«Попали на перевес» на таможне: весовой контроль в импортном бизнесе

Груз оказался тяжелее, чем указала фабрика? Объясняю, когда расхождение в весе от партии к партии нормально и как мы выявляем недобросовестные замеры массы груза.

«Попали на перевес» на таможне: весовой контроль в импортном бизнесе

На связи Игорь Панфилов, я сооснователь и директор по развитию IPVG — агентства комплексных QMS/QaaS решений. Более 15 лет наша команда помогает управлять качеством продукции и поставщиков в Китае, от малого бизнеса до крупных предприятий.

Сегодня коротко коснемся веса нетто и веса брутто в части, связанной именно с продуктом, производством, хранением перед отгрузкой. Т. е. в период, когда работа логистов еще не началась. Ну почти.

Есть ли проблема?

Допустим, что у вас «всё по красоте» — есть образцы, есть документы. А вес нетто скачет от партии к партии. С продуктом всё отлично, поставщик говорит, что так и должно быть, — но ведь вес скачет, что-то ведь точно не так!

Бывает так, что в изделии используются материалы, толщина или плотность которых (т. е. вес в изделии, в конце концов) по технологическим причинам имеют определенный разброс.

Если вещь сконструирована правильно, это не должно влиять на ее качество. Так происходит и с тканями (например, двухметровый вязаный шарфик точно будет иметь приличный разброс веса нетто), и с вполне «железными» предметами. Какие-нибудь детские садовые качели вполне могут дать разброс больше 5% по весу нетто: тонкий металлический лист, из которого сделаны трубы рамы качелей, довольно сильно колеблется по толщине по технологическим причинам.

Поэтому в ряде ситуаций это нормально. Главное, чтобы в вашем бизнесе продуктом занимались толковые продуктовики, а поставщик был максимально открыт к техническому диалогу.

Контроль взвешивания и матанализ

Другой момент связан с непосредственным контролем веса нетто и брутто. Вполне рабочей является схема, когда поставщик по заданным ему правилам выполняет взвешивание, а инспекторы или представитель заказчика далее работают с этими данными.

Что может пойти не так? Вот типичный пример.

Поставщик должен был взвесить несколько сотен образцов из крупной партии. Получаем таблицу и делаем то, что поставщик обычно не умеет: строим распределение Гаусса по полученным данным и видим, что данные сфабрикованы.

Т. е. сотрудник поставщика поленился взвешивать, к примеру, 200 изделий, взвесил 20, и «протянул» остальные данные. Такая ситуация совсем не редкость. Самые ловкие рандомизируют свои «ленивые данные», чтобы скрыть недобросовестность, — но, к счастью, матанализ обмануть нельзя.

Контроль условий хранения

А с хранением-то что не так? Лежат коробки, каши не просят. Успешно прошли инспекцию по завершении производства партии и лежат. Только вот неспроста, хотя и по разным причинам, крупные заказчики стараются не заказывать товар на условиях, к примеру, «производство одной партией, отгрузка по требованию в течение 3-х месяцев».

Допустим, ваш товар хорошо упакован и должен бы без проблем пролежать 3 месяца на складе поставщика.

Но! Вам известны результаты аудита поставщика, его фактические складские площади, процент их заполнения в разные периоды? Вы точно знаете — точнее, могут ли в моменте ваши инспектора это проверить, — что поставщик из-за переполнения небольшого склада в хорошем крытом ангаре не построил во дворе по-быстрому склад временного хранения в виде открытого со всех сторон навеса?

Вы скажете, а что плохого, ну и так тоже хранят товар. Да, хранят. Но те, кто видел тропические ливни, идущие каждый день в некоторых регионах Китая, этот вопрос задавать не будут.

Дело в том, что даже если коробки не будет откровенно заливать (мы видели сразу по несколько контейнеров заплесневелых товаров — и нет, не продуктов питания), картон будет брать влагу из воздуха.

При влажности воздуха 100% вес партии брутто может измениться существенно, на несколько процентов — в случае контейнерных количеств это лишние центнеры (!). И даже если таможенный контроль груз пройдет, никто не гарантирует, что влажные короба не сомнутся при доставке.

«Попали на перевес» на таможне: весовой контроль в импортном бизнесе

По отдельности то, о чём я рассказал, многим очевидно. Но стоит заключить контракт с новым поставщиком, как все приключения начинаются заново. А выстроить надежно работающую систему, которая учитывает особенности очень динамического портфеля очень разных поставщиков и сильно разных товарных групп, под силу только профессионалам.

Начать дискуссию