Wildberries запустил внутреннее расследование. Следующий шаг — правоохранители. Ах, да, площадку почти починили

Wildberries запустил внутреннее расследование. Следующий шаг — правоохранители. Ах, да, площадку почти починили

Скриншот выше сделан 15 марта в 16:15 по Мск. Официальный портал продавцов Wildberries как и весь маркетплейс, его приложения и партнерское ПО к этом моменту не работали уже почти 1,5 дня.

Изображение ниже иллюстрирует положение дел на партнерском сайте по состоянию на 20:30 по Мск. Кажется, все заработало. Медленно-медленно и не в полную силу. Итого, маркетплейсу понадобилось почти двое суток, чтобы встать на ноги. Двое суток молчания и, видимо, усердной работы. За эти двое суток продавцы и покупатели, без сомнения, сумели потерять кучу нервов, денег и товаров.

Wildberries запустил внутреннее расследование. Следующий шаг — правоохранители. Ах, да, площадку почти починили

В 21:11 по Мск в официальном сообществе Wildberries в Телеграм появилось заявление маркетплейса. Первое толкое заявление за последние два дня. Самое интересное, что из него стоит вынести - компания запустила внутреннее расследование. То есть "ошибки в работе сервисов" (а именно так WB описывал ситуацию в первый день) оказались не такими уж небольшими и безобидными.

Компания запустила внутреннее расследование инцидента от 14 марта 2022 г., который повлек за собой появление ошибок в работе мобильных приложений и сайта. По его результатам материалы дела будут переданы в правоохранительные органы. Об инциденте были проинформированы представители регулирующих органов.

Персональная и финансовая информация наших пользователей не пострадала: данные банковских карт надежно защищены в соответствии со стандартом Payment Card Industry Data Security Standard (PCI DSS), который разработан ведущими международными игроками в сфере платежных систем.

официальное заявление Wildberries

И все-таки что починили?

К моменту выхода официального заявления WB с огромной частью неполадок, кажется, удалось справиться:

1. Если прямо сейчас заглянуть на сайт Downdetector, можно увидеть, что количество ошибок в работе приложений и сайта уменьшилось в 6 раз. Новых ошибок и багов в работе, к счастью, не появлялось.

2. Также маркетплейс заявляет, что QR-коды и обычные коды для получения заказов в ПВЗ вновь заработали. Сейчас это проверить сложно - на дворе поздний вечер. Впрочем, можно обойтись и без кодов: заказы начали выдавать паспорту еще тогда, когда маркетплейс лежал мертвым грузом.

3. В клиентских приложениях и на сайте вновь стал доступен основной функционал - заказы можно свободно оформить и оплатить. Статусы текущих заказов также отображаются. С остальными данными, видимо, пока не все так складно, но на основной функционал "закажи-оплати" они не сильно влияют.

4. ПВЗ работают в стандартном режиме, заказы можно свободно получать.

5. Работы по восстановлению портала продавцов ведутся. Маркетплейс обещал, что все скоро станет работать в прежнем режиме. Технически, на портал можно попробовать зайти уже сейчас. Как мы и писали выше - худо-бедно работает.

И все-таки что случилось?

Согласимся, баги бывают разные, системы ломаются, сервера летят к черту. Но если компания два дня подряд не может объяснить причину возникших проблем и обозначить приблизительные сроки их решения - это не просто напрягает, это пугает.

Сегодня днем стало еще страшнее: в сети появилась информация о том, что маркетплейс был взломан отечественными хакерами. Они, якобы, положили WB на лопатки, данные пользователей утащили в темные воды, а восстановить их почти невозможно. От всего этого продавцы и покупатели успели за пару дней пережить целый спектр эмоций. Преимущественно негативных. Упоминания о самом сбое в работе маркетплейса звучали в последние два дня даже не так ярко, как вопрос о том, почему WB не дает полноценных комментариев о происходящем. Маркетплейс говорил коротко и крайне редко.

Впрочем, можно сослаться на занятость всех подразделений площадки - они почти два дня поднимали маркетплейс с колен. Были заняты и потому молчали, изредка выдавая четкие инструкции для партнеров - что, как и когда нужно сделать. Например, спокойно вести поставку на любой склад в порядке живой очереди.

Wildberries запустил внутреннее расследование. Следующий шаг — правоохранители. Ах, да, площадку почти починили
Wildberries запустил внутреннее расследование. Следующий шаг — правоохранители. Ах, да, площадку почти починили

Удивительно, но риторика маркетплейса за эти два дня существенно поменялась. Во-первых, выяснилось, что в критической ситуации у площадки нет другого способа связи с партнерами, кроме Телеграмм от которого пытались отказаться всего месяц назад. Во-вторых, сам тон разговора с партнерами поменялся. К вечеру 15 марта чат заполонили благодарности от службы поддержки в ответ на поздравления пользователей. Так деликатно тут не общались, кажется, никогда. Может все для того, чтобы успокоить толпу, не нагнетать тучи и не вызывать лишних вопросов?

Wildberries запустил внутреннее расследование. Следующий шаг — правоохранители. Ах, да, площадку почти починили
Wildberries запустил внутреннее расследование. Следующий шаг — правоохранители. Ах, да, площадку почти починили

Однако, все эти диалоги никак не влияют на то, что партнеры и покупатели так и не узнали причин грандиозного сбоя. Все, что мы знаем из официального источника теперь сводится к прямой, где в начале зияет фраза "наблюдаются ошибки в работе сервисов", а в конце - "материалы дела будут переданы в правоохранительные органы".

Доверять словам Wildberries хочется, но и проверить их правдоподобность хочется невероятно сильно. Пока площадка заявляла о том, что технический сбой - не смертельно, сразу несколько изданий сообщили о том, что произошедшее - итог хакерской атаки.

Так, например, издание securitylab.ru утверждает, что его источники уверены в нападении на маркетплейс группировки OldGremlin. По их мнению, хакерам удалось разместить в данных сайта вирус-шифровальщик. Подобный сценарий группировка разыгрывала уже не раз. За два года своего существования она неоднократно нападала на отечественные компании, а в 2021 году достигла своего максимума, затребовав у жертвы выкуп в размере 250 млн рублей.

Сам факт хакерской атаки, Wildberries не отрицает. Он лишь утверждает, что персональные данные и информация о платежных картах была надежно защищены. Так может...

Даже если площадку сломали, признание этого факта успокоило бы покупателей и продавцов. Да, они все равно будут ругать маркетплейс за то, что он не уберег персональные данные и стабильность системы. Но теперь они будут ругать WB еще и за то, что он попытался скрыть факты хакерской атаки и возможную утечку данных.

1818
43 комментария

Треш телеграмм чата Вайлбериз- чат засыпали благодарностями за отличную работу по восстановлению . Ясно стало, что это левые благодарности, после того как поставщиков, возражающих, что приложение для селлеров так и не работает - начали банить в чате. Интересно почему?
давно ходят слухи что в этом чате сидят очень нервные админы, и банят продавцов. Вообще интересно, а какое они право имеют, учитывая, что все важные новости постятся в этом чате? Может надо головушку подлечить, там нервишки? Это рабочий чат организации? официальный? Ну знаете ли, позорно.

7
Ответить

Где мой заказ? ни товара ни инфо о нем ни чего!!!Ни возврата денег!!!
Это полнейшее безобразие и безответственность компании WB.

4
Ответить

Не надо обманывать людей. Ничего не восстановили. В ЛК можно войти, но нет ни карточек, ни остатков!
Деньги тоже не присылали!
Всё закончится тем, что к правоохранителям обратятся продавцы.

3
Ответить

Нам сегодня перевели за прошлую неделю и всем знакомым

1
Ответить

Вайлдберриз просто уходит от ответственности. Личный кабинет не восстановлен. Всё обнулилось. Хорошо, что есть скриншоты, плохо, что наплевательское отношение к людям вообще всегда прослеживается у них. Одна служба поддержки чего стоит! Вне зависимости от того как закончится эта история теперь 10 раз подумаю, поеду чем что нибудь заказать. Именно из за отношения.

3
Ответить

Боже, какая душная статья, автору бы поучиться занимать нейтральную позицию.
Понятно, что продавцы на этом сбое теряют деньги, но, сюрприз, Вайлдберриз тоже их теряет) всё выставляется так, будто Вайлдберризу плевать на их сбой и проблемы клиентов, хотя, очевидно, что им происходящее также невыгодно, как и их партнёрам.
И что ещё они должны сказать, кроме "технических неполадок"? В подробностях рассказать о внутренней проблеме компании?
Как же люди любят панику и агрессию разводить

2
Ответить