OZON: продавцы пользуются непродуманностью правил ОЗОН для нечестного заработка. Баллы за отзывы. И просто размышления о деградации Озона с пожеланиями об улучшении.

Хотел написать коротко, и не получилось. Но раз уж я пишу всего пару раз в год, мне можно высказаться и в длинной форме. Кому лень читать много букв - просто проходим мимо...

Речь здесь идет в основном об акции "Баллы за отзывы", но затронуты и другие непродуманные моменты в Озоне.

Текст в основном для администрации Озона, так как связаться с ними через сайт Озона никак невозможно (тупой бот не пропустит), а здесь, они вроде читают жалобы. Это нелепо, что для обратной связи приходится использовать сторонние ресурсы. Обычно крупные компании заинтересованы в том, чтобы была обратная связь с клиентом, но, в случае с Озоном, до них получается достучаться только окольными путями, да и то не всегда. Впрочем, для скучающих прохожих текст тоже может оказаться интересным, хотя он слегка узконаправленный и не касается большой аудитории покупателей.

Итак, Озон позволяет продавцам раскручивать свой товар, выплачивая покупателям небольшую компенсацию за оставленный отзыв (обычно до 200 рублей, но иногда бывает и больше - зависит от цены товара и наценки самого продавца). Когда система используется честно, все в плюсе - продавец получает больше отзывов, и его товары лучше покупаются на маркетплейсе, а покупатель может немного сэкономить на покупке. Но если что-то идет не так, и покупателя пинками вышвыривают из участия в акции по любой из многочисленных причин, описанных в правилах, то он оказывается в минусе, поскольку товары, участвующие в акции, обычно продаются дороже, чем такие же товары у других продавцов, и без обещанных бонусов никто в своем уме покупать их не станет. Китайцы, как я могу наблюдать, в последнее время решили, что они самые хитрые, и могут дурить русских. Я сначала не мог понять, почему купленные с соответствующей меткой "баллы за отзывы" товары быстро исчезают со страницы акции в личном кабинете, но теперь я понял.

Схема у них приблизительно такая (это не утверждение, а моя реконструкция возможной схемы на основе личных наблюдений). Китайцы открывают магазин, вешают на многие свои товары акцию "баллы за отзывы" и ставят ценник чуть выше, чем у других продавцов. Например, Вы хотите купить некий товар и видите, что многие продавцы продают его за 1000 рублей. И есть также продавец, который продает его за 1300 рублей, но предлагает вернуть 700 баллов за отзыв, в итоге, после начисления баллов, товар обойдется Вам всего в 1300-700=600 рублей (что на 400 рублей дешевле, чем у других). Предложение кажется выгодным, если Вам действительно выплатят баллы, но если не выплатят, то Вы переплатите за товар 300 рублей и останитесь в минусе, так как могли бы купить этот же товар у другого продавца за 1000 рублей и без акции. Если сделать заказ, далее может быть два сценария. Первый - продавец честный, и действительно работает на рост своего магазина, тогда баллы Вам действительно начислят. Второй сценарий, набирающий популярность - продавец-мошенник. Суть мошенничества приблизительно такая: продавец, обещая баллы, заведомо дороже продает товары около месяца, пользуясь тем, что, в отличие от Алиэкспресса, где товары из Китая присылают уже за 8-12 дней, доставка Озона может занять 1-2 месяца. Все это время продавец усиленно продает свои товары с наценкой, обещая компенсировать баллами. Когда первые посылки добираются до России, продавец "вдруг" снимает акционные товары с продажи. Тут я видел два варианта. Некоторые снимают с продажи единичные товары, которые ожидают начисления баллов, а некоторые - все товары магазина сразу! Причем закрываться они вовсе не собираются, у некоторых в описании магазина время работы больше двух лет, то есть это не магазины-однодневки. Вероятно, они временно переключаются на параллельный магазин-дублер, где схема начинает крутиться заново. Когда время, выделенное покупателям на получение баллов истекает, товары в первом магазине снова активируют, и как раз приходит время блокировать товары во втором магазине. Таким образом, недобросовестные китайцы торугют без перерыва со значительной наценкой, не выплачивая обещанных баллов, просто своевременно блокируя товары одного магазина и разблокируя их в другом. Наверняка существуют и разновидности этой схемы, например, буквально на днях я заказал товар по акции "баллы за отзывы", товар еще передается в доставку, а страницу товара уже удалили, хотя магазин не закрылся. Я даже не могу посмотреть описание товара, фотографии, комплектацию - ничего. И я не могу отменить заказ и вернуть деньги, даже при том, что его еще даже не отправили (Озон не позволяет, если статус "передается в доставку"). Товар уже удален со страницы купленных мной товаров, за которые начисляют баллы. Понятно, что если я получу товар, то баллы мне за него не начислят. Очень удобно и выгодно для продавца, но не для покупателя! Несколько раз я уже попадался на такую уловку, но не видел закономерности. Теперь я понял схему, и такие товары забирать не буду, пусть отправляются обратно продавцу за его счет. Я только не понимаю, зачем Озон поддерживает возможность для продавцов уклоняться от обещанного начисления баллов таким вот простым способом, и почему в принципе возможно удалять страницы товаров до того, как все, кто заказал товар, его получат? Как покупатели смогут свериться с описанием, прочитать инструкции по использованию, если они указаны на странице товара? На Али, например, по крайней мере до того, как туда сунули руки mail.ru, страница товара вообще сохранялась индивидуально для каждого заказа, так что даже если продавец что-то менял в карточке товара после заказа, к заказу была приложена именно та версия, которая была на момент заказа, и это помогало в спорах с продавцами-мошенниками. На Озоне же страница товара может измениться или просто исчезнуть еще даже до того, как Вы получите товар, и потом гадайте, что Вы там заказали и на каких условиях...

Почему афера с аннулированием баллов возможна: потому что Озон создал непродуманные правила акции "Баллы за отзывы": https://cdn1.ozone.ru/s3/promo-sync-api/104174640.html

В частности, афера с неначислением обещанных баллов возможна благодаря следующим пунктам:

2.2. ... Для отдельных товаров, участвующих в Акции и отмеченных специальным бейджем «Баллы за отзыв», предусмотрено начисление Баллов за отзыв, оставленный в течение 5 (пяти) календарных дней после получения товара.

2.6. Товар на момент написания отзыва за баллы должен быть доступен к продаже на сайте ozon.ru.

2.9. Если Участник оставил отзыв вне периода проведения Акции, он не считается Участником Акции. Баллы за данный отзыв не предоставляются.

По сути, ограничение на возможность оставить отзыв только в течение 5 дней после получения заказа и только на товар, доступный в момент получения заказа в продаже, и делает эту схему обмана возможной. То есть если продавец видит, что приближается срок получения заказов, он может просто временно деактивировать товары, участвующие в акции на несколько недель, за это время все, купившие этот товар, его уже получат, а через пять дней право на участие в акции пропадает. После этого заблокированные товары можно активировать и продавать снова. Вполне возможно, что невнимательные покупатели даже успеют оставить на этот товар положительных отзывов, ожидая, начисления баллов, которых в реальности они никогда не получат.

Конечно, китайцы не отслеживают время получения для каждого покупателя отдельно, поэтому когда первые посылки добираются до России, соответствующие товары, участвующие в акции, просто деактивируются разом (или все товары магазина, как я видел в некоторых случаях).

Кто-то может подумает, что набросив сотку-другую рублей на товар, много прибыли не сделаешь, и нет смысла таким заниматься. Ну, на одном покупателе может и не сделаешь, а если посмотреть на статистику китайских магазинов, там же десятки тысяч заказов, если на каждый товар накинуть хотя бы сотку рублей по сравнению с ценой у других продавцов, получается уже миллион рублей дополнительной прибыли, полученной недобросовестным путем.

Что мог бы сделать Озон для предотвращения таких мошеннических схем:

1) Гарантировать участнику получение обещанных продавцом баллов вне зависимости от того, находится товар в продаже на момент получения заказа или нет. Если покупатель предпочитает купить у продавца, который продает дороже, понимая, что вернет затраченные деньги баллами, это его право, и отменять начисление баллов из-за того, что продавец временно деактивировал товар (ну или даже если он действительно временно закончился на складе в момент получения покупателем заказа) - это неправильно. Если продавец обещал баллы за отзывы, а потом "вдруг" решил, что не хочет больше продавать этот товар - это проблемы продавца, а не покупателя. Баллы следует рассматривать как гарантированный вычет из заведомо завышенной цены, установленной продавцом, только в таком случае акция имеет смысл. Если бы такие продавцы продавали товар дешевле других, да еще и предлагали бы баллы за отзывы - тогда да, можно было бы рассматривать это с той точки зрения, что в случае отказа начислять баллы, покупатель ничего не преобретает, но и ничего не теряет, так как купил товар по той же цене, по какой мог бы купить его у других продавцов, но, поскольку продавцы, предлагающие баллы, чаще всего все же заметно завышают цену на товары, в случае отказа от начисления обещанных баллов покупатель оказывается в минусе.

2) Продлить время, в течение которого можно оставить отзыв, хотя бы до месяца. Сам срок 5 дней дискредитирует отзывы как таковые - 99% отзывов, которые написаны по акции, абсолютно неинформативны и бесполезны. Пользователи фотографируют нераспечатанные и непроверенные приборы и пишут неинформативные тексты вроде "получил, но не проверял" только потому, что в день получения времени на проверку товара нет, а когда оно появится, акция уже закончится, или в суете житейской просто забудешь написать отзыв в течение пяти дней. У меня некоторые электронные компоненты лежат неделями после получения неопробованные, просто потому, что мне некогда ими заниматься, или для их подключения нужны другие детали, которые еще в пути. Простейший пример: как можно написать объективный отзыв на газонокосилку, купленную впрок по акции в феврале, когда трава еще завалена снегом? Понятно, что отзыв, оставленный в течение пяти дней, будет никчемный, я уж не говорю о том, что такая техника должна проверяться хотя бы несколько недель, прежде чем у покупателя появится какое-то представление о ее достоинствах и недостатках. Также покупатели боятся писать развернутые отзывы, потому что система модерации отзывов на Озоне слишком придирчивая и может отклонить отзыв за любое слово, которое по какой-то причине она сочтет неуместным, причем работает это абсолютно непредсказуемо, поэтому если хочешь 100% уверенность в публикации отзыва, лучше вообще ничего кроме короткой стандартной фразы не писать. Сам уже попадал на этом, отзыв отклоняли за совершенно безобидные тексты, а когда я опубликовал фото скриншота страницы заказа на Озоне, где была написана ложь, его тоже отклонили с припиской, что я, якобы, публикую рекламу на сторонние сайты и товары других продавцов! Оджажды я загрузил скриншот с отчетом программы h2testw с результатом тестирования фейковой microSD карты, так его тоже не пропустили с припиской, что это не имеет отношения к товару, хотя, для тех, кто разбирается в теме, этот скриншот был бы полезнее тысячи словестных отзывов. Поэтому я уже не удивляюсь, что система отзывов на Озоне превратилась в помойку, хотя лет 5-10 назад она казалась мне наиболее объективной и полезной. Кстати, история яндекс-маркета повторяется: когда-то это была самая полная и популярная база данных с отзывами на товары, где каждый мог написать свои мысли о товаре, и почти всегда перед выбором и покупкой товаров люди читали отзывы именно на яндекс-маркете (в то время яндекс-маркет не был маркетплейсом, а, скорее, списком товаров и отзывов, и небольшим предложением магазинов, где эти товары можно было купить). Но потом пришли "злые" модераторы, из десятка написанных отзывов хорошо если публиковали половину или треть, и система растеряла всех своих пользователей, потому что никому не хочется писать то, что с высокой вероятностью не опубликуют и не прочитают. Интересно, кто-нибудь еще ищет отзывы на яндекс-маркете в наше время? ;-)

Так почему на Озоне столько бесполезных и неиформативных "проплаченных" отзывов? Согласно правилам:

2.7. В случае если отзыв не будет соответствовать Правилам публикации отзывов и не пройдет модерацию, Баллы Участнику не предоставляются.

Это все объясняет и это очень удобно для озона - отклонил отзыв по надуманной причине, и участник баллы не получит, даже если он сразу исправит отзыв и его опубликуют. В нормальной системе, если отзыв не прошел модерацию, но был исправлен и принят, баллы тоже должны начисляться, только тогда пользователи не будут бояться писать подробные и полезные отзывы. А сейчас люди боятся писать в отзывах свои реальные впечатления об использовании товара, потому что высока вероятность, что отзыв не пройдет модерацию. Раньше я писал подробно, но после пары-тройки непрошедших модерацию отзывов теперь тоже пишу что-то вроде "соответствует описанию", и загружаю побольше бесполезных фотографий чтобы уж точно к тексту не придрались, и хотя бы одна фотография из нескольких загруженных прошла модерацию.

Есть в правилах еще много глупослей, например:

2.5. Если ... был оформлен возврат по любой из причин вне зависимости от фактического возврата товара и одобрения возврата товара/товар был возвращен в течение 14 дней после публикации отзыва, Участник считается утратившим право на получение Баллов по настоящей Акции.

Я понимаю, что баллы за возвращенный товар нужно аннулировать, чтобы не было злоупотреблений со стороны покупателей. Это логично. Но в чем логика вот этого: "был оформлен возврат по любой из причин вне зависимости от фактического возврата товара"? Мне кажется, этот пункт стимулирует бессмыссленные возвраты товаров, которых можно было бы избежать. Например, пользователь заказал товар, проверил на скорую руку, что-то там не заработало, пользователь оформил заявку на возврат. Потом в выходные решил разобраться подробнее, нашел и исправил дефект, решил отменить заявку на возврат и оставить товар, но... из-за того, что он уже оформил заявку, он уже не получит обещанные баллы, даже если не будет возвращать товар, соответственно, дешевле будет вернуть товар и перезаказать его заново. Зачем внесли в правила такой нелогичный пункт - непонятно и нелогично. А логично так: товар остался у покупателя? Продавец получил за него деньги? Тогда начисляйте обещанные баллы за отзыв.

Все эти правила надо пересматривать, чтобы они защищали интересы и покупателей, и продавцов. Я понимаю, что не все продавцы, которые деактивируют товары, делают это по злому умыслу - за длительный срок доставки даже честный китаец может решить, что товар плохо продается, и действительно снять его с продажи именно по этой причине, но нам, покупателям от этого все равно убыток из-за глупых правил и ограничений Озона. Пока эти правила не исправят, при снятии товара с продажи, либо покупатель несет убыток из-за неполученных баллов, либо продавец несет убыток из-за оплаты обратной доставки товара, от которого отказался покупатель, иных вариантов при нынешней версии правил акции, к сожалению, не предусмотрено.

Раньше я не обращал внимания на товары, исчезнувшие из акции "баллы за отзывы", потому что это случалось редко. Сейчас случаи участились, и это нужно контроллировать самостоятельно. Проблема в том, что Озон бесследно вычищает из системы информацию о том, что Вы заказывали товар, когда этот товар участвовал в акции. То есть если товар снимут с продажи или деактивируют, Вы даже не сможете проверить, участвовал он в акции или нет, и сколько баллов за отзыв предлагали. Поняв, что что-то здесь не так, я, когда делаю заказ, участвующий в акции, делаю сразу и скришнот страницы товаров, которые участвуют в акции. Только благодаря этому я и заметил, что товары с этой страницы "вдруг" стали исчезать к тому моменту, когда я должен получать заказ. Видимо, по мнению Озона, у покупателей должен быть бумажный блокнотик, куда они заносят все товары, купленные по акции, чтобы к моменту получения свериться, выкинули его из акции или нет. Сейчас китайцы все чаще стали удалять или блокировать акционные товары после отправки, поэтому, когда я знаю, что переплатил за товар, купленный по акции, и баллов за отзыв на него мне не начислят, на данный момент я не вижу иного выхода, кроме как отказываться от таких товаров прямо в пункте выдачи, даже не распечатывая их. Зачем мне выкупать товар за 400 рублей и не получать обещанные 200 баллов, если я могу перезаказать его за 300 рублей у любого другого продавца, который эти баллы не обещает... единственный недостаток этого решения, что придется снова ждать следующую доставку больше месяца, но для тех, кто заказывает на Озон-Глобал, это обычно не проблема, так как вещи для срочного использования там нереально покупать. Если Вы попали в такую же ситуацию, советую поступать так же - возвращать товар, возможно тогда и китайцы поймут, что на такой схеме больше потеряешь на возвратах, чем заработаешь, ну и до Озона может дойдет, что правила следует пересомтреть, чтобы предоставленные продавцом условия на момент продажи сохранялись и в момент получения товара. Эта система будет работать нормально только если у продавца не будет технической возможности уклониться от начисления обещанных баллов, когда покупатель выкупает заказ и не возвращает его.

PS1: стоит ли овчинка выделки?

Может сложиться впечатление, что я только и занимаюсь, что скупкой акционных товаров или как-то это пропагандирую. Конечно, это не так. Наверно, процентов 90 этих акционных товаров выведут Вас в минус. Это как с акцией "Распродажа 11.11", которая сейчас проходит, когда товары, которые за месяц до этого стоили 6-8 тысяч, на "распродаже" вдруг стали стоить аж до 20 тысяч рублей. Я пока еще не увидел ни одного отслеживаемого мной товара, который в эту распродажу действительно подешевел по сравнению с ценами прошлого месяца. Многие акции - это просто приманка для лохов, которые не знают, сколько реально стоит тот или иной товар. На Озоне вообще много нелепых предложений, например артикул 2986765499, обычный дешманский вольтметр, который у других продавцов стоит 100-200 рублей, а эти гении продают за 38228 рублей, и обещают 800 баллов за отзыв :) На какого лоха расчет - не понятно, если только какой-то слепой дед не разглядит цену и закажет по ошибке, и подобных артикулов - тысячи. Конечно, надо смотреть каждый конкретный случай. Имхо, если ожидаемая выгода меньше 200 рублей по сравнению с покупкой такого же товара у продавца без акции, то с этой акцией вообще не стоит связываться, так как на данный момент в условиях много непродуманностей, которые я описал выше. То есть типичная ситуация, это когда товар за 1000 рублей будут продавать за 1200 и обещать 200 баллов за отзыв - такое можно сразу проходить мимо. Вот если за этот товар хотят 1000 рублей, и еще 200 баллов обещают - тут уже беспроигрышная лотерея (либо получишь баллы, либо хотя бы ничего не потеряешь), ну и есть промежуточные варианты, когда нужно немного переплатить, чтобы потом вернуть больше баллами, но от такого я, видимо, буду отказываться, опять же из-за того, что в последнее время китайцы часто заранее деактивируют акционные товары, и за них баллов не начислят. Тем не менее, во всей этой куче бесполезных предложений все же иногда встречаются те, на которых действительно можно сэкономить несколько сотен рублей с каждого заказа. Я к тому, что нужно относиться к этому без фанатизма - всегда проверять, сколько нужный товар стоит у других продавцов без акции, и если на нужный товар нет выгодных предложений с баллами, значит в этот раз не повезло, повезет в другой раз с другим товаром.

PS2: Мои рекомендации тем, кто планирует получить баллы за отзыв:

1) После заказа товара, за который дают баллы за отзыв, сразу сделайте скриншот или сохраните название товара в блокноте. Пока товар дойдет к Вам из Китая за 1-2 месяца, Вы уже забудите, что переплатили за него ради получения вознаграждения за отзыв. А на Озон нельзя полагаться в этом плане - они начисто вытирают все упоминания о том, что во время оформления заказа товар участвовал в акции "Баллы за отзывы". С товарами от местных продавцов обычно проблем нет - Вы получите его за 2-5 дней, за это время продавец вряд ли уберет его с продажи, по крайней мере, у меня со страницы акции исчезают именно товары китайских продавцов.

2) Перед тем, как идти в пункт выдачи забирать товар, проверьте, не удалили ли его со страницы "Акция Баллы за отзывы" в личном кабинете. Также можно кликнуть на товар, если Вы увидите что-то вроде "Страница не найдена" или "Товар времено недоступен", можете смело отменять заказ. Это не Ваши проблемы, почему товар больше не доступен. Ваши проблемы, это когда Вы за товар, купленный по завышенной цене, не получите обещанной компенсации. Когда Вы делали заказ, продавец сделал Вам предложение, и Вы его приняли. Если условия, обозначенные в момент создания заказа не выполняются, не надо чувстоввать себя виноватым за то, что этому продавцу придется оплачивать обратную доставку. Просто говорите в пункте выдачи "отказываюсь без вскрытия", и все, товар отправляют обратно продавцу, Вы получаете назад свои деньги, на которые можете купить этот же товар дешевле у других продавцов и без акции. В любом случае, это не проблема покупателя - если любые предпродажные обязательства перед нами не выполнены, отказываемся от товара с чистой совестью.

Понятно, что это актуально для товаров, которые покупаются впрок - если же товар нужен здесь и сейчас, вряд ли Вы будете заказывать его через Озон из Китая и ждать 1-2 месяца доставки. Уж если хочется дешевле, чем у русских перкупов, которые продают то же самое в 2-4 раза дороже (а иногда завышают цену и в 10 раз, если, например, покупать радиодетали) - Алиэкспресс сейчас доставляет многие товары в течение двух недель, а некоторые товары умудряются прибыть из Китая даже за 7-10 дней. Недостаток в том, что они ограничили продажу некоторых электронных компонентов и приборов из-за санкций, а на Озоне их пока еще можно купить под вымышленными названиями типа "измерительная головка" или "набор измерительных аксессуаров". Набор стабилитронов, например, продают под названием "Студийный комплект для звукозаписи", а через поиск они ищутся как стабилитроны :) Но у Озона какая-то безобразная логистика - товары могут быстро пройти таможню, а потом 2 недели лежать на складе уже в России, прежде чем их отправят в Ваш город. Да и по России доставка безобразная - как-то заказал товар с Дальнего Востока, его везли в мой город две-три недели - быстрее было бы на Али из Китая заказать! В общем, Озон-Глобал - это не лучшее место для покупок, если нужно получить товар побыстрее, но все же там можно купить товары, которые на Али запрещены к продаже в Россию. Например, кварцы, которые китаец с Али упорно отказывался мне высылать, ссылаясь на то, что их обязательно развернут на таможне, без вопросов выслал другой китаец через Озон, и товар вполне успешно был доставлен - на таможне задержек не было.

3) Если на момент получения товар все еще активен, и находится в списке акции, лучше побыстрее написать отзыв. Лучше сделать это сразу, как придете домой. Можно, конечно, потестировать его 4 дня, но где гарантия, что за эти 4 дня его не снимут с продажи?

4) Отзыв пишем максимально просто и без лишних слов. Пишите что-то вроде "товар получил, на первый взгляд как в описании". Модераторы не читают Ваши отзывы. Отзывы анализируются автоматически. Если в Вашем отзыве попадется какое-то слово из стоп-листа, то его не опубликуют, и Вы не получитие баллы, даже если сразу исправите текст. Вы никогда не догадаетесь, какие слова находятся в их стоп-листе. На моей практике некоторые слова были совсем безобидными. Например, если Вы используете слово "али" (союз со значением или, либо), система считает, что Вы рекламируете АлиЭкспресс и не публикует отзыв, и таких примеров можно привести до кучи. Настоятельно не рекомендую использовать в отзыве слово "продавец", особенно в негативном контексте. Такие отзывы чаще всего блокируют. Я как-то долго не мог понять, почему система обвиняла меня в том, что я, якобы, использую в отзыве мат и нецензурную брань, я начал удалять из отзыва предложение за предложением, пока его не одобрили, и оказалось, что системе не понравилось, что я написал, что продавец - лжец. Хотя лжец - это не оскорбление, а констатация фактов, потому что так оно и было, и я подкрепил это достаточным количеством фото доказательств. Для тех, то не учился в школе поясню, что слово лжец - абсолютно литературное, часто использовалось в классической литературе Пушкинской эпохи, и по словарю Русского языка С.И. Ожегова читаем:

ЛЖЕЦ, -а, м. Лживый человек, тот, кто лжет.

ЛЖИВЫЙ, -ая, -ое; лжив. 1. Склонный ко лжи, обману. Л. мальчик. Л. характер. 2. Содержащий ложь, обман; выражающий ложь, неискренний. Лживое заявление. Лживая улыбка. || сущ, лживость, -и, ж.

Тут даже нет упомнания, что слово грубое или бранное, как, например, в статье про слово ИДИОТ. Так почему система модерации Озона воспринимает это слово, как равноценное мату и нецензурщине - можно только гадать, просто им так захотелось. И сколько еще таких слов в их стоп-листе, которые являются полноценной частью "живого великорусского языка" - можно только гадать. Поэтому пишите отзывы коротко и просто, если хотите получить свои баллы! Не надо "геройства" и художественных изысков, тут это не ценится. Если уж хочется предупредить других покупателей о явном обмане, пишите максимально нейтрально и безличностно, например "описание не соответствует действительности" или "присылают только один предмет из трех обещанных" - такой примитивизм пока еще проходит модерацию. Если все же захотите написать подробный отзыв, помните, что модерацию проводит робот, которого программировали, видимо, такие-же роболюди, не имеющие человеческих эмоций, поэтому, при написании отзыва полезно прикинуться таким же безэмоциональным роботом, чтобы сойти за "своего". Пример отзыва, который мог бы написать настоящий живой человек, получивший товар в плохом состоянии: "Эти мошенники прислали мне какого-то драного б/у-шного медведя, сшитого из дырявых и вонючих заплесневелых тряпок, с оторванным ухом и пуговицей от бабкиного 100-летнего пальто вместо носа! Сылш, продаван, забирай свой мусор обратно и верни мне мои деньги!". Теперь перевод на занудный язык роботов: "Получен товар <<Плюшевый Медведь>>, состояние неудовлетворительное. Видны следы эксплуатации и небережного хранения. Материал покроя поврежден и имеет неприятный запах. Правое ухо оторвано. Вместо носа пришита пуговица для одежды. Оформляю возврат, так как полученный экземпляр не соответствует фотографиям и описанию на странице товара". Так вот, при написании отзывов для Озона, по крайней мере ради получения баллов, придерживайтесь стилистики второго варианта.

5) Делайте больше фотографий. Многие фотографии не проходят модерацию по надуманным причинам, известным только системе. Мои хорошие фотогафии товаров отменяли по разным причинам - не относится к товару, не имеет пользы для покупателей, плохое качество и т.п. Особенно скриншоты очень часто удаляют, в них система видет рекламу других продавцов и торговых площадок, даже если это скриншот описания товара того продавца, у которого Вы покупали. Как-то я ограничился одной фотографией брака, ее не опубликовали, а отзыв опубликовали, в результате, обещанные баллы не выплатили (по условиям, нужно было опубликовать отзыв с фото или видео). Поэтому фотографируйте как угодно и что угодно - упаковку, инструкцию, надпись на коробке, можете хоть сфотографировать товар, сжатый внутри своего кулака - да, это абсолютно бесполезно для потенциальных покупателей, но мы же боремся с системой - наша задача, максимизировать возможность получения баллов. Из трех-пяти различных по виду загруженных фотографий хотя бы одна должна пройти модерацию. Второго шанса исправить отзыв уже не будет, точнее, исправить Вы можете, но баллы за него уже не начислят.

Я думаю, смекливые читатели уловили тут стеб над тупой Озоновской системой - в нормальной системt покупателю не пришлось бы вообще задумываться над такими вещами - ну не прошел отзыв модерацию по любой причине, пусть даже надуманной, исправил отзыв, его опубликовали, получил свои баллы - в чем тут проблема для озона сделать так - мне вообще не понятно! Пока что создается стойкое впечатление, что Озон сам всячески заинтересован, чтобы эти баллы зажать и не начислять покупателю. Хотя, насколько я понимаю, Озон с этого ничего не теряет, так как баллы списываются со счета продавца... Я особо не вникал, как это работает с точки зрения продавца. Возможно, если отзыв не публикуется, а баллы все равно списываются с аккаунта продавца, но не доходят до покупателя, тогда кто выгодополучатель в такой ситуации - получается, что Озон. В таком случае, конечно, им выгодно, чтобы Ваше участие в акции закончилось неудачей. Иначе не понятно, зачем с помощью нелепых правил так сильно мешать покупателю получить баллы, которые продавец уже осознанно заложил в качестве затрат на маркетинг.

6) Не бойтесь ставить одну звезду, если товар этого заслуживает. Меня это удивило, но система пока еще пропускает однозвездочные отзывы и начисляет по ним баллы. Поэтому я не понимаю покупателей, которые ставят пять звезд за то, что продавец их обманул и прислал только часть обещанного товара, или сломанный товар, или вообще другой товар. Видимо, они думают, что если поставят мало звезд, то отзыв не опубликуют по надуманным причинам, вот ведь до чего система модерации запугала пользователей - они пишут, что товар плохой, или что их обманули, но все равно ставят 5 звезд, чтобы получить баллы за отзывы! Я много раз ставил 1 звезду за товары, и мне начисляли баллы, так что пока с этим проблем нет - хотя бы в этом можно быть честным перед другими покупателями, не боясь, что баллы не начислят. Озон, конечно, пишет, что однозвездочный отзыв отправлен в службу по работе с клиентами, но это просто отписка, по факту ничего не делается, чтобы убрать непорядочных продавцов с маркетплейса или заставить их исправить описание, вводящее покупателей в заблуждение (проверено на личном опыте - продавцы, которые меня обманули несколько месяцев назад, до сих пор торгуют с теми же лживыми* описаниями товаров).

* лживый - это литературное слово, которое не является матерным или нецензурным, и даже грубым или оскорбительным оно не является - запомните, админы-Озонщики, может хоть в этом будет для Вас польза от прочтения этой статьи!

PS3: Иные пожелания к администрации Озона:

1) Я несколько раз писал об этом в службу поддержки через чат, но меня не услышали, поэтому пишу здесь. Какое-то время назад на сайте можно было сортировать отзывы по дате публикации (новые - сверху). В общем-то, это стандартная опция для всех сайтов, где публикуют отзывы. Это было очень удобно, потому что продавцы иногда чудят и подменяют товар, или начинают продавать новую партию, и по сути, старые отзывы уже не относятся к тому товару, который продают на данный момент. Поэтому полезно прочитать несколько последних отзывов, чтобы убедиться, что присылают именно то, что обещают. Но потом Озонщики, видимо, решили, что негативные отзывы сверху списка уменьшают продажи, и придумали метод сортировки отзывов под названием "новые и полезные". Как думаете, как они определяют полезность? Я проанализировал отзывы на несколько товаров и понял алгоритм - сверху выводятся многословные отзывы с высокой оценкой, снизу - отзывы с низкой оценкой, при этом дата не сильно влияет на положение отзыва, например, если вы захотите прочитать последние отзывы, то сначала Вам придется перечитать все хвалебные отзывы за прошлые годы, и может месте на десятом вы найдете отзыв, который действительно был оставлен относительно недавно. Если же есть вчерашний отзыв с кучей действительно полезного текста и фотографий, но с двумя звездами, он уже не считается системой "полезным" и вполне может отображаться на каком-то 150 месте, где его никто никогда не найдет. Понятно, что это сделано для увеличения продаж - в такой несортированной куче отзывов потенциальному покупателю трудно из тысяч отзывов отыскать последние, особенно, если они негативные. Доходило даже до смешного, что в списке отзывов "новые и полезные" все отзывы 2024 года были выше отзывов 2025 года, а отзывы 2025 года приходилось буквально выискивать по одному где-то в середине-конце списка. Я в очередной раз прошу Озон, если Вам нравится эта нелепая система, оставьте ее, но верните классическую сортировку отзывов по дате написания, без нее очень много времени уходит на поиск отзывов, которые действительно были написаны в последнее время. Кому интересно читать 5-звездочные отзывы, есть отдельный метод сортировки "с высокой оценкой", и не надо мешать кашу из непойми чего, дайте покупателям инструмент, которым они привыкли пользоваться на всех других маркетплейсах!

2) Меня сильно опечаливает, что после получения товар из личного кабинета исчезает возможность посмотреть историю доставки товара и даже номер посылки. Я в день могу получить десяток посылок, у меня эти 10 пустых пакетов лежат кучей на столе, пока я проверяю товары. Если через день я найду дефекты и захочу вернуть какой-то товар, как мне найти упаковку от этого товара, если в личном кабинете не отображается никакой информации о том, в каком конверте он прибыл? Да, есть номер заказа, но в заказе могут быть десятки товаров, которые на конверте отделены чертой с номером, например товар uid-1123-2, uid-1123-5, uid-1123-10, а в личном кабинете отображается только uid-1123, и поди гадай, в каком из 10 конвертов с uid-1123-??? был данный товар. Также в личном кабинете не отображается код OZON GLOBAL, по которому тоже можно было бы найти конверт. Историю доставки тоже не надо прятать после получения, может я хочу посмотреть, сколько дней после заказа шел товар. Некоторые товары идут чуть ли ни 2 месяца, и нет никакого желания заказывать их снова, даже если они хорошие. По той же причине было бы неплохо еще ДО оформления заказа указывать, какой транспортной компанией будет отправляться посылка, потому что у меня уже есть несколько анти-фаворитов, с которым не хочется связываться, потому что они сильно не выполняют заявленные сроки доставки. Все это уже десятилетия назад было на Алиэкспресс и прекрасно работало - покупатель мог выбрать способ доставки, который его устраивает - побыстрее и подороже, или подешевле и подольше. Я не понимаю современную тенденцию отечественных маркетплейсов предоставлять пользователю как можно меньше информации о его заказе и ограничивать возможности покупателя во всем, что можно. Это и пинок в сторону того, что и на Озон, и на Wildberries практически одновременно убрали со страницы заказа товаров названия складов, с которых доставляют товар. Зачем? Потому что все покупатели прекрасно знали, что, например, со склада WB Коледино нельзя заказывать обувь, потому что там внутри почти наверняка окажутся мышиные фекалии. Ну разводят мышей в Коледино, что тут поделать, надо же мышкам где-то жить, а в обуви - тепло и уютно! А теперь пишут просто "доставка со склада WB", поди угадай, из Коледино привезут сапоги с мышами, или из другого склада, без мышей. Но Озон-то зачем пошел по этому пути и стал скрывать названия складов, с которых отправляют товар - не понятно. Также было удобно, когда на WB подробно отображалось перемещение товара по городам (на Озоне такое вроде даже и не было реализовано, и покупателя весь срок доставки держат в неведении, хотя для Ozon Global они какой-то простенький треккинг все же сделали, хотя и там товары могут зависать по 2-3 недели без отображения перемещения, вызывая недоумение и негодование покупателя. Раньше на WB, когда товар подходил к дому, я уже мог планировать время, когда ехать в пункт выдачи (в моем населенном пункте нет пунктов выдачи, поэтому приходится планировать время и ездить в соседний город, чтобы забрать товар, а лучше сразу несколько товаров за один раз). Я смотрел, если товар сегодня не приехал на известный мне местный склад, то ясное дело, завтра его точно не доставят, если приехал, то завтра с вероятностью 99% его доставят, и это всегда работало - можно было планировать время поездки в город заранее. Потом всю эту информацию о передвижениях товаров по городам и складам убрали - зачем, и кому от этого стало лучше - не понятно. А на Озоне при заказе у местных продавцов вообще никак не информируют о перемещении товара. Ждешь товар в неведении неделю, наступает обещанный день получения, и уже готовишься ехать его получать, вдруг приходит сообщение типа, извините, доставку пришлось перенести - ждите еще неизвестно сколько, мы как-нибудь потом сообщим что да как - да уж, очень информативно... лучше бы писали, где конкретно находится товар, все было бы и так понятно. Если покупатель оплатил товар, что плохого в том, что он будет знать, где в каждый момент времени он находится во время доставки - это же типичная практика для многих служб экспресс-доставки. Некоторые даже позволяют посмотреть географическую карту, где прорисовывается маршрут путешествия товара и его текущее местоположение. Почему Озон и WB делают из этого великую тайну - не понятно, ведь все равно эта информация собирается и хранится в базах данных.

3) в списке заказов рядом с каждым товаром надо указывать не только цену в рублях, но и в потраченных баллах. Такое есть для заказа целиком, но не для товаров в заказе, которых может быть больше десятка. Например, если за товар было потрачено 1000 рублей и 150 баллов, почему покупателю показывается только 1000 рублей? Ведь фактически товар стоил 1150 рублей на момент заказа, и потом, когда хочетя сравнить цены, это вносит непонимание, почему за товар заплачено 1000 рублей, а на сайте он продается за 1150, выглядит, как будто цену на товар подняли, хотя она не менялась. Поэтому, если оплата за товар производилась рублями и баллами, то и указывать надо и то, и другое, например: 1150 рублей (оплачено 1000 рублей + 150 баллов).

4) Еще много чего, но Вы хоть вышеперечисленное исправьте, уже будет легче пользоваться сайтом.

PS4: кто дочитал до конца, тот - молодец!

Я знаю, что это было непросто :)

4 комментария