Как мы взыскали с Wildberries 1 406 454 руб.
В этой статье мы рассмотрим, как Вайлдберриз, Озон и другие площадки разоряют предпринимателей и расскажем о нашем опыте борьбы за права и интересы селлеров.
C каждым годом маркетплейсы ужесточают правила работы на своих площадках, как следствие селлеры все более становятся уязвимы, теряют часть прибыли. Появилась серьезная экономическая угроза свободному развитию малого и среднего бизнеса.
Одной из основных проблем работы с маркетплейсами является применение маркетплейсами штрафных санкций, суммы которых достигают сотен тысяч, а порой и миллионов рублей. Стоит отметить, что в большинстве случаев налагаемые штрафы не обоснованы, что позволяет селлерам восстановить нарушенные права.
Еще одной из основных проблем работы с маркетплейсами стала регулярная утеря или порча товара на складах, в распределительных центрах, пунктах выдачи.
За 2024-2025 годы Арбитражным судом г. Москвы было рассмотрено более тысячи экономических споров с участием Вайлдберриз. Все больше владельцев бизнеса предпочитают активно бороться за свои права и более, чем у большинства из них это удается!
Оспаривание штрафов за хранение, логистику, приемку товаров
К юристам нашей компании обратился за помощью селлер, с которого Вайлдберриз удержал 1 238 865 руб. за неверное указание габаритов товара.
Согласно первому замеру сотрудников Вайлдберриз, габариты товара составили 26х40х4 см, объем = 4,16 л. Согласно второму замеру, габариты товара составили 28х40х5 см, объем = 5,6 л.
В личном кабинете продавца Вайлдберриз разместил значения габаритов товара, установленных в ходе обмера, и 3 фото обмера (в подразделе «Аналитика // Отчеты // Отчет по удержаниям»). У селлера возникли сомнения в том, что на представленных фотографиях был именно его товар, так как упаковка была непрозрачная и на ней отсутствовала маркировка. Перед нами стояла задача проверки обоснованности наложения штрафа.
Ход дела против WB
Оценка перспектив разрешения споров в пользу селлера:
Юристы нашей компании подробно изучили оферту ООО “РВБ” и обнаружили, что в соответствии с п. 13.3.5 договора, в случае, если на фотографиях отсутствуют или не могут быть определенно установлены результаты обмера, или результаты обмера на фото не соответствуют установленным действительным габаритам, Продавец вправе запросить дополнительный обмер.
Мы убедились в том, что на представленных фотографиях нельзя установить, какой именно товар измеряется. После чего запросили от имени селлера дополнительный обмер. Однако Вайлдберриз данное обращение проигнорировал, фото не были представлены.
Параллельно с этим мы занялись изучением судебной практики по похожим спорам. По итогам анализа подобных дел был сделан вывод о том, что суд часто становится на сторону истца, т.е. селлера. Грамотно сформулированная позиция по делу имела решающее значение, поэтому мы занялись ее подготовкой.
Правовая позиция по делу:
Вайлдберриз не предоставил доказательств размещения в личном кабинете истца результатов переобмеров в порядке, предусмотренном п. 13.3.5 договора. Своим бездействием маркетплейс самостоятельно нарушил положения договора.
В силу п. 13.3.4. договора действительные габариты Товара признаются установленными при условии, если проведено не менее 2 обмеров и в результате 2 последних обмеров, каждый из которых проведен разными представителями Вайлдберриз, разница в габаритах составила менее 10%.
Мы установили, что переобмеры были произведены в нарушение п. 13.3.4 договора, так как разница между двумя обмерами составила 25,7 процентов.
Таким образом, вследствие выявления нарушений договора со стороны ООО “РВБ”, предъявленные габариты нельзя считать действительными габаритами товара истца.
Направление досудебной претензии:
Перед оспариванием наложения штрафа в суде, мы направили от лица селлера досудебную претензию в адрес ООО “РВБ”, так как по данной категории дел несоблюдение досудебного порядка урегулирования спора является основанием для возвращения искового заявления.
В претензии содержалось обоснование незаконности начисления штрафа, а также требование о возврате денежных средств в течение тридцати календарных дней со дня направления претензии.
Однако ответ на претензию от маркетплейса в указанный срок мы так и не получили, поэтому начали подготовку к судебному разбирательству.
Направление искового заявления в арбитражный суд:
Мы подали исковое заявление в Арбитражный суд г. Москвы о взыскании неосновательного обогащения, в котором предоставили доказательства неправомерности наложения штрафа, в том числе скриншоты из личного кабинета продавца, переписку селлера с чатом поддержки, ссылки на нарушенные положения договора и почтовую квитанцию с описью вложения письма об отправлении досудебной претензии в адрес ООО “РВБ”.
Исковое заявление было принято к производству. Интересы истца в суде представил наш юрист с 15-летним опытом разрешения арбитражных споров. Дело было рассмотрено судом за 3 месяца, во время которых прошло 4 судебных заседания. Суд вынес решение в нашу пользу.
Решение суда:
Арбитражный суда г. Москвы вынес решение в пользу нашего доверителя и удовлетворил исковые требования в полном размере. Таким образом, нашим юристам удалось взыскать в пользу селлера:
- 1 238 865 руб. — сумма неосновательного обогащения
- 80 424 руб. — проценты за пользование чужими денежными средствами (ст. 395 ГК РФ)
- 57 165 руб. — расходы на оплату государственной пошлины
- 30 000 руб. — расходы на оплату услуг представителя
Подборка аналогичных дел против Вайлдберриз:
При оценке перспектив дела и подготовке правовой позиции мы использовали решения суда по аналогичным спорам с Вайлдберриз. В каждом из них суд встал на сторону продавца и удовлетворил исковые требования. Мы рекомендуем ознакомиться с этими делами и ссылаться на них при написании искового заявления:
- А41-13727/2025 (Удержан штраф за занижение габаритов товара в сумме 4 138 064 руб., в ходе судебного разбирательства Вайлдберриз возместил полную сумму штрафа. Суд присудил истцу проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 199 257 руб., компенсацию судебных расходов по государственной пошлине в размере 153 334 руб. и расходов на представителя в размере 40 000 руб)
- А41-83356/2024 (Удержан штраф за занижение габаритов товара, Вайлдберриз частично признал исковые требования и добровольно возместил 3 020 044 руб.. Оставшаяся часть штрафа была возмещена истцу по решению суда в размере 1 522 791 руб., а также взысканы проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме 179 728 руб.)
- А41-107071/2024 (Удержаны штрафы за занижение фактических габаритов упаковки товара и нарушение правил площадки. Использование механик искусственного завышения рейтинга (ИМИЗР). Истцу удалось взыскать полную сумму штрафов, а также размер повышенной стоимости услуг по хранению товаров и по доставке товаров (логистика) на общую сумму 470 888 руб)
- А41-80216/2024 (Вайлдберриз осуществил удержание за неправомерно произведенные действия по перевозке, хранению и утилизации товара в размере, суд обязал аннулировать в личном кабинете начисления и вернуть денежные средства в размере 670 650 руб.)
- А41-63256/2024(Маркетплейс удержал с селлера денежные средства за логистику «неопознанного товара» со склада до ПВЗ и с ПВЗ до склада в размере 564 060 руб.. Суд признал удержание неправомерным и присудил взыскать с ООО “РВБ” данную сумму)
- А41-108429/2024 (Вайлдберриз начислил селлеру завышенную стоимость услуг «ВБ.Продвижение». Суд присудил взыскать с маркетплейса задолженность в размере 1 729 926 руб..)
Дело 2: Взыскание убытков за порчу/утрату товара на складе
За консультацией к юристам нашей компании обратился Индивидуальный предприниматель, занимающееся реализацией товаров через платформу Wildberries. Его товар был утерян на складе Коледино.
Продавец поставил товар в количестве 2810 шт. на склад Вайлдберриз. По данным «отчетов по возвратам товара», маркетплейс получил от селлера и не вернул товар в количестве 921 ед.. Перед нами стала задача помочь продавцу в возмещении убытков за утерянный товар.
Ход дела
Оценка перспектив разрешения споров в пользу селлера:
Для правовой оценки мы подробно изучили Акт приемки товаров. Согласно нему, на склад действительно было поставлено 2810 единиц продукции продавца. Акт был подписан обеими сторонами без замечаний. После передачи товара ответственность за его сохранность переходит к маркетплейсу.
Через Сервис “Картотека арбитражных дел” наши юристы нашли подобные споры с Вайлдберриз и выявили в решениях суда положительную тенденцию удовлетворения исков селлеров в случаях порчи и утраты товара.
Мы обнаружили, что многие селлеры проигрывали дела из-за неподготовленной доказательственной базы и неверного расчета денежной суммы исковых требований. Поэтому приступили к сбору доказательств и расчетам.
Правовая позиция по делу:
Для выработки правовой позиции мы обратились к Гражданскому кодексу РФ и оферте продавца. Согласно ст. 15 ГК РФ, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Пунктом 8.4 оферты предусмотрено, что Вайлдберриз не несет ответственности за косвенные убытки или упущенную выгоду Продавца.
Под реальным ущербом, согласно постановлению Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7, понимаются расходы, которые потерпевший понес либо вынужден будет понести для восстановления нарушенного права: стоимость приобретения, доставки и хранения товара, а также общехозяйственные расходы, учитываемые при определении себестоимости товара.
Соответственно, селлер имеет полное право на возмещение ущерба со стороны Вайлдберриз. Однако так как ответственность маркетплейса ограничена реальным ущербом, при расчете суммы исковых требований необходимо руководствоваться себестоимостью товара, производить расчет убытков на основании розничных цен товаров на платформе Вайлдберриз нельзя .
Направление досудебной претензии:
Мы, как представители истца, обратились к ООО “РВБ” с заявлением о возврате товара или о компенсации его стоимости в случае невозможности возврата не позднее 30 дней с момента направления досудебной претензии.
Однако Вайлдберриз проигнорировал наше заявление, товар не был возвращен, оплата не производилась. Поэтому юристы начали подготовку к судебному разбирательству.
Направление искового заявления в арбитражный суд:
Юристы нашей компании, как представители истца, подали исковое заявление в Арбитражный суд г. Москвы. В иске содержалось требование о взыскании с ООО “РВБ” неосновательного обогащения в сумме 1 658 745 руб., а также процентов за пользование чужими денежными средствами, начисляемых на сумму основного долга в порядке ст. 395 ГК РФ. за каждый день просрочки уплаты.
Сумма реального ущерба была рассчитана на основе себестоимости товара, которая составила 1801 руб. за 1 единицу продукции.
В исковом заявлении мы подтвердили количество утраченного товара следующими документами: актом приемки товара, отчетом о реализации, актом возврата товаров Продавцу.
Также представили в суд документы, подтверждающие действительную стоимость утраченного товара, а именно, товарные накладные, платежные поручения, договоры поставки, по которым селлер приобретал товар.
Суд учел предоставленные нами доказательства и счел их достаточными, вследствие чего вынес решение в пользу истца.
Решение суда:
Решением Арбитражного суда г. Москвы исковые требования были полностью удовлетворены. Нам удалось взыскать в пользу доверителя:
- 1 658 745 руб. — сумма неосновательного обогащения
- 115 296 руб. — проценты за пользование чужими денежными средствами (ст. 395 ГК РФ)
- 69 762 руб. — расходы на оплату государственной пошлины
- 25 000 руб — расходы на оплату услуг представителя
Подборка аналогичных дел:
Если Вы столкнулись с похожей проблемой, при подготовке к судебному процессу рекомендуем обратить внимание на решения арбитражного суда, вынесенные в отношении продавцов, пострадавших от утраты товара, в том числе при пожаре на складе в Шушарах:
- А41-1177/2025(Вайлдберриз утратил товар истца в количестве 793 ед., рыночная стоимость которого составляла 2 131 584 руб.. Суд присудил взыскать с ООО “РВБ” убытки в размере 1 140 661 руб., которые соответствовали себестоимости утраченного товара.)
- А41-2584/2025(Товар истца был утрачен в связи с с пожаром на складе в поселке Шушары. Суд вынес решение о взыскании убытков в размере 1 126 238 руб..)
- А41-69497/2024 (Вайлдберриз принял на склад товар истца, позже часть поставленной партии была утеряна и не возвращена истцу. Суд присудил взыскать в пользу селлера убытки в размере 984 075 руб)
- А41-88565/2024 (На складе Вайлдберриз была утеряна продукция продавца. По решению суда истцу были присуждены убытки в размере 862 688 руб..)
- А41-69138/2024(Товар истца в количестве утраты 107 единиц был утрачен на складе и не возвращен селлеру. С ООО “РВБ” по решению суда были взысканы убытки в размере 2 456 986 руб., равные реальному ущербу.)
В чем состоит задача юриста при работе с WB?
Некоторые селлеры, столкнувшись с проблемами в работе с маркетплейсами, пытаются самостоятельно разрешить их через службу поддержки, не вдаваясь в тонкости законодательства и подробное изучение положений договора, заключенного с маркетплейсом. Однако такими действиями продавцы самостоятельно ограничивают себя в возможности всестороннего изучения обстоятельств и получения максимально возможной компенсации со стороны маркетплейса.
Юристы компании Альянс Адвокатов действуют в интересах доверителя на основании доверенности и берут сопровождение дела под ключ. Вам не придется самостоятельно заниматься написанием и подачей сложных процессуальных документов, а также походами по судам. Это заметно ускоряет процесс взыскания денег, так как любое промедление или формальная ошибка со стороны селлера заметно затягивают судебное разбирательство.
При ведении дела юристы по маркетплейсам берут полностью на себя:
- Изучение обстоятельств дела
- Сбор документов, подтверждающих обоснованность заявленных требований
- Подготовка досудебной претензии
- Подготовка и подача искового заявления в суд
- Подача ходатайств в суд
- Предоставление дополнительных доказательств по делу
- Представление интересов селлера в ходе судебных разбирательств
- Получение исполнительного листа
- Контроль хода исполнительного производства
Таким образом, если Вы столкнулись с неправомерными начислениями штрафов или утратой товара, рекомендуем обратиться за консультацией юриста для разработки правовой позиции, стратегии разрешения дела и оценки перспектив удовлетворения исковых требований.
Альянс Адвокатов более 12 лет помогает владельцам бизнеса во взыскании задолженностей через Арбитражный суд г. Москвы, поэтому мы точно знаем, как Вам помочь. Для записи на консультацию обратитесь по номеру телефона +7 (495) 846-18-01
Наш сайт: