Как легально продавать товары под чужим брендом на маркетплейсе и не только
Хотите зарабатывать на перепродаже брендовых товаров, но боитесь конфискаций и исков на миллионы? Расскажу, как работать без нарушений — даже если у вас нет договора с правообладателем.
Меня зовут Юрий Горбачев. Я руковожу патентным бюро «Лирейт». Мы зарегистрировали более 5 500 товарных знаков для клиентов по всей России и за рубежом, регулярно делимся полезными материалами в Телеграм-канале и сообществе в ВК. Если у вас свой бизнес, вы хотите развивать его, следите за нашими публикациями. Вы найдете много полезной информации, в том числе по товарным знакам, патентам, договорам франшизы, работе на маркетплейсах. О процессе регистрации в 2025 году и нашей практике, я расскажу в статье.
Какие риски нельзя игнорировать при перепродаже
Первое, что нужно запомнить – перепродажа товаров с чужим брендом может обернуться привлечением к ответственности, несмотря на то, что это выгодно как производителям, так и продавцам – обе стороны получают прибыль. Понимание того, как защищаются бренды и какие права у владельцев товарных знаков, поможет избежать нарушений.
Товарные знаки регистрируют в Роспатенте. Любой бренд, зарегистрированный в Роспатенте, становится неприкосновенным. Его владелец может запретить другим его использовать! А если кто-то посмеет нарушить — обяжет нарушителя выплатить компенсацию. Это не просто слова: эти положения прописаны в Гражданском кодексе РФ. Товарный знак действует 10 лет с даты подачи заявки. Продлевается неограниченное число раз, каждый раз на 10 лет.
Мечтаете зарегистрировать свой бренд за 1 день? Не верьте сказкам! Посмотрите наш ролик: Товарный знак за 1 день. Или вас просто обманывают?
Не все предприниматели знают, что названия, логотипы и другие элементы, которые могут быть на товаре или упаковке, нельзя использовать без разрешения.
Топ-3 ошибки предпринимателей:
- Осознанная продажа товара без согласия правообладателя. Если бренд зарегистрирован в Роспатенте, даже оригинальный товар нельзя продавать без разрешения.
- Невнимательность к мелким элементам бренда (логотип на упаковке = нарушение). Любое использование товарного знака (даже случайное) без согласия — нарушение.
- Доверие к «гарантиям» поставщика без проверки документов. 90% посредников не дадут документы, подтверждающие цепочку от производителя. А устные гарантии в суде — ноль.
Чем грозит нарушение?
- Опустеет кошелек. Придется платить компенсацию до 5 000 000 рублей, в двойном размере стоимости контрафакта или лицензии.
- Ваша свобода будет под вопросом. Если ущерб крупный, возможны исправительные работы или лишение свободы в рамках уголовной ответственности.
- Не будет возможности вести бизнес. Маркетплейс заблокирует карточки или личный кабинет.
- Товаром придется пожертвовать. Его изымут и уничтожат — за ваш счет.
Продавать товары с чужим брендом можно только при соблюдении некоторых обязательных условий.
Как получить разрешение на продажу товаров под чужим брендом
Если вы планируете продавать товары под известным брендом, вам может понадобиться:
- Лицензионное соглашение. Платите роялти владельцу бренда — получаете право использовать его ТЗ. Договор регистрируют в Роспатенте. Желательно, чтобы у вас была исключительная лицензия, чтобы только вы могли реализовывать товар другого производителя на маркетплейсах. Разрабатывать такой договор нужно внимательно, чтобы не упустить такие детали, как территориальные и иные ограничения – это предотвратит споры.
- Франшиза. Нужна, чтобы продавать продукцию известного бренда и использовать его имя, а также бизнес-модель. Договор тоже регистрируют в Роспатенте, иначе он недействителен. Обратите внимание на условия договора, они должны быть четкими и недвусмысленными.
- Письменное согласие правообладателя, если ему неважно, что кто-то еще будет продавать его товары. Здесь я отмечу важность письменной фиксации договоренностей. Устное согласие может привести к неожиданным претензиям и искам.
- Дистрибьюторский договор. Он подойдет тем, кто хочет получить официальный статус партнера производителя и работать на условиях этого соглашения. Документ нигде не регистрируется. Важно предусмотреть способ реализации товаров – например, на маркетплейсе.
О том, как договориться с правообладателями мы рассказывали в этом видеоролике: Как договориться с правообладателем товарного знака?
Иногда использовать чужой товарный знак на товарах можно и без разрешения. Для этого товар должен быть корректно введен в гражданский оборот.
Что это значит?
Продажа чужого товара может попадать под исчерпание прав по ст. 1487 ГК РФ. Если правообладатель по собственному желанию ввел товар в оборот, то он теряет право запрещать его перепродажу.
Но! Нужны документы, подтверждающие легальность цепочки:
- Договор с поставщиком.
- Накладные.
- Чеки.
- Документы от производителя (если работаете через посредников).
Если поставщик не работает напрямую с производителем, то нужно восстановить цепочку договоров – это доказательства вашей добросовестности.
Клиент закупил партию брендовых часов через посредника без документов. Правообладатель подал заявление в полицию — товар изъяли. Мы восстановили цепочку поставок через переписку и платежки. Правда, это было сложно. Производство по делу прекратили — клиент избежал штрафа и компенсации, осознав важность хранения документов. Кейс подтвердил: перепродажа без договора возможна, если товар изначально введен в оборот правообладателем.
Ключевой урок — требовать документы у поставщиков и фиксировать всю цепочку поставок.
Узнайте подробнее о перепродаже товаров с чужим брендом, смотрите видео: Нужно ли разрешение правообладателя для продажи товаров под известным брендом?
Что делать, если у поставщика нет договоров или он отказывается их показывать? Лучше не сотрудничать с такими, но если очень хочется, то создайте договор, в котором указан пункт о том, что поставщик несет ответственность за юридическую чистоту товара и возместит ущерб, который может возникнуть из-за претензий и исков правообладателя.
Еще один вариант перепродажи – параллельный импорт, но о безопасности схемы пока есть неоднозначное мнение — остается риск, что поставщик подменит оригинал подделкой. Невозможно предугадать, как повернется ситуация в суде.
Не нужно думать, что только сертификатов и деклараций достаточно, а интеллектуальная собственность имеет второстепенное значение. Важно разобраться с правом на товарный знак, а в некоторых случаях и на дизайн, если он защищен авторским правом или запатентован. Только после этого можно говорить о безопасной перепродаже.
Как находить легальных поставщиков
Лучше работать напрямую с производителем. Во-первых, вы будете точно знать, что покупаете оригинал, во-вторых, сможете корректно оформить документы. Однако есть множество сложностей: от проблем с объемами поставок до логистических процессов. Поэтому иногда выгоднее работать через посредников.
- Работайте только с проверенными поставщиками, которые могут представить вам документы, подтверждающие легальность их продукции. Убедитесь, что они имеют право на продажу товаров под данным брендом.
- Храните все договоры, лицензии и документы от поставщиков. Это поможет вам защитить себя в случае возможных претензий со стороны владельцев брендов. Фиксируйте цепочку поставок.
- Проверяйте названия и логотипы на наличие регистрации в качестве товарного знака через открытые базы Роспатента.
- Страхуйте риски. Включайте в договор пункт о возмещении убытков, если поставщик нарушил права правообладателя.
- Консультируйтесь с юристом перед подписанием договоров.
Если вы уже закупили товары без документов, то при поступлении претензии от правообладателя, единственный вариант выиграть спор – запросить у поставщика подтверждение, что товар был введен в оборот легально. Возможно, придется искать подтверждения через всю цепочку. Как в нашем кейсе.
Если документов нет, а продавать хочется:
- Соберите любые доказательства легальности товара (чеки, email-переписку, скрины переговоров).
- Начните с мелких партий — меньше риски.
- Выводите прибыль постепенно, чтобы компенсировать возможные убытки.
Но лучше так не делать. Есть множество вариантов работать легко и легально.
Можно ли продавать товары чужого производства под собственным товарным знаком
Да, таких случаев много. Однако нужно понимать, что простая подмена этикеток – это незаконно.
Перед регистрацией своего товарного знака иногда приходится решать, в какой стране регистрировать, смотрите видео: В какой стране зарегистрировать ТЗ, если производится и продаётся товар в разных странах?
Продавать товары чужого производства под собственным товарным знаком можно, если:
- Товар изначально не имеет бренда. Вы можете закупить товар у производителя без чужого товарного знака и нанести на него свой логотип. Это законно, если производитель не использует охраняемые обозначения на товаре, ваш товарный знак зарегистрирован в Роспатенте и вы не вводите потребителей в заблуждение.
- Если вы переупаковываете товар. Например, закупаете сырьё у производителя, фасуете его и маркируете своим знаком. Это допустимо, если переупаковка не искажает информацию о качестве, составе и производителе исходного товара.
Когда это запрещено:
- Подмена этикеток на товарах с чужим товарным знаком. Если товар уже маркирован знаком правообладателя, его замена на ваш логотип — это нарушение, даже если вы купили товар легально.
Если вы закупаете одежду у фабрики без логотипов, наносите свой бренд и продаете — это законно. Но если вы стираете логотип бренда «Adidas» с кроссовок и клеите свой — это нарушение.
Выводы
- Легально ≠ сложно. Достаточно один раз разобраться в нюансах и получить профессиональную консультацию, чтобы стало легче ориентироваться в перипетиях закона.
- Иметь свой бренд всегда лучше, чем строить бизнес на чужой узнаваемости. Регистрируйте свой товарный знак в Роспатенте.
- Проверяйте поставщиков. Требуйте документальные подтверждения, что продажа товара с чужим ТЗ законна.
- Убедитесь, что товар не содержит чужих охраняемых обозначений, проверьте изображения и надписи по реестру Роспатента.
- Не меняйте товарный знак производителя на товарах на свое обозначение, чтобы скрыть контрафакт.
- Храните документы: договоры, накладные, сертификаты — они докажут легальность ваших действий.
Оставить заявку можно здесь.
А узнать Все о защите бренда можно на нашем канале.