Хочу в даркстор: микрофулфилмент, дарксторы и гиперлокальная доставка

Хочу в даркстор: микрофулфилмент, дарксторы и гиперлокальная доставка

«Яндекс.Лавка» и «Самокат» задали тренд на гиперлокальную доставку: за час теперь можно получить все от помидоров и огурцов до любимой колы. В 2021 году этот тренд поддержали крупные e-commerce игроки и маркетплейсы. Мы, команда «Даркстор у дома», собрали для вас мини-гайд со ссылками по размещению в дарксторах для малого бизнеса.

Мгновенная доставка — это как?

Существует 4 типа доставки:

— на следующий день

— в тот же день, без гарантии конкретного временного интервала или в интервале 2-4 часа

— срочная, 1-4 часа

— мгновенная, меньше 1 часа

Текущая логистическая инфраструктура устарела, потребитель хочет получить то, что он заказал моментально, вместо того чтобы ждать 1-2 дня. Такая скорость возможна только если ваш товар хранится на соседней от него улице.

На российском рынке срочную доставку организовывают чаще всего двумя способами: через дарксторы (или другие промежуточные склады) и при помощи большого штата курьеров.

Data Insight

Даркстор — это мини-склад или магазин без торгового зала. Такими мини-складами пользуются Самокат и Яндекс.Лавка, чтобы доставлять ваши продукты за 30 минут. В 2018 все началось с Самоката, а в 2021 тренд поддержали крупные маркетплейсы и бренды.

Дарксторы - дорогая инфраструктура. Сейчас такой формат работы доступен компаниям типа Яндекс, Ozon и X5 Retail Group.

Открытие даркстора аналогичного Самокату или Лавке по оценкам команды "Даркстор у дома" обойдется в 3-4 млн руб. Это также операционные затраты на содержание локации около 400-500 тыс. в месяц.

У кого уже есть свои дарксторы

В числе главных игроков на рынке называются X5 Retail Group, «Сбермаркет» и «Утконос», а также Ozon.ru, «ВкусВилл», «Яндекс.Лавка» и iGooods.

До конца 2021 года число дарксторов вырастет до 1000, притом что на сегодняшний день на рынке насчитывается 650 объектов данного формата. По оценкам гендиректора «Infoline-аналитики» Михаила Бурмистрова, инвестиции в развитие дарксторов в 2020-2021 годах составят около 6 млрд рублей.

www.malls.ru

Вот некоторые из них, о ком получилось найти информацию в открытых источниках:

Яндекс.Лавка
> 360 дарксторов, по данным Forbes

Самокат
722 точки в 22 городах России, по данным Forbes

Ozon
16 точек в Москве, по данным Ozon

Х5 Retail Group
5 точек, по данным Retail Loyalty

ВкусВилл
>50 точек, по данным Вкусвилл

Дарксторы для малого и среднего бизнеса

1. Яндекс Лавка и Самокат

Хочу в даркстор: микрофулфилмент, дарксторы и гиперлокальная доставка

Тут все просто. Если вы поставщик продукции и считаете, что команде Лавки/Самоката есть смысл с вами пообщаться — разместите заявку тут:

2. Ozon Express

Хочу в даркстор: микрофулфилмент, дарксторы и гиперлокальная доставка

Есть 2 варианта: даркстор Ozon или воспользоваться программой realFBS от Ozon.

Даркстор Ozon:

Чтобы попасть в даркстор Ozon необходимо участвовать в аукционах на поставки в дарксторы. Оттуда сам Ozon доставит товары клиентам за час или в удобные временные интервалы.

Для участия в аукционе Ozon будет выбирать товары с высокой оборачиваемостью, которые клиентам важно получать ультрабыстро. В условиях аукциона будет отражаться объем поставки, цена товара для покупателя, комиссия за продажу и адрес даркстора, на который нужно будет поставлять товары.

В торгах победит продавец, предложивший качественный товар по наиболее привлекательной цене для клиента.

FBS и realFBS Express от Ozon:

Для участия в realFBS достаточно выбрать эту опцию в кабинете и ввести адреса своих складов. Такой вариант подойдет селлерам, которые не хотят замораживать сток на складе маркетплейса, чтобы продавать его сразу в нескольких каналах (Wildberries или своем сайте, например).

Селлерам, чтобы выполнять SLA по доставке, необходимо иметь несколько точек выдачи/дарксторов по городу. Ozon самостоятельно рассчитывает зону доставки, клиенты, не попадающие в зону получат заказ на стандартных условиях

3. Даркстор у дома - "Darkstore-as-a-Service", сеть мини-складов с арендой от одной полки и доставкой за 30-60 минут

Хочу в даркстор: микрофулфилмент, дарксторы и гиперлокальная доставка

Для кого: малый и средний бизнес, развивающий свой собственный D2C канал или торгующий через маркетплейсы

Как это работает: ваш товар хранится на мини-складах в разных районах города и как только с вашего сайта или маркетплейса поступает заказ он упаковывается и передается курьеру из ближайшего к клиенту даркстора.

Почему Даркстор у дома:

  • Это гибко: можно начать с одной полки в нескольких районах города и масштабироваться в высокий сезон до нужного объема
  • Условия хранения: сухие полки, холодильное и морозильное оборудование
  • Фиксированная цена: легко посчитать стоимость фулфилмента и доставки (можно справиться без образования в сфере логистики, ура!)
  • Бесплатная интеграция: с вашим сайтом или кабинетом маркетплейса
  • Работает с любыми службами доставки
  • Можно работать с маркетплейсами по FBS и realFBS, чтобы подстраховать себя в ситуациях, как на скриншоте:
Хочу в даркстор: микрофулфилмент, дарксторы и гиперлокальная доставка

Службы городской доставки- это тоже очень быстро

Вот наш Топ-3. Мы рекомендуем начать работать с одной из перечисленных служб доставки со своего склада и подключить несколько дополнительных дарксторов для более быстрой доставки до конечного клиента:

1. Чекбокс
Стоимость от 150 руб
Скорость доставки с вашего склада: от 90 мин
Чекбоксом из Даркстора: от 15 минут

2. Dostavista
Стоимость от 240 руб
Скорость доставки с вашего склада: от 120 мин
Dostavista из Даркстора: от 30 минут

3. Broniboy
Стоимость от 250 руб
Условия доставки: от 60 мин
Broniboy из Даркстора: от 30 минут

Также есть сервисы: Яндекс и Ситимобил.
Они тоже умеют быстро доставлять товар до клиента. Тарифы аналогичны тем, что вы используете для персональных поездок. У Ситимобил есть бизнес-тариф, начинается с 350 руб + НДС.

Бонус: дарксторы из 1973 года

Еще в 1973 году компания Dominos Pizza гарантировала, что клиенты получат пиццу в течение 30 минут после заказа, или, в противном случае, они получат её на пол доллара дешевле.

Dominos крутые!

1010
4 комментария

Кирилл, привет) Спасибо за обзорную статью на тренд, есть пара вопросов)
На сколько дороже становится продукт для конечного потребителя с условием хранения его в дарксторе? Есть ли такая статистика в принципе? Так же интересует корреляция в размере товара, его сроках годности и так далее с его стоимостью. И нужно ли в принципе клиенту получить товар через час, если он заказывает стиральную машину, а не шоколадку?

3
Ответить

Илья, привет! Про стиральную машину не скажу, но думаю в случае с габаритными товарами можно посмотреть на кейс "Петрович". Они крутые, начали первыми доставлять стройматериалы в двухчасовые промежутки и делают ВАУ для клиента.

Эффект на продажи посчитали коллеги из Яндекса. В среднем^ продажи у тех магазинов, которые делают доставку быстрее, чем за 2 часа повышаются на 20%.

По стоимости могу судить только по тому, что делаем мы. В Даркстор у дома ты можешь разместить свой товар по всему городу за 20 000 руб (одна полка в каждой из 10 локаций), это дешевле, чем открывать свой собственный склад и сильно дешевле, чем строить свои 10 локаций (платить аренду и зарплаты сотрудникам)

Надеюсь получилось развернуть:)

6
Ответить

Потрясающе интересная и перспективная тема!
Есть пара вопросов: судя по карте, территориальное покрытие по Москве у вас пока не высоко. Планируете ли расширяться и с какими темпами?

Может быть имеет смысл прикрутить к сервису еще и собственную курьерскую службу? Многим поставщикам был бы удобен расширенный фулфилмент, включающий услугу доставки. Продавцу меньше телодвижений (не стыковать стороннюю курьерскую службу с даркстором), да и в случае, если покупателю приедет поврежденный товар - меньше разбираться, повредили ли его на складе или же в пути

1
Ответить

Екатерина, спасибо!:) Сейчас мы покрываем всю Москву из 10 локаций, но чтобы сделать SLA доставки еще быстрее мы планируем утроиться за следующий год.

Скриншот карты показывает ситуацию, в которой может оказаться селлер с единственной складской локацией. По мнению ИИ Ozon ее не хватит, чтобы покрыть всю Москву экспресс доставкой, мы с этим мнением согласны:)

Идея отличная, но это немного другой бизнес. Наша задача сфокусироваться на поиске лучших локаций и организации процесса на местах. Логистику мы доверяем нашим партнерам, для которых это бизнес и часть ежедневного фокуса.

С точки зрения стыковки все просто: мы очень близко интегрируемся со службами доставки, потому для наших клиентов процесс стыковки происходит максимально бесшовно:)

Ответить