50 оттенков серого в российской таможне

Честный гайд о том, как растаможить товар в РФ, почему все не так однозначно и какими вообще способами можно завозить импортный товар

Меня зовут Андрей Захарченко, я основатель компании Standard Trade по аутсорсингу ВЭД. Почти 9 лет занимаемся импортом: возили большое промышленное оборудование, медицину (даже злополучные маски), грузы с классами опасности, электронику собственной разработки и множество товаров попроще. Не буду долго себя рекламировать, перейду сразу к делу

"Белая" таможня в России

Начнем с базы. Как оно считается в теории.

Таможенные платежи (или, как говорится правильно, «совокупный таможенный платеж») состоят из трех компонентов:

СТП = ТП + НДС + ТС

ТП — таможенная пошлина

НДС — налог на добавленную стоимость, уплачиваемый в таможню

ТС — таможенный сбор

Еще может быть акциз для определенного рода товаров, но это большая тема для отдельной статьи. Поэтому здесь о нем не говорю.

Итак, таможенная пошлина:

ТП=ФС*%пошлины

ФС — фактурная стоимость

Фактурная стоимость — это стоимость товара на фабрике поставщика + все расходы, необходимые для доставки груза до российской таможни

%пошлины — собственно, процент, берущийся из дерева ТН ВЭД. Дерево ТН ВЭД можно посмотреть, например, здесь. Базово, для разных типов товаров он может составлять от 0% до 42%. Процент этот открыт и подбирается вами, либо брокером исходя из типа товаров и его характеристик

Примечание: так считается подавляющее число пошлин, т.е. как процент от фактурной стоимости товара. Такая пошлина называется адвалорной. Но есть группы товаров, для которых величина пошлины привязывается не к цене товара, а к другому значению (например, паркет считается по квадратным метрам), тогда пошлина называется специфической. И, бывает, когда считается и процент от стоимости и какое-то специфическое значение, а затем из двух полученных значений выбирается, разумеется, наибольшее (так, например, таможатся автомобили: сравнивается пошлина по стоимости и по объему двигателя). Такая пошлина называется комбинированной.

Далее, НДС:

НДС=(ФС+ТП)% ндс

Про ФС и ТП мы уже поговорили

%ндс — собственно, процент, также берущийся из дерева ТН ВЭД. Опять же, для разных товаров может быть разным, но, базово:

0% — для редких категорий товаров (детали космических кораблей, большие производственные линии, временно может вводиться на продукты питания в случае голода в стране)

10% — встречается чуть чаще, в основном применяется для медицины и детских товаров

20% — в остальных 99% случаев

И, наконец, ТС:

ТС — таможенный сбор. Просто дискретная величина, зависящая от фактурной стоимости товара. Узнать ее можно, например, здесь

Пример "белой" таможни, чтобы стало понятнее

Дано: Токарные станки

FOB Shanghai (т.е. цена груза у поставщика + доставка и погрузка на судно + экспортное декларирование) – 30 000 USD

Доставка во Владивосток – 2000 USD

Код ТН ВЭД (его мы нашли сами, либо подсказала экспедиторская компания) 8458 91 200 8

Таможенная пошлина – 7,5%

НДС – 20%

Считаем:

ТП=(30000+2000)*7,5%=2400 USD

НДС=(32000+2400)*20%=6880 USD

ТС=8530 р. (из таблицы на сайте таможни)=120 USD

СТП=2400+6880+120=9400 USD

50 оттенков серого в российской таможне

Казалось бы, все просто, понятно и красиво

Почему «Белая» в кавычках

Основной вопрос в том, как таможня оценивает сколько стоит ваш товар. В примере выше фактурная стоимость товара равна 32000 долларов. Но откуда таможня об этом знает?

В теории: исходя из контракта с поставщиком и сумм банковских переводов на фабрику.

На практике: почти всегда можно договориться и занизить стоимость в контракте и перевести официально только часть суммы, а остальную отправить левыми путями.

Собственно, в лихие 90-е все так и поступали. Для этого в российской таможне с 2004 года существует СУР - система управления рисками. Эта система определяет среднюю величину стоимости вашего товара при импорте. Есть разные названия этой стоимости - статистическая стоимость, реальная таможенная стоимость, ставка риска или проходная стоимость.

Статистическая стоимость (СС) - величина закрытая и доступна только таможне (ну и, конечно же, легко покупается и имеется у всех более-менее адекватных брокеров).

СС измеряется в долларах за кг и сравнивается с вашей ценой за кг. Если СС выходит больше, чем фактурная стоимость, начинаются вопросы.

Пример, когда вы вынуждены переплачивать

Дано: та же ситуация

Таможенный брокер сообщил что СС по этому коду ТН ВЭД = 8 USD/кг

Масса нетто нашего станка - 5000 кг

Т.е. наш станок стоит: 32000/5000=6,4 доллара за кг

В этой ситуации происходит процедура КТС - корректировка таможенной стоимости.

Таможня говорит вам: «Ваша ФС - не 32000 долларов, мы считаем, что ФС - 40000 долларов»

В этом случае расчет будет таким:

ТП=(5000*8)*7,5%=3000 USD

НДС=(40000+3000)*20%=8600 USD

ТС=12000 р.=160 USD

СТП=3000+8600+160=11760 USD

Итого переплата=2360 USD

Столько вы и должны будете заплатить таможне. Это называется выпустить товар под обеспечение. После этого у вас будет 2 месяца чтобы собрать пакет из примерно 20 документов и доказать таможне реальную стоимость товара.

Т.е., по факту, для таможни не играет роли за сколько вы купили товар. Система управления рисками срабатывает в автоматическом режиме, если вы нашли товар дешевле рынка.

50 оттенков серого в российской таможне

А можно заплатить на таможню меньше?

Да. И тут мы начинаем углубляться в серую зону.

Представим брокер сказал, что СС на таможне всего 4 USD/кг

В таком случае минимальный СТП будет считаться так:

ТП=(5000*4)*7,5%=1500 USD

НДС=(20000+1500)*20%=4300 USD

ТС=8530 р.=120 USD

СТП=1500+4300+120=6920 USD

Итого «экономия»=2480 USD

Основная тонкость в том, что экономия возникнет если вы разберетесь как перевести на фабрику 32000-20000=12000 долларов не через ваш банк.

Раньше деньги переводились на фабрики через Western Union или наличными. Сейчас стоимость наличных денег растет и мутить подобные схемы становится невыгодно. Но кто-то по-прежнему мутит.

Почему все так сложно? Мне дают 2 доллара за кг, и я не подбираю никакие ТН ВЭД

50 оттенков серого в российской таможне

А про это - в следующей статье. Спустимся в глубины серых таможенных схем, познакомимся с термином "карго" и поймем какие есть плюсы, минусы и риски, если вы захотите растаможить телефоны как кирпичи.

Друзья, статью писал максимально подробно, чтобы было понятно даже новичкам. Но мог упустить что-то очевидное мне и неочевидное вам, поэтому, если что-то непонятное в статье – спрашивайте, я отвечу.

И, если для сообщества VC тема растаможки, работы с зарубежными поставщиками актуальна – ставьте палец вверх, подписывайтесь на канал, жмите на колокольчик. Буду писать чаще

109109
64 комментария

Хотелось бы почитать о «серых схемах» поподробнее. 

8
Ответить

Товарищ майор, успокойтесь

8
Ответить

Никто рабочие схемы сюда писать не будет, что бы их сразу не задрочили

1
Ответить

Самый быстрый и дешевый вариант - карго.

Дешево и сердито, не нужны никакие документы, там отдал, тут принял, работает с китаем и турцией.

Белая таможня - мороки много, паспорт сделки, пятое десятое, деньги отсюда отправить нельзя, платеж вернули и пр белиберда.

Две страны, в которых все сделано для бизнесменов- это китай и турция, потому они ориентированы на экспорт.

У нас же все через задницу- государство априори считает, что ты мошенник/спекулянт/ негодяй и оно не пытается доказать тебе, что ты виноват , нет, это ты должен доказать, что не верблюд, после того, как закроют твой счет или товар тормознут.

Или что то еще.

Потому то там бизнесмены кайфуют, а у нас в стране по выдуманным экономическим преступлениям сидят свыше 250 тыс человек!

Вдумайтесь в эту цифру!

250 тыс бизнесменов посадили потому, что они не захотели делиться или перешли кому то власть имущему дорогу!

Карго, только карго, мой вам совет!

10
Ответить

А как такой товар легализовать на внутреннем рынке? Насколько такая легализация будет экономически целесообразной? Как продавать товар, привезенный по указанной схеме, в розничные сети? 

2
Ответить

с карго только на садовод))) это не бизнес. Да и товар приезжает помятый в рваных коробках. Самое смешное, что полностью легально морем некоторые товары возить дешевле, чем карго. Особенно это касается объемных грузов, которые еще надо засунуть в обрешетку. Если пошлина "ноль" или 5%, даже полностью белая нарядная растаможка может быть не дороже карго. Так что не надо все под одну гребенку. Да и платежи кэшем не вдохновляют. Гавно - этот  способ. Не советую. Учитесь работать нормально. Скоро все промаркируют и куда с этим карго?

3
Ответить

Было бы полезно и для экспортеров подобный мануал.
Мы сейчас готовимся, голова крУгом пошла(((

7
Ответить