Маркетплейсы России: где лучше продавать?

По данным perfomance360, за 2020 год число онлайн-покупок в России выросло на 78 %, причем половина из них была сделана на крупных маркетплейсах.

В этой статье сделаем обзор известных маркетплейсов в российском e-commerce и попробуем понять, по каким критериям бизнесу лучше выбирать себе площадку для размещения.

Рынок маркетплейсов в России

По данным АКИТ, в январе 2021 года локальный рынок e-commerce составил 211 816 млн рублей, общий рост продаж по сравнению с предыдущим годом составил 49 %. Рынок маркетплейсов стремительно растет, притом что доля e-commerce в торговом обороте на российском рынке все еще ниже, чем в среднем по миру, а это значит, что у молодых стартапов есть возможность вырасти вместе с рынком.

Сложно выделить абсолютного лидера среди российских маркетплейсов. Если Amazon с 2018 года занимает топовую позицию и сегодня контролирует не менее 50 % всего американского онлайн-рынка, то на долю лидера российского e-commerce Wildberries приходится не более 13 %, и это после серьезного рывка в 2020 году, когда у компании продажи выросли буквально вдвое. По данным Data Insight, доля лидеров российского e-com составляет лишь около трети рынка, все остальное — небольшие активно растущие компании.

Интересно, что в десятку крупнейших маркетплейсов России (источник) уверенно попадают платформы, специализирующиеся на продаже электроники: Ситилинк, DNS, М-Видео и Эльдорадо. Остальные крупные игроки в большинстве своем универсалы. На OZON, как и на Яндекс.Маркете, и на Aliexpress, можно купить сразу все — от одежды и книг до садовой мебели.

Кто может продавать на маркетплейсе?

Обычно регистрироваться и размещать свои товары на маркетплейсах могут ООО и ИП. Некоторые площадки предоставляют такую же возможность физическим лицам, оформившим самозанятость.

Скорее всего, вам будет полезно разместить свои товары на маркетплейсе, если вы:

  • производите собственную продукцию и ищете каналы реализации;
  • только начали свой бизнес, не представлены или слабо представлены в Рунете, о вас мало знают, покупатели приходят в основном через сарафанное радио;
  • разместили свой товар в соцсетях, но пока не привлекаете трафик;
  • открыли свой сайт, представлены в соцсетях, но хотите получить дополнительный канал продаж;
  • владеете своим офлайн-магазином или офлайн-сетью, но хотите начать также продавать онлайн.

Как выбрать маркетплейс: ключевые критерии

Специализация. Бывают маркетплейсы мультитоварные (такие как OZON и Wildberries) и нишевые: например, купить услуги по аренде жилья можно на booking.com, книги и мультимедиа — на Литресе, цветы, подарки и сладости — на Flowwow и т. д. Даже на универсальных маркетплейсах есть товары, которые продвигаются лучше или хуже: например, за одеждой покупатель скорее пойдет на Wildberries, за книгами и канцелярскими товарами — на OZON, за электроникой — на Яндекс.Маркет. Как правило, выгоднее выставлять свои товары на маркетплейсе, который заточен под продажу товаров именно этой категории.

Условия. Разные маркетплейсы выдвигают по отношению к партнерам разные требования. Чтобы размещать товары на OZON, потребуется вводить ЭДО (электронный документооборот), а на Wildberries это необязательно. А Lamoda, например, сотрудничает только с компаниями, имеющими свой зарегистрированный товарный знак.

Количество покупателей. Главное преимущество, которое дает продавцу размещение на маркетплейсе, это трафик. Сведения о количестве покупателей, как правило, предоставляются продавцу перед регистрацией. Однако нужно понимать, что для успешных продаж важно не только количество покупателей, но и их платежеспособность.

Количество ваших прямых конкурентов. То есть продавцов, которые предлагают товары той же категории, что и у вас. Если на 500–600 покупателей таких предложений больше 100, это тот уровень конкуренции, при котором, скорее всего, вам будет сложно начать получать хорошую прибыль.

Склады — свои или маркетплейса? Крупные площадки, как правило, предоставляют возможность выбирать разные схемы отгрузки продукции. А у некоторых маркетплейсов хранение товаров на их складах — обязательное условие.

Курьерская доставка. Очень важно, есть ли у маркетплейса своя курьерская служба и по какому принципу она работает. У крупных маркетплейсов эта задача, как правило, решена хорошо, у мелких нишевых может и вовсе не быть своей доставки.

Сервис. Хорошо, когда продавцу комфортно взаимодействовать с маркетплейсом, и этот комфорт складывается из множества факторов. К примеру: как устроена техподдержка? Как быстро вам отвечает оператор? Есть ли прямая связь с покупателем? Как часто проводится оплата? Как ведется документооборот? Все эти нюансы стоит изучить и «примерить», так как от них будет зависеть ваша повседневная практика взаимодействия и с маркетплейсом, и с покупателями.

Добавим еще, что продавцу совсем необязательно выбирать один-единственный маркетплейс. Хорошая стратегия — зарегистрироваться на нескольких площадках, подходящих вам по основным параметрам, и посмотреть, какая лучше себя показывает с точки зрения продаж и продвижения бренда.

Ключевые игроки на российском рынке

Wildberries

Специализация: одежда, обувь, аксессуары, косметика, электроника, детские товары, товары для дома.

Объемы: самый большой маркетплейс в России (с конца 2020 года — 13 % рынка). По данным на апрель 2021 года, зарегистрировано 162 тысячи продавцов из России, Белоруссии, Казахстана, Польши и Словакии. 11 млн посетителей в сутки, среднее число заказов в сутки в июне достигло 2 млн. Во 2 квартале оборот маркетплейса достиг рекордной суммы в 163,6 млрд рублей.

География: вся Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Армения, Польша, Словакия, Германия и Израиль.

Комиссия: с продажи; от 5 до 15 % в зависимости от категории товара.

Склады: возможно работать только с собственных складов Wildberries, причем магазины должны самостоятельно доставлять туда товары.

Доставка: в среднем 2-3 дня, экспресс-доставка от 2 часов, более 18 000 пунктов выдачи и 320 постаматов по всей стране.

Продавцы: ООО, ИП, самозанятые.

Ключевое преимущество Wildberries — отсутствие минимальных требований по количеству на 1 sku: иными словами, продавец может разместить единственный товар в одном дизайне и цвете. В целом работать на этом маркетплейсе удобно: магазин получает выплаты каждую неделю, весь документооборот ведется в электронном виде. Из недостатков — постоянный демпинг: площадка часто требует от поставщиков снижения цен. Еще одна сложность — неликвидные возвраты не подошедших покупателю товаров.

OZON

Специализация: универсальный маркетплейс.

Объемы: 13,8 млн активных покупателей по данным на 31 декабря 2020 года; доля рынка — 6 %. 34 млн заказов за первый квартал 2021 года.

География: вся Россия; некоторые товары доставляют в ЕС, СНГ и другие страны мира.

Комиссия: зависит от товарной категории; в среднем от 5 до 25 %, для некоторых видов товаров может достигать 40 %.

Склады: можно пользоваться собственным складом или складом маркетплейса; расчет ведется отдельно за сборку товара, магистраль, последнюю милю. Подробнее здесь.

Доставка: экспресс-доставка от 2 часов, более 33 тысяч пунктов самовывоза по всей стране.

Продавцы: ООО, ИП.

OZON — один из старейших маркетплейсов в России (работает с 1998 года). Сначала был нишевым магазином (аудио, видео, книги), затем расширил ассортимент и в 2019 году получил статус маркетплейса. Безусловный плюс этой площадки — простая регистрация и удобное мобильное приложение для продавцов, а главный минус — отсутствие адекватной техподдержки. Единственный шанс получить помощь — это оставить онлайн-заявку, которая может быть рассмотрена в срок до нескольких недель. Процесс возврата товаров не менее затянут.

AliExpress Russia

Специализация: универсальный маркетплейс.

Объемы: занимает 8 % рынка; более 26,2 млн уникальных покупателей за финансовый год, более 45 тысяч российских продавцов, а также магазины из Китая, Европы и других стран. Для Ali Россия — самый крупный рынок в мире.

География: вся Россия и еще более 200 стран; платформа на 18 языках мира.

Комиссия: с продаж 0 % за первые 100 транзакций, затем 5 % или 8 % — в зависимости от категории товара.

Склады: магазины могут использовать собственный склад или хранить на складах маркетплейса.

Доставка: можно доставлять самостоятельно или пользоваться сервисом маркетплейса.

Продавцы: ООО, ИП.

Очень популярная, известная и экономически устойчивая площадка. Управляется крупными известными акционерами: Alibaba Group, Mail.ru Group, «Мегафон» и РФПИ. Недостатки Ali — это продолжения его достоинств: бешеная конкуренция, причем не только с российскими производителями, а также очень жесткие требования к продавцам: продавать здесь могут только ИП и юрлица, сроки гарантии и возврата длиннее, чем на других маркетплейсах. Регистрация представляет собой длительную многоступенчатую процедуру со множеством проверок и уточнений по поводу вашей компании и продукта.

Яндекс.Маркет

Специализация: универсальный маркетплейс с упором на бытовую технику и электронику.

Объемы: занимает 2 % рынка; число активных покупателей в 1 квартале 2021 года составило 7,7 млн пользователей, общий объем оборота — 17,7 млрд рублей.

География: большинство городов России; возможно оформить доставку Почтой России.

Комиссия: за переходы с площадки на сайт продавца. Стоимость клика — от 3 рублей (зависит от региона размещения, ниши и т. д.).

Склады: можно хранить на своем складе или на складе маркетплейса.

Доставка: гибкие условия; есть своя система доставки.

Продавцы: ООО, ИП, самозанятые.

Яндекс.Маркет отличают гибкие условия сотрудничества: можно размещаться в качестве активного партнера или по рекламной модели; делегировать маркетплейсу хранение товаров на складе, упаковку и доставку: или разделить с ним эти обязанности, или хранить и доставлять самостоятельно. Главный недостаток площадки — комиссия, взимаемая за переходы, а не за оплаченные заказы: есть риск выйти в минус.

Lamoda

Специализация: брендовая одежда, обувь, аксессуары.

Объемы: 3,7 млн активных пользователей, более 1500 магазинов, чистый оборот за 1 квартал 2021 года — 14,7 млрд рублей.

География: более 150 городов России.

Комиссия: в среднем 40 % (входит стоимость упаковки, хранения и доставки товаров маркетплейсом).

Склады, доставка: фулфилмент.

Продавцы: ООО, ИП.

Крупная площадка для продавцов из России, Белоруссии, Украины и Казахстана — правда, только у тех, кто имеет свой зарегистрированный торговый знак. Также компания сама закупает товары у мировых брендов. Безусловный плюс Lamoda — репутация: только оригинальная брендовая продукция. Техподдержку магазину оказывает персональный менеджер. Важно: минимальный sku для магазинов — 50: с одним-единственным товаром на эту площадку не зайдешь.

СберМегаМаркет (прежнее название — Goods.ru)

Специализация: брендовая одежда, обувь, аксессуары.

Объемы: оборот в 1 квартале 2021 года — почти 10 млрд рублей, более 1 млн заказов в месяц.

География: 150 городов России.

Комиссия: за продажу; зависит от категории товара и может составлять от 3,5 % для электроники, от 10 % для мебели и товаров для дома, от 18 % для товаров для взрослых.

Склады, доставка: фулфилмент.

Продавцы: ООО, ИП.

Этот маркетплейс — в прошлом проект группы «М.Видео-Эльдорадо»; в апреле 2021 года Сбербанк купил 85 % бизнеса. Стремительно развивающаяся площадка, широкий выбор товаров, удобное и быстрое мобильное приложение для покупателей.

Flowwow

Мы постарались как можно более объективно описать наши преимущества и недостатки. Готовы ответить на любые ваши вопросы: пишите в комментариях к статье!

Специализация: цветы, комнатные растения, кондитерские изделия и выпечка, продукты, товары для праздников, предметы интерьера и декор, авторские украшения, свечи ручной работы, органическая косметика и парфюмерия.

Объемы: около 7500 зарегистрированных продавцов, более 300 тысяч уникальных покупателей за 2020 год, около 1 млн заказов за 2020–2021 годы.

География: 950 городов России, а также в СНГ, Израиле и Великобритании.

Комиссия: от 3 % за транзакцию (при покупке клиентом с прямой ссылки на магазин), от 5 % за транзакцию в остальных случаях.

Склады: нет.

Доставка: собственная доставка только в Москве.

Продавцы: ООО, ИП, самозанятые.

По сравнению с крупными платформами-универсалами мы — небольшая нишевая площадка. Начали в 2015 году как флористический маркетплейс, а в 2019 году ввели ряд новых товарных категорий и стали продавать торты, фрукты, сладости, косметику, хендмейд и другие товары.

Партнеры отмечают, что главное наше преимущество — сочетание низкой комиссии с удобным сервисом и широкой географией. Размещать товары можно не только в имеющихся товарных категориях, но и в разделе «Другое», если вы не можете найти себя в имеющихся разделах. Как и у Wildberries, у нас нет требований к минимальному количеству sku: можно выставить и один-единственный товар. 85 % продаж делается через мобильное приложение, которое за 2021 год было скачано более 600 000 раз.

У нас нет своих складов, а курьерский сервис пока только развивается и действует только на территории Москвы. В 2021 году руководство компании планирует отладить систему на пилотном регионе и затем масштабировать по всем городам России. В ближайшее время планируем наладить доставку товаров по стране силами почтовых служб (СДЭК и др.).

Резюме

Главная характеристика для современного рынка маркетплейсов в России — это динамичность и разнообразие. У каждой платформы свои условия, своя целевая аудитория и особенности сервиса. Тем интереснее продавцам регистрироваться на разных маркетплейсах и изнутри смотреть, в каком случае сотрудничество оказывается наиболее выгодным.

Здесь нет универсальных решений и волшебных кнопок: зачастую сотрудничество с известным гигантом может принести меньше продаж, чем точное попадание в свою нишу, а комфортные условия сотрудничества — сыграть более важную роль, чем размер комиссии.

Мы точно знаем только одно: кто не решается нигде разместиться, тот точно не получает ни прибыли, ни опыта, ни новых покупателей. Поэтому не бойтесь изучать и использовать маркетплейсы для получения дополнительной прибыли в e-commerce!

2323
18 комментариев

Данные по статье критически устарели и крайне не актуальны. Зачем такой сырой материал размещать

12
Ответить

Михаил, спасибо за ваш комментарий!

Мы провели повторную проверку и обновили некоторые данные. В частности: данные о количестве заказов, а также способах доставки для Wb и OZON, а также предоставили ссылки на источники информации, которые использовали.

Если на данный момент какие-то факты, на ваш взгляд, не соответствуют действительности, пожалуйста, укажите, какие именно?

Мы обязательно актуализируем информацию повторно, если это будет необходимо. 

Ответить

Интересный обзор

4
Ответить

Полностью неактуальная информация и о доле рынка, униках и объемах.

4
Ответить

Добрый день, Денис!
В подготовке материала и его написании мы опирались на факты и данные, указанные в открытых источниках и статистике:
https://akit.ru/ecom_turnover_jan/ — от 11 марта 2021 г
https://performance360.ru/e-commerce-russia-2020-data-insight-2020/ от 09 апреля 2021 г
https://datainsight.ru/DI_eCommerce2020 — ежегодный отчет Data Insight по итогам прошедшего года
А также на официальные документы о правилах и условиях размещения на каждом конкретном маркетплейсе.

Все источники указаны в тексте рядом с предоставленной информацией. 

Подскажите, какая информация показалась вам противоречивой и на основании каких данных? 

Ответить

Господи это статья из 2020?

Склады: возможно работать только с собственных складов Wildberries, причем магазины должны самостоятельно доставлять туда товары

Ну как бы это не так

2
Ответить