Бизнес на IKEA: новосибирский предприниматель открыл доставку и магазины для перепродажи товаров — и работает уже 12 лет

В 2009 году Дмитрий Файрузов вместе с партнёром запустили сайт Dostavka.tk с каталогом IKEA, принимали заказы, покупали нужные товары, упаковывали и отправляли пользователям. Сейчас через их сервис проходят заказы на сумму свыше 500 млн рублей в год.

Доставка товаров из IKEA — популярная идея для бизнеса в России в конце 2000-х. Гипермаркеты работали уже в нескольких городах-миллионниках, но собственной доставки у шведского ритейлера не было. IKEA запустила интернет-магазин с доставкой в регионы только в 2017 году.

Тем временем в 2008-2009 годах предприниматели в регионах создавали свои сервисы — например, Dostavkaikea.ru, Namvezet.ru и «Доставкин», который работает до сих пор.

Тогда же 19-летний Дмитрий Файрузов из Новосибирска создал компанию Dostavka.tk и занялся доставкой товаров из IKEA вместе с партнёром. До этого Файрузов был помощником руководителя в похожей компании, но как поклонник IKEA хотел создать самую большую сеть доставки по стране.

Дмитрий Файрузов
Дмитрий Файрузов

Сначала партнёры работали только вдвоём: сами принимали заказы через сайт, покупали товары в гипермаркете Новосибирска и отправляли заказчикам через транспортные компании.

Через полгода команда выросла до шести человек. За первый год работы оборот Dostavka.tk составил 12 млн рублей, писал предприниматель в 2017 году.

Компания принимает заказы, покупает нужные товары, упаковывает на своих складах и отправляет покупателям. На сайте пользователи могут посмотреть актуальный каталог IKEA с поиском по названию или артикулу — команда получает его через парсер.

Бизнес на IKEA: новосибирский предприниматель открыл доставку и магазины для перепродажи товаров — и работает уже 12 лет

Заказ можно оплатить на сайте и заранее посчитать стоимость доставки в калькуляторе. Она зависит от города и суммы покупки. Например, доставка заказа в Магадан стоимостью до 1999 рублей обойдётся в 35% от суммы покупки. А комиссия за доставку заказа на сумму от 50 тысяч до 200 тысяч рублей в Якутск — 6%.

Мы выступаем как агент, которому клиент поручает покупку и доставку товара, и показываем в разделе «Тарифы», какое вознаграждение готовы за это получить. Затем мы передаём заказы в логистику.

Мы можем доставить их на своих машинах, передать транспортной компании, иногда оптовые клиенты предоставляют нам машину. В среднем покупатели получают заказы через 8-12 дней.

Дмитрий Файрузов

У Dostavka.tk есть три филиала в городах с магазинами IKEA — в Новосибирске, Омске и Казани. Там компания доставляет заказы на своём транспорте. В других регионах России и Казахстана сервис сотрудничает с курьерскими службами.

Компания создаёт для них личный кабинет на платформе, где они получают уведомления о новых заказах. Сервис при этом зарабатывает в три раза меньше, чем партнёры, уточняет Файрузов.

При низкой маржинальности компания работает с большими оборотами. По словам предпринимателя, в 2017 году оборот компании составил 264 млн рублей в год. По итогам 2020 года он превышает 500 млн рублей в год, но меньше 1 млрд рублей. Точную сумму Файрузов не назвал.

Мы зарабатываем на заказах не намного больше тех, кто занимается доставкой из IKEA как хобби и принимает деньги на карту. Но у нас в разы больше оборот и отлаженная система помогает сократить издержки. За счёт этого мы и живем.

Многие наши конкуренты быстро ушли с рынка из-за финансовых проблем. Не у всех получается оперировать большим финансовым потоком при низкой маржинальности и чистой прибыли.

Когда через тебя проходит большое количество денег, сложно принять, что они не твои. Многие начинают залезать в оборотные деньги. А как только это происходит, результат один: оттягивание лямки, которая потом больно стукнет по тебе.

Дмитрий Файрузов

Выручку и прибыль компании предприниматель тоже не раскрывает. По данным «Контур.Фокус», выручка ООО «Доставка-ТК» в 2020 году составила 27 млн рублей, а чистая прибыль — 3,4 млн рублей.

Основные расходы компании — это зарплаты, налоги, комиссия подрядчиков и расходные материалы для дополнительной упаковки. В Dostavka.tk 11 отделов, где работает около 50 человек. Десять из них занимаются покупкой товаров, комплектацией и упаковкой заказов.

За все эти годы компания вложила десятки миллионов в поддержку и обновление платформы. Каждый месяц Файрузов выделяет на разработку сайта по 100-150 тысяч рублей. Он считает, что технически платформа морально устарела и команда планирует её обновить.

IKEA не против таких сервисов, но не позволяет им использовать бренд без разрешения

Сейчас IKEA уже сама доставляет заказы через партнёров, но это не мешает Dostavka.tk развиваться. С 2017 года, когда у ритейлера появилась собственная доставка, сервис вырос примерно в три раза, утверждает Файрузов.

Компания ориентируется на клиентов, которым не подходят условия доставки IKEA. Они знают про альтернативы и сами находят сайт Dostavka.tk, объясняет предприниматель.

Я узнал, что у IKEA появилась своя доставка, когда был в отпуске. Было страшно, но мы решили продолжать и не прогадали. Стало сложнее, но мы друг другу не мешаем. Кроме того, некоторые подрядчики уходят от них и начинают работать с нами.

Дмитрий Файрузов

У IKEA нет претензий к сервисам доставки до тех пор, пока они соблюдают обязательные условия:

  • Не используют IKEA в названии сайта или домене.
  • Указывают, что компания — это не дочернее предприятие и не официальный дистрибьютор бренда.
Сервис Izikei.ru благодарит Ингвара Кампарда за возможность построить свой бизнес на доставке товаров IKEA
Сервис Izikei.ru благодарит Ингвара Кампарда за возможность построить свой бизнес на доставке товаров IKEA

В 2012 году IKEA подала иск к владельцу домена Dostavkaikea.ru Александру Сидоренко за использование бренда без разрешения. Этот адрес обошёл официальный сайт компании в поисковой выдаче. IKEA добилась запрета на использование домена, и неофициальный сервис доставки закрылся.

Файрузов вспоминает, что в самом начале бизнеса хотел купить домен Dostavkaikea.ru, но передумал — как раз из-за слова IKEA в названии.

Мы поняли, что у нас могут забрать домен, и поток клиентов автоматически прекратится. Тогда домен с таким высокочастотным запросом в названии мог обогнать всех по трафику, но сейчас это невозможно.

Алгоритмы поисковых систем «Яндекса» и Google изменились, и на выдачу в поиске теперь влияет много других факторов. На сайтах по продаже и доставке товаров IKEA должно быть указано, что компания — это не дочернее предприятие и не официальный дистрибьютор бренда.

Дмитрий Файрузов

Несмотря на осторожность, однажды Dostavka.tk всё же столкнулась с претензиями и чуть не лишилась своего профиля в Instagram за нарушение прав на товарный знак IKEA. По жалобе ритейлера соцсеть заблокировала аккаунт службы доставки.

Команда Dostavka.tk вышла на агентство в Италии, которое защищает интересы IKEA, и в досудебном порядке договорилась о восстановлении своего бизнес-аккаунта.

Мы получили от них предупреждение, обязались больше так не делать, подписали с компанией декларацию о правах и продолжаем работать по согласованным в документе правилам. Это коммерческая тайна, поэтому я не могу раскрыть всех подробностей.

Дмитрий Файрузов

Тоже самое недавно произошло с группой сервиса во «ВКонтакте», и команда уже занимается её восстановлением. Для бизнеса это меньший ущерб, чем блокировка профиля в Instagram, пояснил владелец компании.

Вслед за доставкой предприниматель сделал ещё два бизнеса, связанных с IKEA

Магазины «Идея» с товарами из IKEA

Среди оптовых клиентов Dostavka.tk есть магазины по перепродаже товаров IKEA — сервис берёт с них 3% за поставку. По словам Файрузова, это не запрещено, если не использовать товарный знак IKEA. В 2017 году предприниматель сам открыл такой магазин — «Идея» в Барнауле. Теперь в городе их три, ещё два — в Томске.

Магазин «Идея» в Томске
Магазин «Идея» в Томске

Файрузов арендует площади более 100 м² в торговых центрах и продаёт там в основном посуду и сопутствующие товары. У «Идеи» есть свой поставщик и Dostavka.tk их не снабжает, уточнил он.

На открытие одного магазина и формирование ассортимента предприниматель потратил около 5 млн рублей. Магазины приносят больше денег, чем сервис доставки, но выручку сети «Идея» он не раскрывает.

Но магазинах мы зарабатываем гораздо больше. В продажах наценка выше — от 30 до 50%. Мы же платим аренду от 800 рублей за 1м² и зарплату персоналу, процент поставщикам. Но мы стараемся минимизировать наценку, предлагать бонусные программы клиентам.

Дмитрий Файрузов

Пункты выдачи по франшизе

Предприниматель хотел развивать Dostavka.tk по франшизе, но у него не получилось, а расширять сеть магазинов с товарами из IKEA слишком затратно. Поэтому предприниматель решил создать партнёрскую сеть пунктов выдачи площадью 20-40 м² под вывеской ПВЗ.РФ.

Команда работает над проектом с 2019 года и сейчас заканчивает разработку сайта, на котором покупатели смогут выбрать товар из ассортимента IKEA и заказать его с доставкой в пункт выдачи.

Стоимость франшизы зависит от числа жителей города, в котором партнёр хочет открыть точку. Паушальный взнос составляет от 150 тысяч рублей, а роялти — 0,5%. На партнёра также ложатся расходы на ремонт и аренду помещения.

ПВЗ.РФ обещает взять на себя доставку до пунктов выдачи, настройку платформы для работы с заказами, маркетинг, бухгалтерию, налоги и другие организационные процессы.

Мы много тратим на запуск проекта, настройку всех продуктов и рекламного кабинета. Наша цель — не заработать на франшизе, а качественно запустить партнёров на перспективу.

У нас уже есть один франчайзи и заявки на покупку франшизы. Примерно через месяц планируем начать запуск партнёрских ПВЗ. Мы хотим начать с выдачи заказов IKEA, а потом работать с Ozon и другими маркетплейсами.

Дмитрий Файрузов

Предприниматель развивает Dostavka.tk и другие свои проекты без официального сотрудничества, но «поддерживает рабочие отношения» с IKEA. По словам Файрузова, он мог бы стать официальным партнёром IKEA, но у компании жёсткие требования для сотрудничества.

На сайте IKEA они сформулированы так:

  • Строго соблюдать требования законодательства в вопросах Трудового и Налогового кодексов РФ.
  • Прозрачно вести бизнес.
  • Качество оказания услуг должно быть высоким.
  • Поставщик должен развиваться вместе с компанией.
3535
69 комментариев

Очередная реклама франшизы под видом нативочки аля success stories 

52
Ответить

При чём домен их зарегистрирован в 2017 году, а не 2009 как в статье.

3
Ответить

А что в вашей жизни не реклама? 

Ответить

Хм, тут с полгода назад был адовый хейт какого ипшника, что он продаёт товары из икеа через озон. А тут што ты, стартап, франшиза, розовые ебинороги!

37
Ответить

Занимаемся этим с 2015. Отделдлставки.рф. Это все умирает так же быстро, как и помер старик Кампрад. Мы добавили к этому производство мебели "а-ля" или "реплик" (называйте, как хотите) из настоящего дерева на производстве, закупки ИКЕА в Европе большими партиями и поставки из любого магазина России где есть нужный товар (это оказывается важно, ага). Это ещё как-то тянет на УТП в 2021 а сфере паразитирования на ИКЕА. Выручка немногим меньше. Но это реально бизнес хобби на трех человек (я не шучу). А то, чем занимается герой этой дешёвой статьи, умрет очень скоро, и если он этого не видит, то он либо слепой, либо нагло врет. Ибо ИКЕА делает всё, чтобы стать предпочтительнее для клиента таких паразитов, как мы. Ну а розничный магазин с входными ценами на уровне розничных же цен в магазинах ИКЕА - сам подумайте, это идиотизм. Мы пробовали такой формат пять лет назад на меньшей площади, подводят именно входные цены и низкая маржинальность. Это только для отмороженных фанатов, которые не хотят подождать пару дней доставку за буквально несколько процентов от стоимости или случайных клиентов, которые не владеют ценами и покупают, как мы их называем, "максимум полотенчики". Это не бизнес, честно, мы давно все заработанные с этого яйца начали складывать в другие корзины. А тот же директор Доставкина рвет волосы на груди, потому что не смог эволюционировать и начать стелить солому вообще в других отраслях. Хоть и открывался вообще раньше всех уже более пятнадцати лет назад. По иронии судьбы, мы и Доставкин из Томска и уже каждый день наблюдаем фирменную рекламу ИКЕА по всему городу с их же фургонами доставки от сервиса Vezu. Так что о каких посредниках тут вообще можно говорить, кроме транспортных компаний. 

31
Ответить

Прочитал статью, вообще не совсем понимаю, насколько этот бизнес с перекупкой легален, мне кажется, что магазин Идея это уже прям совсем на грани. И тем более не могу понять, зачем нужны какие-то посредники. Везу привозят доставку из Икеи уже пару лет как, ни разу не приезжало никого другого - они официальный партнер Икеи, и доверия к ним гораздо больше, чем у такого закупщика с непонятной франшизой, как автор статьи

4
Ответить

И правда очень жесточайшие требования для сотрудничества. Ещё и франшиза, чистая и вкусная лапша на уши, да и только. Про вывеску "IDEA" даже говорить ничего не надо, видимо идеи где-то в 2000-х так и остались.

26
Ответить