Что умеют платежные боты в Telegram и чем они отличаются друг от друга

Функция платежей появилась в Telegram несколько лет назад. Перед запуском собственного @ckpaybot мы провели анализ текущего состояния рынка и возможностей, которые платежные боты предлагают бизнесу. Возможно, эта информация поможет сориентироваться на рынке тем, кто разворачивает продажи в мессенджере.

Самый известный и ставший уже стереотипным вид ботов в Telegram - бот для платных каналов. Он умеет управлять подписчиками и добавлять пользователей в канал в зависимости от оплаты. Сфера его применения неширокая - доступ к платному контенту. Работают с такими ботами и предприниматели, легализовавшие свою деятельность, и представители серой зоны, хороший и не очень инфобизнес. Как правило, требуется создавать отдельного бота для каждого канала, это не сложно, но требует дополнительных навыков.

Вторая группа ботов - условные лидогенераторы. В самом мессенджере они не принимают платежи и не оформляют сделку. Их задача - предложить сделку и увести клиента на платежную страницу в браузере. Плюсы этого семейства ботов - простота подключения, как правило, не требующая какой-то квалификации. Но, и возможности очень невелики - в частности, нет аналитики по платежам, нет витрины продуктов в Telegram. Такие боты подойдут для несистемных продаж небольшим предпринимателям.

Бот @ckpaybot
Бот @ckpaybot

Третья группа более продвинутая - боты прямо в Telegram помогают обслужить клиента, могут оформить сделку или покупку. Ссылка на внешнюю платёжную страницу возникает лишь в конце процесса. Такие боты могут работать как небольшой интернет-магазин, выполнять контроль платежей, работать с обратной связью, выдавать чеки, учитывать остатки товаров. Мы, например, выбрали для своего бота такую схему из-за возможности сохранения данных карт, подключения СБП (и потенциально Google Pay и Apple Pay, других импульсных инструментов оплаты).

Для работы с ботом понадобится легализация своей предпринимательской деятельности хотя бы на уровне самозанятости. Кроме этого предстоит несложная предварительная настройка бота, которую можно сделать без серьезных навыков в программировании.

Четвертая группа ботов - настоящие платежные боты. Они поддерживают весь цикл покупки прямо в Telegram, в том числе введение данных карты плательщика. Этот вариант подойдет крупным магазинам. От них потребуется заключить договор с одним из 12 доступных сейчас банков-эквайеров, развернуть службу техподдержки и обратной связи, разработать, зарегистрировать и подключить собственного бота. В этом, например, отличие от третьей группы ботов - там один бот может обслуживать множество клиентов, это позволяет малым магазинам не создавать своего бота. Здесь же работает формула «один магазин - один бот».

Такая ситуация с платежными ботами в Telegram сложилась сегодня, а чего можно ждать в обозримом будущем? Это становится понятно из обновлений, которые были представлены в апреле. Команда мессенджера предложила перевести ботов «в новое измерение». Сторонние разработчики при помощи JavaScript смогут создавать ботов, заменяющих сайты и приложения, с бесконечным разнообразием функций и интерфейсов.

В последнее время наметилась тенденция, когда каждый бизнес считает важным открыть свое представительство в Telegram, аналогично сайту-визитке. Telegram становится платформой-супераппом, привлекательной для разных видов бизнеса. Здесь можно будет делать почти все, а для коммерциализации потребуются платежные функции. В перспективе платежные боты в Telegram смогут бросить вызов популярным сейчас банковским приложениям. Особенно с учетом проблем санкционных банков, которые возникли с присутствием в магазинах приложений.

33
Начать дискуссию