разработкой и продвижением сайтов. В том числе у нас в портфолио довольно много Интернет-магазинов.

Не так давно я написал статью «У кого на карантине продажи растут?». В этой статье было обещание посмотреть, что станет с продажами после снятия карантина, и пришло время обещание выполнять.

Есть ли жизнь (online-продажи) после карантина?

В предыдущей статье мы рассмотрели продажи на примере трех наших клиентов и сравнили продажи в карантинном апреле с продажами в докарантинном феврале и марте. Сейчас задача несколько сложнее, т. к. компании работают в разных регионах, карантин в каждом отдельном регионе вводился в один день, а снимался по-разному, кроме того, нужно проанализировать уже более длинный период, в котором возникает множество различных факторов, таких как сезонность бизнеса, локальные проблемы с каким-либо каналом привлечения покупателей и т. д. Поэтому нельзя сделать однозначные выводы, что продажи выглядят именно так, потому что сняли карантин, но тем не менее мы попробуем проанализировать имеющиеся данные и поделиться ими с вами.

По понятным причинам мы можем показать только относительное изменение объема продаж, но для наших задач этого вполне достаточно. Ниже на графиках представлены все online-продажи, совершенные по всем каналам: заказы на сайте, в онлайн-консультанте, в мессенджерах, по телефону, а также в двух из трех случаях через маркетплейсы. Для генерации онлайн продаж использовались практически все каналы привлечения: SEO, контекст, соцсети, прайс-агрегаторы и т. д. Набор конкретных инструментов на различных проектах мог незначительно отличаться, но это не так важно.

1. Детские товары (в основном игрушки).

Федеральный дистрибьютор Маркер Игрушка. Есть собственная сеть розничных магазинов Крошка Антошка и интернет-магазин kroshka-antoshka.ru

Есть ли жизнь (online-продажи) после карантина?

Когда я построил этот график по имеющимся данным, то первой моей мыслью было, что меня заподозрят в подгонке результатов :). Так обычно рисуют статистику по заболевшим в разных регионах. Только там полочка, а у нас лесенка. Но поверьте, что картинка такая какая есть. После всплеска в апреле постепенно шло снижение online-продаж, в июне в части регионов уже открывались магазины, в июле, по сути, было снято большинство ограничений, и мы вернулись к докарантинному уровню продаж. Июль – это низкий сезон в данной тематике, и сопоставимый с мартом объем продаж – это хороший результат. Кроме-того есть прирост год к году, так что в целом можно сказать, что компания вышла с карантина с плюсом в online-продажах. В основном это произошло благодаря активной работе с различными каналами привлечения трафика на сайт, но, очевидно, где-то осталась и лояльная аудитория, которая попробовала сделать online-покупки в период карантина.

На этом проекте не используются маркетплейсы. Точнее компания продает свои товары через Озон, но из-за особенностей учета эти продажи не попадают в объемы розничного подразделения, а считаются оптовыми продажами и на графике они не учтены и статистика очень репрезентативна, т. к. на нее не влияют точечные проблемы с маркетплейсами, не было больших изменений в бюджетах привлечения и не подключались в этот период какие-либо новые каналы трафика.

В двух других проектах в объеме продаж есть продажи через Озон и там картинка существенно отличается, по причинам, которые будут описаны ниже.

2. Электроника.

Дистрибьютор мобильных телефонов и прочих цифровых гаджетов компания McTrade. Есть розничный Интернет-магазин sotomania.ru. Собственных розничных offline точек нет, но есть большой основной бизнес по оптовой дистрибуции. Доля розничных online-продаж в общем объеме продаж не велика, но имеет значительно более высокую маржинальность.

Есть ли жизнь (online-продажи) после карантина?

Как я писал в предыдущей публикации, рост в марте связан с подключением к маркетплейсу Ozon. Даже с учетом сезонности это дало неплохой рост. После всплеска в апреле, казалось бы, все вернулось на докарантинный уровень, но это не так. Продажи через сайт выросли летом, и сумма продаж в июле именно через сайт была самой большой за год. Картину подпортил Озон. Дело в том, что в определенный момент Озон ввел требование к доставке со своего склада в режиме 24х7. Т. е. товар должен был доставляться в пункт приема в течение 24 часов 7 дней в неделю. Поскольку наш клиент работал на пятидневке, им пришлось остановить отгрузки со своего склада, и мы попробовали переключиться на схему FBO, когда товар загружается на склад Озона и продается с него.

Но в этой схеме было 2 больших недостатка:

  • Нет возможности загрузить весь ассортимент на склад Озона т. к. он очень большой, а в Озоне есть лимиты на поставщика.

  • Отгрузка с региональных складов возможна только в пределах региона. Т. е. товар с РЦ в Екатеринбурге не доставляется в Москву или Новосибирск. При этом при работе со склада поставщика это товар доставляется по всей РФ. А прогрузить всем ассортиментом все региональные склады – это большие затраты.

В итоге почти на 3 месяца продажи на Озоне просели в разы, и компания даже решилась перейти на 7-дневную рабочую неделю, но в августе Озон резко переобулся и вернул обратно возможность двух выходных в неделю. Видимо услышал селлеров. Более того, в день публикации статьи пришла рассылка, что Озон переобулся еще раз и теперь товары с региональных складов доступны к заказу по всей России. Пожалуй, методы работы Озона заслуживают отдельной публикации, обещаю подумать над этим.

В целом, можно сделать вывод, что карантин не сильно повлиял на продажи, т. к. в этой тематике и ранее все по большей части продавалось в онлайне. Рост был за счет подключения нового канала: маркетплейсов.

3. Косметика

Дистрибьютор профессиональной косметики компания «Эль». Основные направления – это средства для ухода за головой и руками (волосы и ногти). Компания является официальным дистрибьютором таких брендов как Wella, Londa, OPI и других. Есть рознично-оптовый интернет-магазин colibrium.ru.

Есть ли жизнь (online-продажи) после карантина?

Салоны красоты открылись раньше всех и уже в мае в большинстве регионов они начали возобновлять свою работу, поэтому на графике видно ощутимое снижение online-продаж. В июне уже почти во всех регионах были открыты салоны и барбершопы, в оффлайне у компании случился всплеск продаж, т. к. был реализован отложенный спрос, и в этом месяце был самый большой объем продаж за всю историю. Но при этом и в онлайне продажи выросли. В основном рост был за счет маркетплейсов. Продажи через сайт просели примерно на 35% к апрелю, но все равно остались выше, чем в марте. В июле продажи через сайт были примерно такими же как в июне, а макретплейсах чуть просели.

Общие выводы.

  1. В целом, как и ожидалось, online-продажи просели со снятием карантина, но тем не менее по всем рассматриваемым проектам были выше, чем в прошлом году в аналогичный период и выше, чем в докарантинный период, несмотря на сезонность. Карантин приучил людей покупать в онлайне и многим это понравилось.

  2. Помимо сайта, очень хорошо себя показали маркетплейсы. Кроме отечественных Ozon, Beru и Wildberries сейчас мы выводим клиентов на AliExpress и в планах протестировать Amazon и Ebay.

  3. Если сопоставлять затраты на развитие собственного сайта и привлечение туда покупателей, то они примерно сопоставимы с комиссиями маркетплейсов. Но выйти на маркетплейсы можно значительно быстрее, чем создавать свой сайт с нуля.

  4. Мне бы хотелось сказать, что будущее за маркетплейсами, если бы не одно но. Все отечественные маркетплейсы – это дотационная история. И, даже не смотря на дотации, комиссия достаточно велика. Что будет, когда все затраты переложат на селлеров, чтобы сходилась экономическая модель, даже страшно представить.

  5. Тем не менее, в наших планах сконцентрироваться на вывод клиентов на маркетплейсы и сформировать под эту услугу отдельное предложение и, возможно, отдельное направление у нас в компании.

P. S. (flashback из прошлой статьи)

За месяц до эпидемии я встречался с крупнейшим торговым центром у нас в Екатеринбурге - Гринвич и предлагал им запустить совместный проект по созданию маркетплейса для их арендаторов. Делал презентацию, раскладывал по полочкам аргументы, что это им даст, но все мои аргументы разбились об ответ собственников и руководства: «Мы с онлайном боремся, а ты нам маркетплейс делать предлагаешь».

Через месяц все ТЦ закрыли. Был бы сейчас у них работающий маркетплейс это было бы не так болезненно. А возможно еще бы и отобрали долю у других торговых центров. Понятно, что за месяц маркетплейс запустить не реально, но речь не об этом. Мне кажется, бороться с онлайном бессмысленно. Это то, что невозможно победить, но можно возглавить. И мы очень хорошо умеем это делать.

P. P. S.

В августе у нас наконец-то открыли ТЦ, но Гринвич на связь не выходил, видимо пока не до того, а может так и решили работать по старинке и карантин на их мнение никак не повлиял.

22
Начать дискуссию