Разработка собственного маркетплейса: как не прогореть в первый год работы? Типичные ошибки и как их избежать

Рынок маркетплейсов растет. Предприниматели из сферы eСom всё чаще задумываются о разработке собственного маркетплейса, и мы решили написать об этом статью — рассказываем, как сделать продукт, который поможет привлечь селлеров и покупателей.

Разработка собственного маркетплейса: как не прогореть в первый год работы? Типичные ошибки и как их избежать

Всем привет! На связи диджитал-агентство Космос-Веб. Мы на рынке с 2004 года, за это время накопили 1200+ кейсов в портфеле и сделали счастливыми 700+ клиентов.

Занимаем первое место в России среди компаний по разработке и продвижению сайтов в Рейтинге Рунета 2025. За 20 лет в диджитал заработали 16 престижных отраслевых наград. Занимаемся комплексными услугами в цифровой среде, делаем разработку и интернет-маркетинг.

Сейчас мы видим тренд среди наших заказчиков, которые занимаются электронной коммерцией — разработка собственного маркетплейса. Такой проект может превратиться в золотую жилу, а может оказаться тотальным сливом бюджета с нулевым результатом.

Мы решили написать статью о типичных ошибках предпринимателей, которые решили создать собственный маркетплейс, чтобы вы смогли разглядеть подводные камни еще на старте и разработать по-настоящему эффективный продукт, который принесет пользу вашему бизнесу.

Два сценария развития маркетплейса

<i>По данным исследований Digital Commerce 360 и Marketing Signals</i>
По данным исследований Digital Commerce 360 и Marketing Signals

Проект с нуля

В этом случае предприниматели разрабатывают маркетплейс как стартап. Появляется идея, вы решаете занять какую-то нишу — и начинаете разработку.

Это рискованный вариант. Цифровой продукт, даже очень хорошего качества, может оказаться никому не нужным на рынке.

В каком случае можно выбрать этот вариант? Если бюджет на разработку и продвижение маркетплейса не создаст огромную дыру в вашем кармане. Тогда создание площадки можно рассматривать как высокорисковую инвестицию.

Новый этап для интернет-магазина

У вас уже есть компания, аудитория, поставщики, прибыль. Возможно, вы делаете продажи через интернет-магазин, чужие маркетплейсы, социальные сети, офлайновые точки продаж.

Вы хорошо знаете свою нишу и принимаете решение масштабироваться. Этот вариант — куда менее рискованный. Однако здесь тоже легко сделать ошибки и прогореть. Далее мы рассмотрим, что это за ошибки.

Чем хорош собственный маркетплейс

Разработка собственного маркетплейса: как не прогореть в первый год работы? Типичные ошибки и как их избежать
  • Логистика. Ответственность за доставку товаров лежит на плечах селлеров.
  • Масштабируемость. Вам не понадобятся новые склады, чтобы расширить каталог товаров. Этот вопрос решается привлечением новых селлеров.
  • Независимость. Владелец площадки не зависит от конкретных поставщиков. Если у одного селлера возникают проблемы, покупатель сможет найти нужные товары у другого.
  • Проще продвигать. Как правило, на маркетплейсе больше страниц с товарами, чем в интернет-магазине. Это позитивно сказывается на позициях маркетплейса в поисковых системах Яндекс и Google.

Конечно, есть и риски по сравнению с обычным интернет-магазином.

  • Нагрузки. Маркетплейс может вырасти в большую платформу с множеством селлеров и покупателей. Чтобы площадка выдержала нагрузки, нужно заранее все предусмотреть на уровне технической архитектуры.
  • Кибербезопасность. Деятельность маркетплейса связана с деньгами и персональными данными. Данные пользователей должны быть хорошо защищены, чтобы не допустить утечек и репутационного урона.

Оптимальный путь развития маркетплейса

Если у вас есть идея, но нет интернет-магазина — сделайте интернет-магазин. До тех пор, пока у вас нет нескольких миллиардов оборотов в год, не нужно делать маркетплейс. Если нет 10 миллионов рублей, которые можно спокойно потратить на развитие ИТ-инфраструктуры — о маркетплейсе тоже говорить рано.

Разработайте интернет-магазин, поймите, пользуются ли спросом ваши товары, и только потом масштабируйтесь в маркетплейс.

Если на вашем маркетплейсе нет большого потока покупателей, вы не заинтересуете поставщика. Селлеру будет попросту неинтересно тратить время на то, чтобы работать с вашей площадкой и загружать товары.

Другое дело, если у вас развитый интернет-магазин, товарная матрица, хорошая узнаваемость и большое количество продаж. В этом случае владельцы интернет-магазина могут сами ставить свои условия поставщикам. И это — уже естественное развитие ecom-бизнеса до уровня маркетплейса.

Без технической базы ничего не получится

Если с самого начала не задаться вопросом правильной архитектуры, к примеру, сделать все на самописном движке, рано или поздно вы упретесь «в потолок». Придется переделывать всю цифровую часть проекта с нуля.

На этапе проектирования вам понадобится продумать вопросы серверной части и выбрать для бэкенда фреймворк, который даст возможности для роста в будущем. Заранее выбрать фреймворк для фронтенда — тоже хорошая идея.

Почему фреймворк, а не CMS? Популярные CMS не рассчитаны на создание такой многоуровневой системы, как маркетплейс. CMS хорошо подходят для корпоративных сайтов и интернет-магазинов, но для маркетплейса — недостаточно гибкости, производительности и возможностей для масштабирования.

Не забудьте определиться, как товары поставщика будут попадать на маркетплейс. Оптимальный вариант — разработка личного кабинета поставщика, чтобы ваши партнеры могли самостоятельно добавлять товары в свой магазин.

Типичные ошибки при создании своего маркетплейса

Нет плана, как привлекать селлеров. На этапе идеи создатели маркетплейсов часто думают, что на их площадку сразу же придут поставщики и покупатели. На практике часто оказывается, что и за теми, и за другими приходится буквально «бегать».

Как избежать? Ваш маркетплейс должен предлагать какую-то ценность, фичу, которая объединит покупателей и поставщиков. Проще сделать это, привлекая покупателей — тогда поставщики увидят ценность вашего маркетплейса и придут сами.

Стремление довести все до вымышленного идеала. Вы хотите сделать сразу идеальный продукт: чтобы все было красиво, с «дорогим» дизайном, кучей функций. Не выпускаете проект на рынок, потому что постоянно хотите еще что-то докрутить. Результат — огромные траты на разработку.

Как избежать? Выпустить на рынок минимально жизнеспособный продукт, MVP-версию. Закрыть глаза на недостатки и ту идеальную картинку, которая была в голове. Начать работать в реальных бизнес-условиях, с настоящими селлерами и покупателями. Дорисовать, доработать, интегрировать что-то — всегда успеете.

Большие затраты на разработку без продуманной бизнес-модели, схемы монетизации и стратегии продвижения. Когда дело доходит до разработки своего цифрового продукта, будь то приложение, сайт или маркетплейс, предприниматели склонны рассматривать проект как что-то самостоятельное: запустим, все будет красиво, а дальше само как-то заработает. Такой подход приведет к тому, что бюджет на разработку будет потрачен зря, а проект не принесет денег.

Как избежать? Заранее, еще до выбора подрядчика и начала разработки, посчитать бюджеты на маркетинг. Причем нельзя считать по минимуму — нужно заложить риски. Продумать схему монетизации, благодаря которой маркетплейс сможет «отбить» затраты на разработку и продвижение. Подбили цифры, все работает, пусть пока только на бумаге — можно приступать к проекту.

<i>Примеры успешных маркетплейсов, сконцентрированных на одной нише</i>
Примеры успешных маркетплейсов, сконцентрированных на одной нише

Множество категорий товаров, нет одной ниши. Вы делаете маркетплейс сразу «для всего». Такой глобальный вариант не подходит для старта. Вам будет тяжело позиционироваться, искать покупателей и селлеров. В итоге — будет тяжело тягаться в конкуренции с гигантами.

Как избежать? Займитесь на старте только одной категорией товаров. Выберите узкую, в идеале — еще не занятую нишу. Желательно, чтобы вы сами хорошо в ней разбирались.

Отсутствие контроля качества при выборе селлеров. На старте, когда «руки чешутся» поскорее запустить площадку и наполнить ее товарами, легко начать работать со всеми подряд. Так можно сразу испортить репутацию нового маркетплейса, особенно если товары окажутся недостаточно качественными.

Как избежать? Изучите отзывы на товары поставщиков, которых приглашаете на площадку. Воспользуйтесь для этого их страницами на других маркетплейсах.

Как товары будут попадать на маркетплейс?

Мы неоднократно сталкивались с ошибкой — предприниматель уверен, что достаточно разработать маркетплейс, а товары будут попадать туда сами, каким-то волшебным образом. Это самый фатальный просчет.

Нужно заранее понимать: каждый поставщик работает с информацией о товарах по-своему. Кто-то начнет слать выгрузку на почту, у кого-то нет выгрузки, у кого-то есть API (лучший вариант!), у кого-то нет API.

Нужно сделать чек-лист, по которому вы сможете быстро понимать, выгодно ли будет работать с поставщиком. Ведь если поставщик будет каждые три дня присылать списки товаров в разных форматах, разработчикам придется эти списки обрабатывать. В итоге такие затраты быстро сделают работу с этим поставщиком невыгодной.

Сложности с описанием товаров

При работе с несколькими поставщиками неизбежно возникнут проблемы с описаниями и характеристиками товаров.

Распространенная проблема: что делать, когда у разных поставщиков товар называется одинаково? Будут ли такие товары на вашем маркетплейсе размещены как один, или будут разные карточки товара? Таких вопросов будет много, и каждый нужно будет решать быстро.

Хорошо, если у поставщика в принципе есть описания, названия, фотографии товаров. Что делать, если их нет? Использовать ИИ — тоже не панацея. Без ручного труда и ручной проверки не обойдется, а это — дополнительные затраты.

Конечно, на крупных маркетплейсах все уже оформлено красиво, с картинками и интересными описаниями. Но это делают сами поставщики, очень заинтересованные в работе на крупной площадке. Будут ли они настолько же заинтересованы в работе с начинающим маркетплейсом? Большой вопрос, поэтому на старте вам, вполне вероятно, придется помочь селлерам с контентом.

<i>Не равняйтесь на гигантов — начните с малого. Выберите нишу, протестируйте гипотезы — и только затем масштабируйтесь. </i>
Не равняйтесь на гигантов — начните с малого. Выберите нишу, протестируйте гипотезы — и только затем масштабируйтесь. 

Два варианта доставки

Решите сразу, как будете отправлять товары: нужна ли вам интеграция с транспортной компанией, будет ли покупатель платить за доставку. Если будете отправлять самостоятельно и сделаете бесплатную доставку — посчитайте, достаточная ли у вас маржа для этого.

Если доставку будут оплачивать покупатели — без интеграции с транспортными компаниями не обойтись. И тут тоже не без подводных камней: так, в характеристиках товаров поставщика должны быть указаны габариты. Иначе API транспортной компании не сможет мгновенно рассчитать стоимость доставки.

Быстрая доставка и удобный пункт выдачи

Вся польза маркетплейсов для конечного пользователя в этом — не надо тратить 2 часа в магазине, когда товар может приехать «до двери» или в пункт выдачи.

Поэтому эти моменты нужно проработать: например, провести продуктовое исследование, чтобы понять, насколько удобно покупателю будет получать товары.

Один из хороших вариантов для начинающих маркетплейсов — пункты выдачи заказов СДЭК. Вам не нужно выстраивать логистическую цепочку самостоятельно, огромная транспортная компания уже все сделала за вас. Пунктов выдачи достаточно много, покупателю не придется ехать за заказом через весь город.

Как выбрать подрядчика на разработку?

Специалисты, которых вы выбираете для разработки маркетплейса, должны иметь хороший опыт работы с нужным фреймворком. Фрилансеры с биржи не подойдут — нужна большая команда с выстроенными процессами.

На что еще можно обратить внимание?

  • Рейтинг Рунета. Здесь пока нет отдельного рейтинга, посвященного разработке маркетплейсов с нуля. Но есть много других рейтингов по разработке, и если компания появляется в них на высоких позициях — ей можно доверять.

  • Отраслевые награды. Если компания получает золото, серебро и бронзу в престижных конкурсах, таких как Tagline Awards и «Золотой сайт» — это говорит о высоком качестве ее работы.

Отдельный нюанс — маркетинговая часть проекта: платный трафик, SEO, соцсети и контент-маркетинг. Здесь тоже нужны спецы. В итоге вам нужно нанять либо нескольких независимых команд, либо одну большую компанию, которая умеет делать не только разработку, но и маркетинг.

Сейчас мы даем бесплатные консультации по разработке и продвижению маркетплейса. Поможем продумать роадмап проекта, составим список нужных интеграций. Подберем стек технологий, обеспечивающий удобство в обслуживании и масштабируемость продукта.

Чтобы записаться на консультацию, пишите нашему менеджеру в Telegram. Если захотите реализовать свой проект вместе с нами — отлично, если нет — наши рекомендации останутся с вами бесплатно. Это будет нашим подарком.

А чтобы быть в курсе трендов дизайна и разработки — подписывайтесь на наш Телеграм-канал. Здесь много интересного: кейсы, опыт продвижения бизнеса в интернете, live-контент про жизнь маркетологов и разработчиков.

16
4
15 комментариев