Как повлиял уход международных компаний на рынок РФ?

Или «Миш, на паузу проект по межнару, у нас тут 20% рынка освободилось, фокусируемся на РФ».

Такие настроения мы видели у многих клиентов за последние месяцы, и все думали, а насколько масштабный это эффект, о каких цифрах речь.

Интересный вопрос, и Александр Чернов, сотрудник Hints, провел экспресс рисерч, чтобы разобраться. Исходники на сайте

Как делали

На самом деле в чистовом виде рисерч мог быть не простой, ведь:

  • кто-то ушел и всё
  • кто-то сказал, что ушел, но продажи идут
  • кто-то ушел, но его продукцию ввозят (параллельный импорт)
  • кто-то ушел, но продал бизнес, и продажи как-то идут

Мы не стали закапываться в детали и сделали поверхностный овервью. Хотели просто масштаб прикинуть.

Интересно в принципе понять, а насколько большую долю рынка составляли ушедшие игроки?

Зная это, можно уже дальше фантазировать - вот они ушли, рынок освободился, значит это возможность для расширения для тех, кто остался на рынке. Ведь раньше часть клиентов тратила деньги в определенных брендах, и вот бренды ушли, а деньги в кошельке остались - на них могут претендовать другие.

Результаты

Предварительно эффект не сильно значимый, но ощутимый

  • 20% - такая доля рынка освободилась на рынке одежды и обуви
  • 5% - на рынке ресторанов

Другие рынки не смотрели в экспресс формате - напишите, если вам такая инфа интересна, посмотрим в свободное время)

Одежда и обувь

  • 2.1 трлн руб - примерный объем фешн рынка по разным оценкам
  • 470 млрд руб - выручка 26 ушедших компаний
  • 22% рынка освободилось

Ресторанный рынок

  • 1.87 трлн руб - рынок
  • 100 млрд руб - выручка Макдоналдса и Старбакса
  • 5% рынка освободилось
Как повлиял уход международных компаний на рынок РФ?

Выводы

  • Размер освободившегося рынка одежды огромен! это 500 млрд руб выручки! оставшиеся игроки должны ночами не спать и тратить все свои силы на захват этого освободившегося рынка. Да и по ресторанам 100 млрд руб тоже не мало. На той же Яндекс.Еде уход макдоналдса отразился позитивно в терминах прибыльности. Не удивительно, почему многие компании после 24 февраля сперва собрались в межнар, а потом резко передумали и сфокусировались на возможностях на рынке РФ
  • Впечатляет, что 20% освободившегося рынка это лишь те межнар бренды, которые ушли, а еще куча продолжают продажи. Было бы интересно оценить, какую долю рынка составляют иностранные игроки, кажется что может быть даже больше 50% (и правда, как часто вы носите русскую одежду?). Обычно об этом не задумываешься, а тут вспоминаешь, насколько сильно целая индустрия держится на международных игроках

Дисклеймеры

  • не искали сами, какие игроки ушли с рынков, а составили список на основе трех агрегированных источников
  • поверхностно проверили, какие бренды реально ушли, а у кого все еще открыты точки продаж на картах, и последних не учитывали
  • в оценке выручки доверяли открытым источникам типа лист орг и тп
  • важно: с учетом параллельного импорта многие бренды дефакто остались в РФ, мы это не проверили и не учитывали

——

Больше цифр и источников по ссылке

Пишите в коммент, если вам это интересно, и хотите продолжения рисерча по другим рынкам 😎

1212
15 комментариев

По поводу одежды, рынок то может и освободился, но «отечественное» делают хуже в качестве и прайс выше, чем на том же ASOS.
Я не из богатых, поэтому для меня прям острая проблема ухода ASOS.🤷‍♀️
Замены я не нашла. @Lamoda ставит прайс на джоггеры Nike 7000, которые я на ASOS брала за 3500.
Грустно.

4
Ответить
Автор

Ну про найки на ламоде это не совсем отечественное) скорее тут эффект параллельного импорта, что он будет дороже получаться на ту же зарубежную продукцию

А "отечественное" да, вероятно менее качественное будет, а по ценам наверняка и дорогое и дешевое будет, весь спектр предложений.

В этом смысле освободившийся рынок конечно будет занят не полностью, но все же частично будет занят. Так что наши цифры опять же просто по порядку величины можно смотреть

2
Ответить

Фраза "бренды ушли, а деньги в кошельке остались" выглядит спорной. Во-первых, не все бренды ушли де-факто + параллельный импорт, во-вторых, количество денег в кошельке у многих уменьшилось из-за инфляции, так что структура потребления может поменяться.

4
Ответить
Автор

про "не все ушли" собственно на пару предложений выше было написано)
А снижение кошелька - согласен, тоже имеется, но это более долгосрочный эффект

Ответить

Интересно, а будут другие сферы затронуты в будущих исследованиях?)

Ответить
Автор

Какие например?

Ответить

Интересно как изменится рынок газировок после ухода колы

Ответить