Рынок носимой электроники в России и мире: развитие под влиянием пандемии

Объем мирового рынка носимой электроники в 2020 году достиг 527 млн штук, увеличившись на 37% в сравнении с 2019-м, когда поставки такой продукции измерялись 384 млн штук. Об этом свидетельствуют данные аналитической компании Strategy Analytics. Какие еще интересные данные мы можем узнать о носимой электронике - читайте ниже.

Варвара Киселева
Врач, маркетолог, исследователь, мама

По словам экспертов, годовые отгрузки носимых устройств перевалили за 0,5 млрд штук впервые. Большая часть продаж (около 62%) в 2020 году пришлась на наушники — по всему миру они разошлись в количестве 327 млн штук, что на 61% превосходит показатель годичной давности. Второй по величине категорией с долей в 36% стали наручные гаджеты (прежде всего умные часы и фитнес-браслеты), реализация которых поднялась на 11%, до 188 млн штук.

Аналитик Strategy Analytics Вилле Уконахо (Ville Ukonaho) отметил, что 98% в суммарном объеме заняли смарт-наушники и носимые на запястье гаджеты. По словам специалиста, эти две категории продолжают двигать вперед рынок носимых устройств, и данная тенденция, скорее всего, сохранится.

Также в 2020 году было реализовано 12 млн носимых устройств, относящихся к другим категориям, что составляет около 2% от общего результата.

<b>Во всем мире растет количество пользователей носимой электроники</b>
Во всем мире растет количество пользователей носимой электроники

По словам директора Strategy Analytics Нила Моустона (Neil Mawston), если темпы роста носимой электроники, имевшие место в 2020 году, сохранятся, то до конца нынешнего десятилетия глобальные продажи носимых устройств превысят 2 млрд и опередят по объемам реализации смартфоны. Эксперт назвал огромным потенциал носимой электроники, отметив, что подобного рода устройства могут находиться на любой части тела пользователя - от головы до пальцев на ногах. В качестве примера он привел смарт-очки дополненной реальности, умные кольца со встроенными биосенсорами и умные кроссовки с датчиками уровня загрязнения.

По оценкам исследователей CCS Insight, в 2020 году продажи смарт-часов и фитнес-браслетов в натуральном выражении выросли на 22% и достигли 193 млн штук. В деньгах объем рынка был близок к $24 млрд (динамику в долларах эксперты не уточнили).

В CCS Insight подчеркнули, что столь впечатляющий подъем в условиях пандемии коронавируса COVID-19 наблюдался далеко не во всех продуктовых категориях. Например, продажи мобильных телефонов в 2020 году упали на 13% на фоне ослабевшего спроса.

По данным аналитиков, около 60% в общем объеме продаж носимых устройств по итогам 2020 года заняли смарт-часы, а на долю менее дорогих фитнес-браслетов пришлось около 40%. Наибольшей популярностью у покупателей умных часов пользовались модели Apple, Samsung, Garmin, Fitbit и Amazfit.

<b>Показатели роста рынка носимой электроники</b>
Показатели роста рынка носимой электроники

Хотя смарт-часы Apple Watch продолжают пользоваться высоким спросом, а их продажи увеличиваются, аналитики говорят, что следующий виток роста на рассматриваемом рынке обеспечат владельцы Android-смартфонов, которые еще не успели обзавестись носимыми гаджетами.

Apple уже ослабляет позиции, что видно по траектории рыночной доли: показатель, в 2019-м году достигавший 55%, в 2020-м упал до 47%.

Среди других примечательных тенденций специалисты также упомянули возврат к росту сегмента детских смарт-часов после падения спроса на них в период пандемии, когда дети перешли на дистанционное обучение. Ожидается, что в 2021 году их продажи увеличатся почти на треть и достигнут 28 млн штук. Более 90% из этого объема придется на китайский рынок.

Эксперты добавляют, что носимые устройства и сервисы будут развиваться параллельно. Носимая электроника идеально подходит для сбора пользовательских данных, и с помощью сервисов владельцы гаджетов смогут получать рекомендации и полезные советы, сказано в исследовании.[1]

Рост рынка на 28,4% до 444,7 млн штук. Крупнейшие производители

Поставки носимой электроники в глобальном масштабе по итогам 2020 года составили 444,7 млн единиц, что на 28,4% больше в сравнении с предыдущим годом. Такие данные приводят аналитики IDC.

Они связали подъем рассматриваемого рынка со всплеском расходов потребителей на электронику в условиях пандемии коронавируса COVID-19. Кроме того, позитивное влияние оказали распродажи и выход новых продуктов к концу 2020 года.

"Не только изменения расходов, новые продукты и сезонный фактор пошли на пользу рынку, но и пандемия, которая поставила здоровье и фитнес на первое место в умах многих людей" - комментирует исследование аналитик IDC Джитеш Убрани (Jitesh Ubrani). - Домашние фитнес-программы быстро становятся важным компонентом проектов носимой электроники для многих компаний. Кроме того, стремительное распространение датчиков здоровья, которые среди прочего контролируют температуру тела, ЭКГ и сердечный ритм, позволяет пользователям и медицинским специалистам лучше понимать то, как начинаются и протекают болезни.

<b>Объемы поставок носимой электроники</b>
Объемы поставок носимой электроники

Такая тенденция помогла не всем сегментам рынка носимой электроники — некоторые из них оказались в упадке из-за дефицита чипов. Так, продажи браслетов сократились на 17,8% в годовом исчислении и заняли лишь 11,5% в общем объеме рынка носимых устройств. Крупнейшей категорией остаются наушники (на них пришлось 64,2% продаж носимой электроники), второе место заняли умные часы (24,1%).

Директор по исследованиям рынка носимой электроники в компании IDC Рамон Лламас (Ramon Llamas) назвал 2020-й годом, когда наушники стали обязательными устройствами. Они обеспечили «новый уровень приватности», особенно во время домашнего карантина и при нахождении в общественных местах.

"Конкурентная среда на рынке наушников в 2020 году постоянно менялась: какие-то компании постепенно закреплялись на рынке (Amazon и ее модели Echo Buds и Frames), другие представляли новые форм-факторы (Apple и ее AirPods Max), А третьи предлагали новые функции по сниженной цене, вроде автоматического шумоподавления и голосового управления" — сказал он.

Лидирующая на рынке носимой электроники Apple по итогам 2020 года заняла его на 34,1% благодаря 36-процентному росту поставок продуктов. Идущая следом Xiaomi по рыночной доле отстает от лидера втрое — показатель китайской компании аналитики IDC оценили в 11,4%. В топ-3 вендоров поднялась Huawei, записавшая в актив 9,8% поставок носимой электроники против 9% у Samsung. Последняя в 2019 году находилась в тройке лидеров.

Укрепление позиций Apple в отрасли исследователи связали с привлекательностью умных часов трех моделей с разной ценой Apple Watch Series 6, Apple Watch SE, Apple Series 3, которые находятся в разных ценовых категориях. Также у компании увеличиваются продажи наушников, однако динамика идет на спад из-за того, что база пользователей AirPods становится огромной, и дальнейший рост ограничивается.

<b>Крупнейшие производители носимой электроники</b>
Крупнейшие производители носимой электроники

Катализатором роста Samsung на рынке носимой электроники аналитики называют наушники. Также у южнокорейского гиганта хорошо продаются браслеты, которые смогли конкурировать с изделиями китайских вендоров на некоторых рынках. Однако на браслеты приходится лишь 15% поставок носимых устройств Samsung.

В IDC отмечают, что у Xiaomi есть хорошие шансы укрепиться за счет спада Huawei за пределами КНР, а также благодаря росту бизнеса в регионе EMEA, где телефонный бизнес Xiaomi находится на подъеме.

Huawei все сложнее вести бизнес под американскими санкциями. В этих условиях компания решила уделять больше внимания не фитнес-браслетам, а умным часам, у которых более высокая цена.[2]

Рынок носимой электроники вырос на 50% за счет коронавируса - Gartner

Объем мирового рынка носимой электроники в 2020 году вырос примерно на 50%, чему во многом способствовала пандемия коронавируса COVID-19. Об этом сообщают аналитики Gartner.

По их оценкам, в 2020 году продажи умных часов, фитнес-браслетов, наушников, умной одежды, устройств виртуальной реальности и других носимых гаджетов в глобальном масштабе достигли $68,99 млрд против $46,19 млрд.

Эксперты говорят, что люди стали чаще работать из дома и больше интересоваться средствами для контроля своего здоровья, отсюда и рост рынка носимой электроники. Реализация так называемых «умных наклеек» (термометров, пульсометров и других измерителей физических показателей, которые клеятся на кожу) по итогам 2020 года достигла $4,69 млрд, тогда как годом ранее показатель измерялся $3,9 млрд.

"Внедрение медицинских мер для самостоятельного отслеживания симптомов COVID-19, наряду с растущим интересом потребителей к личному здоровью и благополучию во время глобальных ограничений, предоставило значительные возможности для рынка носимых устройств" - отметил старший директор по исследованиям Gartner Ранджит Атвал (Ranjit Atwal).

По его словам, «умные наклейки» существуют уже давно, однако их внедрение до 2020 года было медленным по двум основным причинам: во-первых, пользователи и медицинские работники неохотно переходили на инструменты для автоматического введения лекарства, а, во-вторых, развитию этого сегмента препятствовали строгие законодательные нормы в США и других странах.

"Переход к электронному здравоохранению, особенно во время COVID-19, изменит представление пользователей об автоматизированном контроле здоровья и увеличит спрос на умные наклейки" — уверен эксперт.

Мировые продажи наушников в 2020 году увеличились более чем в 2,2 раза и достигли $32,7 млрд. Этот подъем связан с массовым переходом людей на удаленную работу, в результате которого сотрудники чаще покупать наушники для видеоконференций. Потребители активно приобретали наушники для смартфонов с целью развлечений и общения с друзьями и близкими по телефону, сказано в исследовании.

<b>Расходы на покупку носимой электроники с прогнозом на 2022 год</b>
Расходы на покупку носимой электроники с прогнозом на 2022 год

Покупки умных часов в 2020 году повысились на 17,6%, до $21,8 млрд, чему во многом способствовало появление новых продуктов этой категории. В 2021 году положительная динамика в сегменте смарт-часов должна сохраниться за счет появления новых процессоров и улучшенных аккумуляторов, которые обеспечивают продолжительное время автономное работы и быструю подзарядку.

По словам специалистов Gartner, одним из драйверов рынка носимой электроники стало развитие инноваций там и появление миниатюрных функциональных устройств. Точность датчиков увеличивается, а немедицинские гаджеты по своей эффективности приближаются к медицинским приборам, что стимулирует продажи различных категорий носимой электроники.

Кроме того, продажи таких устройств будет подстегивать категория людей, которые не хотели бы привлекать внимание к своему заболеванию и приборам, которые они вынуждены носить.

Аналитики IDC оценивают рост мирового рынка носимой электроники в 2020 году на уровне 14% в натуральном исчислении. Поставки устройств, включая смарт-наушники, умные часы и фитнес-браслеты, достигли 396 млн штук, тогда как в 2019-м они были на уровне 345,9 млн.

Директор IDC Рамон Лламас (Ramon Llamas) говорит, что носимые устройства и сервисы будут развиваться параллельно. Носимая электроника идеально подходит для сбора пользовательских данных, и с помощью сервисов владельцы гаджетов смогут получать рекомендации и полезные советы.

Спасибо за интерес к моей статье!

Если вам интересны подобные посты и не боитесь больших аналитических текстов — подписывайтесь на мой профиль, буду делиться своими исследованиями.

Также буду благодарна за предложенные темы для следующих публикаций.

22
1 комментарий

Кстати, никогда не задумывалась, что пандемия повлияла именно так, как написано в статье. Я тоже приобрела себе смарт-часы amazfit gtr 2e, когда поняла, что заниматься не в зале не так уж и плохо. Теперь мне очень нравится бегать по району по утрам, а иногда даже по вечерам. Кстати, и наушники я себе тоже купила. Не думала, что это мировая тенденция, но теперь это кажется таким логичным и очевидным.

Ответить