Анализ рынка маркетплейсов. Топ-4 Тренда 2022 года

В последнее десятилетие популярность маркетплейсов значительно выросла: сегодня трудно представить человека, который хотя бы раз не заказывал товар с одной из популярных площадок, которые почти заменили обычные магазины.

Анализ рынка маркетплейсов. Топ-4 Тренда 2022 года

Пандемия внесла свою лепту в развитие этой индустрии, в 2020 и 2021 рынок маркетплейсов показал значительный рост, поскольку больше людей стали совершать покупки в сети. В этот же временной период большинство крупных маркетплейсов, таких как Yandex Market, Ozon, Aliexpress, Lamoda и Wildberries усилили свое рекламное присутствие в социальных сетях. Реклама брендов заполонила Instagram, Youtube, VK и другие платформы, что позволило привлечь множество новых покупателей.

По-данным аналитического агентства Data Insight, маркетплейсы стали важнейшим драйвером роста для всего рынка e-commerce в России в 2020 году. За год 89% продавцов увеличили свой объем продаж на маркетплейсах. Учитывая, что все популярные платформы зарабатывают на комиссиях, рост объема продаж магазинов конвертировался в рост доходов самих маркетплейсов.

Показатели 2020 года уже впечатляют, но 2021 оказался для маркетплейсов еще более успешным. За I полугодие 2021 года на внутрироссийском рынке e-commerce было совершено 675 млн заказов (+94% к тому же периоду 2020 года) на сумму 1750 млрд рублей (+47%).

Анализ рынка маркетплейсов. Топ-4 Тренда 2022 года
Анализ рынка маркетплейсов. Топ-4 Тренда 2022 года

Аналитики Data insight говорят о рекордных темпах роста по количеству заказов. Однако порядка 60% прироста рынка по количеству заказов в 2020 г. (+365 млн по сравнению с 2019 г.) пришлось на долю крупных универсальных маркетплейсов, а в 2021 году эта доля оказалась еще выше — почти ⅔. Ожидается, что в 2024 году универсальные маркетплейсы с широким ассортиментом товаров будут занимать большую часть рынка (54%), однако темпы роста их доли на рынке e-commerce несколько замедлятся.

Рассмотрим 4 основных тренда на рынке маркетплейсов в 2022

1. Рост количества частных продавцов на маркетплейсах

Сейчас маркетплейсы в авангарде индустрии e-commerce, и все больше частных продавцов стремятся выставить свои товары на крупные площадки. Несмотря на высокий комиссионный сбор, в среднем составляющий 10%, владельцы онлайн и оффлайн магазинов очень заинтересованы в маркетплейсах, как в способе расширить аудиторию потенциальных покупателей.

Анализ рынка маркетплейсов. Топ-4 Тренда 2022 года

Помимо действующего частного бизнеса, в эту индустрию приходит множество новых предпринимателей. Сейчас в интернете миллионы курсов на тему «как продавать на маркетплейсах и получать много денег», в которых бизнес-гуру за несколько недель (в лучшем случае месяцев) рассказывают новичкам о принципах работы на площадках и отправляют в свободное плавание, зачастую провальное. Низкий порог входа, большой охват пользователей и повсеместная реклама маркетплейсов будут способствовать дальнейшему росту количества продавцов.

2. Создание собственных финансовых сервисов

Крупные маркетплейсы уже сегодня стремятся не только продавать товары, но и предоставлять покупателям дополнительные финансовые услуги. В 2020-2021 гг. Wildberries. Яндекс и Ozon поочередно обзавелись собственными банками, Сбермегамаркету делать этого не пришлось — за ними и так стоял Могучий Зеленый Банк. При этом собственные финансовые услуги платформы запускают очень медленно. Вероятно, они вели активную подготовительную работу. Например, Яндекс и Ozon в течение года существенно увеличили уставный капитал своих банков. Стоит ожидать, что в 2022 году финансовые сервисы компаний заработают на полную мощность.

Криптовалютные инструменты также могут стать интересным дополнением финансовой инфраструктуры крупных платформ. Пока в России данный тренд не сильно распространен, ввиду неопределенного статуса цифровых активов, но маркетплейсы Европы, Азии и США активно рассматривают возможности работы с различными цифровыми токенами, такими как Bitcoin, Ripple, Ethereum, Solana и Polygon. Стейблкоины, и в частности USDT, могут стать находкой для маркетплейсов, поскольку курс этих криптовалют всегда стабилен и с их помощью удобно совершать платежи.

3. Замедление роста «большой четверки», ускоренный рост специализированных маркетплейсов

Несмотря на то, что большой четверке Яндекс, Ozon, Aliexpress и Wildberries принадлежит более 60% доли рынка, рост данных платформ замедляется. В противовес универсальным платформам выступают маркетплейсы узкой направленности, пока не обладающие большими показателями трафика, но демонстрирующими высокие темпы роста пользователей и заказов.

Однако тенденция такова: узкопрофильные маркетплейсы рано или поздно достигают потолка роста, и вынуждены расширять функционал и товарный ряд для привлечения новых пользователей. Тем не менее, в первые несколько лет развития такие платформы показывают экспонентный рост, при нужном подходе к системам лояльности и постепенном расширении, из таких компаний вырастают крупные и прибыльные корпорации.

4. Использование новых технологий. Упор на удобство, узнаваемость и лояльность

Сегодня все крупные платформы стараются следить за трендами и технологиями, чтобы повышать эффективность, узнаваемость и удобство своих сервисов. Доставка продуктов дронами, роботы-курьеры, необычные коллаборации, оригинальные видеоролики в тик-токе и прочие эксперименты больших брендов уже никого не удивляют. Однако и менее крупные компании стараются быть на пике технологических возможностей, среди таких платформ можно отметить Mine-stocks, АгроМП и сильно выросший за 2021 KazanExpress.

Mine-stocks.com — это относительно новый проект и один из первых маркетплейсов в сфере криптовалют и оборудования для майнинга, с возможностью покупки и размещения майнеров в дата-центрах компании и дополнительным функционалом для заработка. Площадка использует блокчейн-технологии для защиты пользователей и позволяет зарабатывать на криптовалютах.

Площадка AгроМП — это растущий маркетплейс фермерских товаров, позволяющий предпринимателям из аграрного сектора работать с клиентами напрямую, минуя посредников.Также платформа предлагает дополнительные инструменты для заработка на партнерских сделках. Благодаря упрощению формата работы поставщиков и клиентов, АгроМП привлекает большое количество пользователей и инвестиций, что позволяет расширять возможности платформы.

Маркетплейс KazanExpress — также относительно новый игрок в индустрии, смог значительно увеличить количество клиентов за счет быстрой доставки и высокого качества сервиса. Компания за несколько лет вышла на Всероссийский уровень и показывает высокий уровень в удержании клиента. Если KazanExpress сохранит текущий темп, за несколько лет платформа сможет войти в топ-5 маркетплейсов РФ.

88
5 комментариев

Комментарий недоступен

1
Ответить

Согласен! Мне лично всегда трудно подбирать одежду и обувь дистанционно, однако у многих площадок есть функция примерки перед покупкой, поэтому работа в эту сторону идет со стороны платформ

А люди - да, со временем будут лучше ориентироваться в процессе заказа вещей с маркетплейсов :)

1
Ответить

Маркетплейсы это, конечно, удобные инструменты для покупок товаров, не надо бегать по магазинам, но основная проблема всех маркетплейсов это возврат товара, долго, нервно и не всегда возможно вернуть товар...

Ответить

Безусловно, вопрос возврата товаров стоит остро, это то, над чем стоит подумать всем игрокам на рынке.

С возвратом вообще сущий кошмар бывает, я слышал как заказывают оригинальные вещи, затем сдают подделки, также нередко товар приходит ненадлежащего качества, и его крайне сложно вернуть...

Ответить

Иронично, что сегодня на VC вышла статья от покупателя, который не может вернуть товар)

https://vc.ru/claim/355324-ozon-i-prodavec-ne-hotyat-prinimat-tovar-po-garantii

Ответить