СЕЛЛЕР Я ДРОЖАЩИЙ ИЛИ ПРАВО ИМЕЮ

Стоит ли заходить на маркетплейсы сейчас или подождать лучших времен

Думал написать подобный текст уже не один раз, но всё время откладывал. В первую очередь из-за собственных сомнений: а правильно ли я все понял, а действительно ли я разбираюсь в теме. И именно когда стало ясно, что, нет - не разбираюсь – я и решился изложить свои мысли. Я новичок на VC, это мой первый пост. И по сути, он есть вопрос к самому себе: а готов ли я как продавец выходить на маркетплейсы.

Расскажу немного о себе. У нас семейный бизнес. Начинали с женой в начале 2000х, привозили из Китая все подряд и торговали в ларьке на рынке в Ульяновске. Через пару лет поняли, что лучше всего у нас продается детская одежда и сконцентрировались только на ней. Со временем увидели, что наибольшим спросом пользуются всякое межсезонное: куртки, штаны, комбинезоны (у нас в стране 9 месяцев непогоды), решили запустить свое производство. К тому моменту выросли дети и начали активно включаться в дело. Сейчас у нас есть свои модельеры, закройщики и швейный цех. Открыли несколько магазинов по регионам. Оборот прошлого года составил 35 миллионов рублей. Как тут не подумать: а может, на маркетплейсах дело пойдет еще лучше. Или хуже…

Я читал много отзывов, изучал информацию в сети, ипрошу поправить меня, дополнить или поделиться своим опытом в этом. Последнее, что я изучал - насущная тема«черной пятницы», которую, ой, как хвалят в теории, но о которой так и не услышал ничего впечатляющего от реальных людей.

Ощущение, что тексты о том, как здорово можно заработать на акциях распродаж, слить остатки залежавшегося товара или повысить популярность своего магазина – пишут по заказу торговых площадок. Как я понимаю, они действительно неплохо зарабатывают в это время. Пишут, что снова побиты рекорды рекордов: на Wildberries за время ноябрьских скидок продажи выросли на 45% по сравнению с прошлым годом, количество заказов превысило десятки миллионов товаров. Только за 11 ноября было продано 18,5 миллионов единиц. Я не сомневаюсь в успехах площадок. Но никто не озвучивает, насколько увеличилась прибыль непосредственных продавцов, что получили с этого простые предприниматели.

Я заходил на разные форумы, читал отзывы реальных людей и даже не постеснялся написать им лично и уточнить, как прошла «черная пятница» непосредственно для них. Один из ключевых моментов, которые я отметил для себя: продавец вообще не может регулировать размер скидки по своему желанию. Это пункт первый. Пункт второй: участие в акциях - вещь добровольно принудительная, ты можешь отказаться от него лишь номинально. Селлер – подневольная птица. Если ты не участвуешь в акциях – твои карточки оказываются на дне, продажи встают. А если участвуешь – можешь разориться.

Когда я прочитал в обсуждении одного из ТГ-каналов, что маркетплейсы продают товары ниже себестоимости, я подумал: что за бред, быть такого не может. Я был готов к проблемам с возвратом, с доставкой, со складами, но тут-то, казалось бы все как дважды два. Но нет! Ты как продавец думаешь, что сам устанавливаешь свои цены, но дело в том, что чтобы привлечь покупателей, те же Wildberries, Озон, Яндекс маркет постоянно проводят акции. И дело не только в «черной пятнице». На некоторых площадках теперь не спрашивают, хочешь ли ты принять участие в этой вакханалии, а просто автоматически добавляют твои артикулы в акционные. По идее ты можешь нажать на кнопку «Выйти из акции», но сделать это нужноне позже чем за два дня до старта. Не кликнул – будешь участвовать.

А теперь представьте, у меня 120 позиций демисезонной детской одежды. Просматривать каждую карточку ежедневно просто нереально. Без уведомления я и знать не смогу, что на куртку, себестоимость которой 1200 рублей, установлена цена 900 рублей! Ладно еще, если механизм акции хотя бы логичен. Но очень часто люди просто не понимают, что происходит с их товарами. Вот, для примера. Несколько реплик из обсуждения в ТГ.

- Коллеги, в чем может быть прикол? Почему внутри одного артикула шесть единиц идут с нормальной ценой под участие в акцию, а один с диким снижением.

- Участвуем в акции «всемирный день шоппинга»,получаем конкретную цену с учетом скидки, чтобы участвовать в акции. Заходим уже с телефона как покупатели - цена меньше в среднем на 20%.Почему такое происходит? Уже идут продажи по сниженным ценам, теряем деньги…

- При участии в акциях загружается слишком маленькая цена (ниже себестоимости товара). Уже за двое суток до акции подняла цену, снизив процент скидки, но акция все равно предлагает одну и ту же цену (увеличивает процент участия).

- Подскажите почему цена товара изменилась в акции"день шопинга»? Утром заходил - одна цена, а сейчас зашел - стало на 400р дешевле.

Если походите по форумам селлеров или посмотрите их статьи на разных площадках, начитаетесь еще и не такого.Как аксиома уже – что во всем всегда будет виноват продавец. Размеры коробки не 20х30, а 30х20 – штраф! На складе не досчитались вашей продукции – штраф! Некто заказал у вас большую партию товара, система решила, что это вы так сами увеличиваете свои продажи – штраф! А на деле полсотни платьев со стразами решила купить балетная школа. Разбираться потом можно бесконечно, вероятно вы отсудите что-то и вернете деньги, но на это уйдет масса времени и нервов. И никто не гарантирует вам положительного результата.

Заигрывая с покупателями, маркетплейсы разрешают им бесконечно возвращать товары. Выходит следующее: заказали костюм вампира, сходили в нем на вечеринку, облили томатным соком, а через пару дней вернули через пункт выдачи заказов. Хорошо еще если вернули то, что купили. А могут вместо кожаного плаща отдать мешки для картошки: никто не сверит, никто не проверит. За возврат маркетплейс с вас еще раз получит деньги - ему это выгодно, а вы получите обратно черти что и с боку бантик и никак никому ничего не докажете.

Мы сами себя загнали в ловушку. И как продавцы, и как покупатели. Вдумайтесь в эти цифры: за два прошедших года рынок электронных площадок вырос в семь раз! Сегодня средний годовой объем оборота – свыше восьми триллионов рублей! Популярность онлайн-покупок стала расти в корону. Тогда же люди и подсели на эту удочку:покупать не на сайтах производителей или магазинов, а именно на маркетплейсе. Это же синдром супермаркета: когда ты идешь и накидываешь в тележку торт, сельдерей, домик для барби, надувной бассейн и костюм морского чудища, хотя пришел ты всего-навсего за хлебом. Ах!Точно! А хлеб-то и не купил! Продавцам это тоже понравилось. Не надо заботиться об аренде торговой площади, нанимать продавцов, думать о локациях. Твоя локация – вся Россия, а то и больше. Так маркетплейсы стали сжирать живые магазины. Умирают не только малыши типа меня, но и такие казалось бы устойчивые бренды как “Библио-глобус” или “Леонардо”. А продавцы канцтоваров вообще кричат о массовом закрытии. Мы стали не продавцами, а селлерами – за которых уже все решено. Ты или заходишь на маркетплейс и соглашаешься со всем, что там происходит, или выживаешь в новых условиях, как можешь.

Я тут вдобавок начитался, как в Европе работает Амазон.Так вот, система мониторит цены селлеров на всех источниках, в том числе на других площадках и на собственных сайтах продавцов. Если обнаруживается, что где-то стоимость артикула выше – маркетплейс блокирует у тебя опцию добавления в корзину или выдает что-то вроде «товар временно не доступен». Кроме прочего, маркетплейс может сам производить свои товары и продавать их. Они копируют лучшие идеи своих участников, создают их подделки из более дешевых материалов, ставят очевидно более низкую цену и поднимают собственный товар на первые строчки рейтингов. Вы - банкрот, маркетплейс - в шоколаде. Я не знаю, как это регулируется там, но мне абсолютно понятно, что наши торговые интернет-площадки скопированы с этого Амазона, и что применяется там, легко прокатит и у нас.

Я не зря сказал «не знаю, как регулируется», потому что пока вокруг маркетплейсов царит анархия. Уже около года«гуляет» законопроект о маркетплейсах, но он так до сих пор и не принят. Порадовало, что наконец-то обратили внимание на эти пресловутые авто акции. Вроде бы как, маркетплейсам разрешат во время акций занижать цены, если они сами компенсируют селлеру разницу. Но я могу представить, сколько лазеек тут найдется. Ключевой параметр – это согласие продавцов. Пока хоть что-то может совершаться без их одобрения, это не бизнес, а выкручивание рук. И это касается порядка 600 тысяч активных селлеров, которые зарегистрированы сегодня на ключевых российских маркетплейсах, а еще сотен таких же продавцов, как и я – задумывающихся: быть ему или не быть.

Поделитесь, пожалуйста, своим опытом. Что вы думаете –стоит ли сейчас, еще до принятия закона, заходить на этот рынок. Или если ты еще туда не влез, лучше посидеть и подождать? Я пока придерживаюсь этой мысли. Буду рад любому вашему мнению!

1111
Начать дискуссию