Ozon добавил данные Россакредитации в карточки более 150 000 товаров. Продавцы "серых" товаров под угрозой

Ozon добавил данные Россакредитации в карточки более 150 000 товаров. Продавцы "серых" товаров под угрозой

Россакредитация неоднократно говорила о том, что в России необходимо усилить контроль за оборотом товаров в интернете. Красивых картинок в товарных карточках маркетплейсов недостаточно, чтобы покупатель мог убедиться в честности продавца и оригинальности товара.

О том, что маркетплейсы и Росаккредитация задумали совместный проект мы писали еще в апреле этого года. Освежить в памяти тот материал можно здесь. Тогда соглашение с ведомством подписало сразу 3 площадки - OZON, Supl.biz и Орлан System. Для нас особый интерес, конечно, представляла схема взаимодействия федерального ведомства именно с Ozon. Апрельское соглашение получило не слишком понятное название "о взаимодействии по вопросам идентификации товаров".

В итоге, сегодня стало известно, что именно Ozon стал первым из российских маркетплейсов, который начал размещать в карточках товаров информацию о сертификатах и декларациях соответствия, подтверждающих безопасность товаров.

Откуда беспокойство?

Ozon - не производитель товаров и не сертификационный орган, поэтому проверить качество всех поставляемых товаров самостоятельно площадка не может. Осложняет работу с контрафактом и работа с продавцами, торгующими по схеме FBS. Не все покупатели разбираются в оригинальности товаров. Далеко не все готовы заниматься возвратами и писать гневные отзывы. Однако, что именно продают селлеры под видом брендовых и безопасных товаров, одной только Росаккредитации известно.

Никто ранее не контролировал качество и безопасность товаров на маркетплейсах

Ничто не мешает селлеру закупить дешевые копии товаров в Китае или на "Садоводе" и продать их под видом дорогого и качественного товара. С китайскими и корейскими брендами эта шутка проходит на раз-два. Как выглядит и работает китайский оригинал, наверное, не знают даже некоторые продавцы.

Да, маркетплейс способен запросить у продавца документы на бренд, а также сертификаты соответствия, в первую очередь, по запросу пользователя. Если таких не найдется - товар будет скрыт из продажи. Но массово решить проблему продажи контрафакта такой подход не способен. Совместный проект Ozon и Росаккредитации, кажется, может это сделать. И тут самое время задуматься о том, что и как вы продаете на маркетплейсе. Возможно, скоро нагрянут темные времена.

Подошли красиво

Понятно, что объем товаров на одном только Ozon настолько огромный, что провести проверку и цифровую маркировку сразу всех позиций невозможно. Именно поэтому, план по внедрению сертификационных документов на площадку будет реализоваться поэтапно. Первый шаг уже сделан - сведения из реестров Росакредитации добавлены к товарам категории "Красота и здоровье". Опять же, данные из реестра пока удалось зацепить только за 150 000 товаров. Остальные на очереди.

Данные о сертификатах и декларациях соответствия уже подгружены к карточкам 150 000 товаров категории "Красота и здоровье"

Как это работает?

Для покупателей все очень просто. Теперь, выбирая косметику и предметы гигиены они смогут убедиться в их подлинности прямо в карточке товара. Об этом сообщим пометка "Проверенный товар".

Маркировка "Проверенный товар" зацепится за вашей товарной карточкой автоматически, если документы и сертификаты окажется в базе Росаккредитации

Для ведомства и маркетплейса все немного сложнее. К уже добавленным на площадку документа постоянно будут прилипать новые. Число проверенных карточек товаров должно будет расти ежедневно. В этом участникам соглашения поможет специальный алгоритм загрузки. Именно его совместно разрабатывают Ozon и Росаккредитация. Именно в рамках его тестирования на маркетплейс были загружены первые документы качества.

Что дальше?

Если вы выдохнули, узнав, что проект коснулся только товаров категории "Красота и здоровье" - вдыхайте обратно. Он должен охватить все товары, которые подлежат обязательно сертификации и декларированию. Сроки не уточняются, но в планах Ozon и Росаккредитация звучит, что это произойдет уже совсем скоро. Особое внимание, авторы проекта уделяют товарам для детей. Полагаем, что именно эта категория товаров станет следующей и получит свои отметки о безопасности товаров.

Что сделать продавцам и производителям?

По факту, ничего нового. Нужно следовать букве закона, декларировать и сертифицировать все товары, которые того требуют. Если вы этого не делали раньше, то уже нарушали: требования российского законодательства и самого маркетплейса, который, по факту, может расторгнуть оферту с недобросовестным продавцом.

Если все документы на товары существуют, остается только радоваться, потому что данные о них будут автоматически попадать на Ozon. Система будет находить их в реестрах Росаккредитации и прикреплять к карточкам товаров на маркетплейсе.

Чья выручка рухнет?

Тут все не так однозначно. С одной, стороны, новый проект не несет с собой явных запретов, он занимается информированием покупателей. То есть продавцов "серых" товаров с маркетплейса никто не гонит. По крайней мере, пока. На данном этапе, Ozon будет выглядеть как площадка, где начнут соседствовать товары с маркером "Проверенный товар" и контрафакт.

Продажи "серых" товаров, могут упасть просто потому, что покупатели станут обращать внимание на данные о сертификатах. Возможно, сам Ozon, выведет оригинальные товары в отдельную категорию и будет массово агитировать клиентов на покупку таких позиций. Интересно, маркетплейс станет поднимать проверенные товары в поисковой выдаче?

А станет ли Ozon поднимать проверенные товары в поисковой выдаче?

С другой стороны, пока никто окончательно не закрутит гайки для продавцов контрафакта и перекупов с "Садовода", они могут изменить правила игры - продавать товары дешевле, позиционировать их иначе, вкинуть дополнительные средства в продвижение.

С третьей стороны, маркетплейсы так быстро меняют условия договора и отношений с продавцами, что уже завтра в оферте может появиться пункт о запрете продажи товаров, к которым не привязалась метка Росаккредитации. В секунду все садоводы могут оказаться за бортом, а договоры с ними будут расторгнуты.

Любой сценарий хорош для бизнеса, поскольку предпринимателям придется менять правила игры, развиваться и повышать качество своей работы. Если кого-то новые правила начнут вытеснять за пределы маркетплейсов, всегда можно изменить подход к закупке, сертификации и производству товара. Либо, если вам принципиально продавать серость, уйти на другую площадку.

А еще, именно Ozon, может стать самой популярным среди покупателей маркетплейсом, поскольку у него появится явное преимущество - продажа проверенных и качественных товаров. Именно опасения за безопасность товаров, до сих пор останавливают многих клиентов перед интернет-покупками.

С другой стороны, преимущество Ozon может оказаться недолгим. Что-то нам подсказывает, что Росаккредитация поспешит масштабировать успешно проведенный эксперимент на другие маркетплейсы. Уже в обязательном порядке.

66
14 комментариев

А что мешает запросить сертификаты и декларации соответствия у производителя либо его официального дистра, добавить их в свой аккаунт (ну или отправить озону, если запросит), и продолжать торговать китайской копией? Сам товар никто не проверяет получается, так что борьба с ветряными мельницами.

8
Ответить

Дистрибьютор не очень охотно раздает сертификаты тем, кто не закупался у него, но в целом да, хорошая идея

2
Ответить

Маразм крепчал. Это как электронная путёвка в туризме, вбуханы миллиарды, а кроме ненужной херни, которая никого не защищает и распилиных бабосов ничего и нет. Ну как такой контроль поможет покупателю?? Да никак, более того, озон и вб сами часто нарушают законы, принимая к возврату товары которые нельзя вернуть или можно но с экспертизой, например смартфоны или нижнее белье.. 

3
Ответить

Здравствуйте, Ozon Marketplace на связи)
Для покупателя выгода очевидна: сертификат подтверждает, что товар прошёл лабораторные испытания, и в его качестве можно не сомневаться.
А с возвратами мы работаем в рамках закона, если у вас есть примеры обратного  — поделитесь, пожалуйста, примером — разберу ситуацию.

Ответить

Народ рублем голосует за Вайлдберриес (оборот в 5 раз больше чем у Озона)
Озон с вот этой вот бестолковой показухой и отношением, как был гавном так и остался.

3
Ответить

Я уже давно покупаю только на Озоне. 
Вайлдберриес - огромная помойная яма.

2
Ответить

Хорошо бы под эту песню стоимость декларирования и сертификации снизить, хотя бы для селлеров Озона. А то 80 тыс. за бумажку с гербовой печатью - многовато для начинающих. 

2
Ответить