Мгновенный отклик на новинки и 7 ключевых рисков: особенности работы с китайскими ИП
Китайские артели: золотая жила или минное поле? Они обещают феноменальную скорость, гибкость и низкие цены. Но за этим стоят нулевые гарантии и внезапный брак. Так стоит ли игра свеч? Давайте разбираться, как извлечь выгоду из работы с артелями, минуя подводные камни.
На связи Игорь Панфилов, я сооснователь и директор по развитию IPVG — агентства комплексных QMS/QaaS решений. Более 15 лет наша команда помогает управлять качеством продукции и поставщиков в Китае, от малого бизнеса до крупных предприятий.
Сегодня расскажу об особенностях работы с китайскими артелями — аналогами наших ИП.
Что такое артель и каковы ее возможности
В КНР существует множество мелких бизнесов, возможностей которых с лихвой хватит для удовлетворения буквально федеральных потребностей в нашей стране.
Тем не менее, разница между мелким и средним бизнесом, конечно же, есть. Попробуем разобраться: нужно ли покупать в артелях — и возможно ли делать это безопасно. Ну а что, соседи торгуют на МП, а мы чего сидим???
Для начала стоит сказать об объективных возможностях артелей. Могут они немногое:
– у них масса сложностей с персоналом;
– непонятно какое оборудование;
– нет процессов на производстве;
– полные сюрпризов поставки сырья и прочие прелести.
Что это значит на практике для заказчиков? Волатильность цен очень высока относительно крупных поставщиков: артели не могут держать запас сырья на несколько месяцев вперед, как не могут и хеджировать цены основных компонентов, используя банковские или биржевые инструменты. И если — а это нередко — байер не силен в мониторинге цен на внутрикитайские региональные цены на промышленное сырье, ваши цены каждый месяц будут расти.
Главные риски работы с артелями
Частично риски могут быть нивелированы давним личным контактом с владельцем бизнеса или демонстративно высокой экспертизой покупателя.
В Китае уважают образованных, опытных профессионалов, и если вы или ваша команда соответствуете, со временем — не сразу — вы получите множество плюсов от работы с партнером.
Однако на первом этапе риски очень значительны. Среди них типичны:
- прямой обман;
- отгрузка другой модели («пересорт»);
- отгрузка мимо окна отгрузки;
- отгрузка несогласованных количеств;
- случайное качество внутри партии и между очередными партиями;
- нулевая рекламационная работа;
- предельно высокие риски при заказе нестандартных конфигураций товара (условно СТМ).
Да, если покупать у артели пару коробок «на пробу», риски невелики. Но так вы никогда не найдете пригодного поставщика — внимание к микроклиентам даже у артелей нулевое.
Как минимизировать эти риски?
Гарантии качества, сроков и прочего должны быть прописаны в ваших контрактах. У вас ведь у всех есть нормальные контракты, верно, друзья?
Многие неопытные — или чрезмерно опытные байеры — покупают «по инвойсам», и в этом случае можно только пожать плечами, если нехорошая история все-таки приключилась.
Безусловно, сами по себе безупречные контракты не гарантируют полного возмещения убытков, но артели попросту не станут подписывать кабальные контракты — вот вам еще одна особенность такой работы.
Не только риски: какие суперспособности есть у артелей
Прежде всего, это феноменальная скорость реакции на новинки в сегментах FMCG и игрушек. Конечно, также существуют высокопрофессиональные микробизнесы, производящие узкоспециальные детали или узлы, — и там с качеством всё может быть выше любых мечтаний.
Еще один приятный бонус: крупный заказчик может иметь значительное плечо влияния на мелкого поставщика, и это потенциально интересная конфигурация бизнеса.
Я не про то, что такого поставщика можно «отжимать» как хочешь — это не самая блестящая идея даже в таком случае.
Я говорю о том, что возможно выстроить отлично управляемую торгово-производственную вертикаль именно под ваши потребности — и это то, что невозможно сделать в партнерстве с крупными бизнесами.
Так что в итоге, “two beer” or not “two beer”?
Если вы не крупный байер в е-комм, работать с мелкими партиями можно. Но в любой/каждой поставке могут быть сюрпризы. Насколько ваш канал реализации к ним терпим, знаете только вы.
Если вы крупный байер, вам нужен специализированный агент-консолидатор или агентство по управлению качеством. Иначе вы будете постоянно балансировать между всеми особенностями такого бизнеса и собственным кассовым разрывом.
Если вы производитель или промышленный дистрибьютор, использующий узкоспецифичное сложное оборудование, и у вас нет долгой истории взаимоотношений с малым узкопрофильным поставщиком, не нужно испытывать судьбу — доверьтесь профессионалам.
Оставляйте заявку на консультацию по ссылке.
Итог
Еще раз зафиксирую ключевые тезисы:
- Скорость vs риск. Артели — в лидерах по внедрению новинок, но в аутсайдерах по стабильности.
- Цена vs качество. Низкая цена часто оборачивается непредсказуемыми издержками на брак и логистику.
- Контроль vs хаос. Работа с артелью требует экспертизы и тотального контроля на всех этапах.
- Для кого. Подходит для e-com с терпимым каналом сбыта; крайне рискованно, опасно для промышленности и крупного ретейла.