Как зарегистрированный товарный знак помогает предпринимателям в 2025 году: получаем компенсации, блокируем конкурентов, и не только
Товарный знак не только спасает бизнес от юридических рисков, но и дает крутые возможности для развития, например, с ним можно даже снизить налоги. И в нашей практике был случай, когда клиент сэкономил более 8 000 000 рублей всего за 1 год. К счастью, сейчас даже начинающие бизнесмены обращают внимание на регистрацию товарного знака и понимают, что это инструмент, который помогает быстрее достигать поставленных целей. В результате растет количество обращений в ведомство, становится больше зарегистрированных обозначений. Сейчас в реестре их более 900 тысяч.
Меня зовут Юрий Горбачев. Я руковожу патентным бюро «Лирейт». Мы зарегистрировали более 6 000 товарных знаков для клиентов по всей России и за рубежом, регулярно делимся полезными материалами в Телеграм-канале и сообществе в ВК. Если у вас свой бизнес, вы хотите развивать его, следите за нашими публикациями. Вы найдете много полезной информации, в том числе по товарным знакам, патентам, договорам франшизы, работе на маркетплейсах.
Каких целей помогает достигать ТЗ, как реально можно использовать товарный знак, что делать, чтобы ваше обозначение оказалось под защитой, я расскажу в этой статье.
Что такое товарный знак?
Товарный знак — это обозначение, которое индивидуализирует товары или услуги конкретного предпринимателя, отличая их от конкурентов. Регистрация дает юридическую защиту, право запрещать другим использовать похожие знаки, увеличивает стоимость бизнеса, что может быть полезно при привлечении инвестиций или продаже компании, позволяет предпринимателям лицензировать свои бренды другим компаниям, создавая дополнительные источники дохода.
Зарегистрировать свой товарный знак может кто угодно, даже обычное физическое лицо. Допустим, автор персонажа, который не хочет, чтобы его работу коммерциализировал кто-то другой. Товарный знак актуален для селлеров, потому что маркетплейсы с каждым годом начинают активнее защищать интеллектуальную собственность, появляются новые инструменты, которые выделяют зарегистрированные бренды, например, значки «Оригинал» на WB и OZON.
Можно ли зарегистрировать товарный знак за 1 день? Мы честно рассказали в этом видео: Товарный знак за 1 день. Или вас просто обманывают?
Мы зарегистрировали уже более 6 000 обозначений. Самые свежие регистрации я собрал в иллюстрации. Среди них есть даже упаковка для пиццы – да, такое тоже можно защитить с помощью ТЗ.
Чтобы ваш товарный знак был зарегистрирован, вам нужно подать заявку в Роспатент. О процедуре читайте далее.
Как пользоваться товарным знаком?
Если у вас есть товарный знак, то вы можете бороться с нарушителями, которые используют даже похожие на него обозначения. Например, у нас был случай, когда клиент прошел регистрацию в 2021 году, а уже через год обнаружил нарушения. Конкуренты использовали похожие названия для своих стоматологических клиник. Мы подготовили претензию и взыскали по 100 000 рублей за нарушение с каждой клиники. Итого – 400 000 рублей и уничтоженные вывески нарушителей.
Это же работает и в обратном направлении. Владелец товарного знака защищен от претензий и исков со стороны конкурентов и патентных троллей. Это особенно актуально для участников онлайн-торговли. Сейчас селлеры очень часто обращаются с просьбами помочь им, когда пришла претензия или иск. Споров с каждым годом становится в разы больше.
Клиент – продавец детской одежды на Wildberries.
Проблема, с которой он пришел – получил претензию за использование товарного знака (персонаж на футболках). Правообладатель требовал 1 100 000 ₽, клиент не ответил на претензию, последовал суд.
Что мы сделали:
1. Проверили законность претензии (товарный знак зарегистрирован, претензию направил правообладатель).
2. Выявили слабые стороны иска: отсутствие доказательств нарушения (контрольной закупки, подтверждения ущерба).
3. Клиент удалил спорные товары, мы собрали данные о продажах, прибыли, обратили внимание суда на неосознанность нарушения (товар закуплен у поставщика без проверки).
4. Предложили переговоры и свои условия: уничтожение остатков товара, прекращение продаж, компенсация 300 000 вместо 1 100 000 ₽.
5. В суде оспорили сумму иска, предложили расчет на основе реальной прибыли клиента.
Итог:
Мировое соглашение: выплата 200 000 ₽ (в рассрочку), уничтожение 50 единиц оставшегося товара, отказ от претензий со стороны истца. Клиент сэкономил 900 000 ₽, сохранил личный кабинет на WB и продолжает продажи.
Наличие товарного знака позволяет правообладателям также блокировать конкурентов на маркетплейсах, чтобы они не забирали часть прибыли и лояльной аудитории.
Клиент – производитель медово-чайных подарочных наборов с зарегистрированным ТЗ в 2020 году, основной доход — продажи на маркетплейсах.
Проблема, с которой он пришел – в 2025 году клиент обнаружил конкурента с брендом-клоном (разница в 1 букву), который 10 месяцев перетягивал трафик, снижая продажи.
Что мы сделали:
1. Собрали доказательства: скриншоты карточек конкурента, свидетельство о регистрации ТЗ клиента.
2. Отправили претензию в Ozon с требованием удалить контрафакт, ссылаясь на нарушение исключительных прав.
Итог:
Ozon удалил карточки конкурента. Клиент восстановил трафик и продажи.
В этом кейсе клиент не захотел взыскивать с конкурента деньги, решил просто устранить его. Однако он имел на это полное право, согласно ст. 1515 ГК РФ. Можно было получить до 5 000 000 рублей в твердой сумме, двойной размер стоимости товаров или лицензии, либо возмещение подтвержденного ущерба.
Обозначение может стать нематериальным активом, который будет помогать экономить и получать дополнительный доход. К примеру, через оптимизацию налогообложения, доступную для ООО в связке с ИП.
При отсутствии товарного знака вы можете столкнуться с ограничениями в рекламе вашего бренда, товара или услуги. Например, один наш клиент планировал запустить рекламу своего бренда на иностранном языке в ВК, у него не получилось. Почему? Вконтакте запросили подтверждение, что бренд на латинице зарегистрирован в Роспатенте. В итоге рекламу пришлось отложить, а заявку на регистрацию подать. Через 7 месяцев получили положительный ответ от ведомства, клиент запустил рекламу.
Сейчас еще и на вывесках названия на латинице использовать нельзя, если это не товарные знаки. Так один клиент из Краснодара вынужден был демонтировать вывеску с названием своего туристического агентства и подать заявку на регистрацию в ускоренном формате, а это увеличенные расходы – более 150 000 рублей на государственные пошлины, зато ожидание всего 2 месяца – свидетельство на товарный знак уже на руках.
Если говорить о возможностях расширения бизнеса с использованием товарного знака, нельзя не упомянуть франшизу. У нас множество клиентов регистрируют ТЗ, чтобы законно передавать свою бизнес-модель по франшизе – это выгодно. Вы остаетесь владельцем бизнеса, но расширяете охват, повышаете узнаваемость, получаете дополнительную прибыль за право использовать вашу бизнес-модель и бренд.
В общем, плюсов у товарного знака много, а если знаете о минусах, напишите в комментариях, обсудим.
Как пройти регистрацию?
Перед подачей заявки вам нужно проверить товарный знак по базе данных Роспатента. Это можно сделать самостоятельно, если уже разбираетесь, как определить сходство, но есть вариант получить точный и надежный результат бесплатно, обратившись в патентное бюро. Если по результатам проверки ваш товарный знак окажется уникальным, то можно сформировать заявку и отправить ее в ведомство. В случае выявления схожих обозначений товарный знак можно доработать, чтобы избежать отказа.
Вы наверняка снимаете сторис или небольшие видео для своего бизнеса, тогда вам нужно знать, как использовать музыку, смотрите видео: Использование музыки в короткометражном фильме или ролике: что говорит закон?
Пошлина, которую вам придется заплатить за регистрацию, стартует от 35 000 рублей. Сумма может увеличиваться, если регистрация проходит сразу в нескольких классах МКТУ. В случае отказа деньги никто не вернет обратно. Поэтому так важно правильно оформить заявку и проверить товарный знак на возможность регистрации до подачи заявки.
Отказ от регистрации вы получите, если ваше обозначение входит в перечень, указанный в ст. 1483 ГК РФ. Рекомендую заранее ознакомиться с этими положениями и проверить свой товарный знак.
Расскажу о регистрации товарного знака в нашем патентном бюро на примере недавнего кейса:
Если вы были в Якутии, то вам точно знаком комплекс с нетающим ледником, ледяными выставками и аттракционами, который работает с 2005 года и является символом региона.
Нам нужно было зарегистрировать название комплекса как товарный знак для защиты бренда и монетизации (сувениры, одежда, услуги).
Что мы сделали:
- Проверили обозначение в 7 классах МКТУ (14, 16, 25, 35, 39, 40, 41) на охраноспособность.
- Устранили риски: незначительные препятствия в некоторых классах не помешали регистрации.
- Подали заявку в Роспатент 12.02.2024.
Регистрация заняла 14 месяцев из-за длительной экспертизы Роспатента. Результат — получили свидетельство 1 апреля 2025 года.
Итог:
- Правообладатель получил эксклюзивные права на использование названия для товаров (одежда, сувениры) и услуг (туризм).
- Теперь комплекс защищен от копирования: любое несанкционированное использование в зарегистрированных классах — незаконно.
По закону регистрация длится до 18 месяцев, на практике даже 14 месяцев мы считаем длительным процессом, потому что получаем свидетельства обычно за 3-8 месяцев.
Выводы
- Товарный знак – это не про лишнюю бесполезную бюрократию, а про новые возможности: расширять бизнес, оптимизировать налоги, убирать конкурентов, сохранять уникальность, получать дополнительный доход, рекламировать товары и услуги на любых площадках без ограничений.
- Если вы ведете бизнес и используете в деятельности название или логотип, лучше зарегистрировать их в Роспатенте, чтобы потом ваше название не забрал себе конкурент.
- Товарный знак помогает не только защищать свое средство индивидуализации, но и страхует от рисков, при которых вас могут вынудить выплачивать компенсацию, уничтожать товары и даже уходить с рынка.
- Зарегистрировать товарный знак можно в Роспатенте. Вам нужно подать заявку, но перед этим проверить обозначение по базам данных ведомства. Если не хотите рисковать, привыкли получать надежный результат, можете доверить регистрацию профессионалам патентного бюро.
Оставить заявку можно здесь.
А узнать Все о защите бренда можно на нашем канале.