Почему продуктовый магазин по франшизе — отличная антикризисная стратегия

В период экономической нестабильности открывать свой бизнес, безусловно, рискованно, но означает ли это, что стоит вовсе отказаться от идеи начать своё дело? Мы уверены, что нет. Но начинающим предпринимателям нужно проанализировать рыночные ниши и тщательно взвесить все варианты, выбрав интересную, но при этом надёжную сферу работы.

Этой статьёй мы открываем цикл материалов о бизнесе в сфере продуктового ритейла в целом и работе по франшизе торговой сети «Пятёрочка» в частности, чтобы помочь всем, кто задумывается об открытии своего магазина.

Хлеб всему голова

Экономическая ситуация в 2022 году привела к росту уровня неопределённости во всех сферах жизни. На этом фоне потребители начали чаще смотреть на цены, внимательнее планировать бюджет и расставлять приоритеты в покупках. И в первую очередь покупатели отказывались от необязательных трат: развлечений, ресторанов и путешествий.

Этот паттерн подтверждается мартовским исследованием «Ромир»: «Чтобы сэкономить, 52% опрошенных готовы отказаться от дорогостоящих покупок и товаров длительного пользования, 47% откажутся от отдыха и развлечений, 45% пересмотрят бюджет в пользу покупки еды и других товаров повседневного спроса». В начале июля 2022 года «Ромир» обновил статистику и представил рейтинг товаров и услуг, от которых покупатели или готовы отказаться совсем, или могут существенно снизить расходы на покупку. Как видно на инфографике ниже, потребители готовы пересмотреть свои расходы практически на всё, кроме продуктов питания.

<p>Исследование "Ромир", июль 2022 (<a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fsecrets.tinkoff.ru%2Frazvitie%2Fpotrebitelskoe-povedenie-2022%2F%3Fysclid%3Dl6kzbrr8n1278605071&postId=485241" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">ссылка на источник</a>)</p>

Исследование "Ромир", июль 2022 (ссылка на источник)

Отсюда и первый плюс ведения бизнеса в сфере продовольственного ритейла: даже в самые сложные времена продукты питания остаются востребованными. Конечно, структура потребительской корзины меняется, клиенты выбирают более бюджетные товары, заменяя известные бренды недорогими аналогами. Однако в целом продуктовая розница остаётся одной из наиболее стабильных отраслей экономики.

Стабильность — признак мастерства

Статистика показывает, что ниша розничного продуктового ритейла не сбавляет обороты даже в период турбулентности. Так, по итогам 2021 года оборот розничной торговли вырос на 7,8%, а в первой половине 2022 года продуктовый ритейл, несмотря на общий спад розничных продаж, показал положительную динамику.

Да, взрывного роста, как у онлайн-торговли, в физической рознице в последние годы не наблюдалось, но и проседания не было. Надо понимать, что бывают отдельные периоды спада потребительской активности, но они зачастую компенсируются предпраздничными и другими сезонными всплесками. Стоит только вспомнить мартовский скачок спроса на крупы, муку, сахар и масло. Тогда ритейлерам даже пришлось ввести временные ограничения на продажу особенно популярных товаров в одни руки, ведь только на гречку в период с 28 февраля по 27 марта 2022 года спрос увеличился в разы год к году.

И специально для тех, кому всё ещё кажется, что на помидорах с картошкой нельзя построить прибыльный и доходный бизнес: согласно исследованию, опубликованному компанией «СКБ Контур» в июле, в 2021 году торговля товарами повседневного спроса, или FMCG, стала отраслью с наибольшим числом компаний, прибыль которых составила миллиард рублей и выше. По этому показателю FMCG обогнала даже нефтегазовую, металлургическую, автомобильную и строительную отрасли. Если говорить о конкретных организациях, то в топ-20 российских компаний с самой большой выручкой, помимо опять же нефтегазовых и металлургических гигантов, входят три FMCG-ритейлера. И да, «Пятёрочка» входит в топ-10.

А как войти в отрасль?

Итак, раз вы дочитали до этого момента, значит, вы согласны, что сектор продуктового ритейла выглядит привлекательно. И здесь у любого предпринимателя возникает закономерный вопрос: как начать бизнес в этой сфере?

На ум сразу приходит открытие собственного магазина, но это сценарий для тех, у кого есть серьёзные накопления, терпение, время и сильные менеджерские способности. Конкуренция в сфере жёсткая, и сейчас выигрывает тот, кто предлагает посетителям магазинов самую привлекательную цену за продукт лучшего качества. Да, покупатели будут искать бюджетные альтернативы любимым продуктам, но при этом ключевым параметром при переходе на более дешёвый аналог всё-таки останется качество.

А как предложить лучшую цену? Правильно, нужен масштаб или крупный опт – это даст необходимую экономию. Для этого необходимо самостоятельно налаживать взаимоотношения с поставщиками или лично закупать продукцию на оптовых базах. И это далеко не всё! Подумайте, как вы будете рекламировать свою точку? Насколько хорошо вы знаете местные сообщества? А про геомаркетинговое исследование не забыли?

Для тех, кто предпочитает не изобретать велосипед, интересным вариантом может оказаться франшиза. Разберёмся поподробнее?

Бум инвестиций в реальный сектор

Хотя франчайзинг в России появился позднее, чем в Европе и США, темпы его роста вполне сопоставимы с темпами в ведущих мировых экономиках. Так, на начало 2022 года потенциальный инвестор мог выбирать более чем из 3 тысяч франшиз. Одна из причин такой популярности — положительное математическое ожидание при инвестициях в такую модель бизнеса. Выживаемость бизнеса, открытого по франшизе, составляет 90%.

При этом растёт не только количество франшиз, но и интерес к ним со стороны предпринимателей. Недавнее исследование от «Авито» показало, что спрос на покупку франшиз вырос на 24% по итогам второго квартала 2022 года. Получается, в экономически сложный период российские бизнесмены выбирают инвестиции в реальный работающий бизнес с низкими рисками. Чем надёжнее такие вложения, тем спокойнее потенциальному инвестору.

Франшиза в этом плане определённо выигрывает. Приобретая франшизу, вы получаете право вести бизнес под известным именем, доступ к наработанным годами технологиям, к IT и рекламной поддержке от франчайзера (продавца бренда) , а также потребителей, готовых закупаться в вашем магазине, — то есть сразу выходите на крупные обороты.

Эра магазинов у дома

Почему продуктовый магазин по франшизе — отличная антикризисная стратегия

Как показывает статистика, среди продовольственного ритейла наиболее популярным форматом для запуска по франшизе является «магазин у дома» — ближайший к дому магазин площадью около 200 квадратных метров. Интерес к такому бизнесу чаще всего проявляют предприниматели, уже владеющие соответствующей недвижимостью.

При этом интересуются такими магазинами не только предприниматели, но и, что самое важное, покупатели. Как отмечается в исследовании Mastercard, 44% россиян в период пандемии открыли для себя «магазины у дома», а 79% участников опроса утверждали, что продолжат покупки в локальных торговых точках и после снятия всех ограничений.

С популярным форматом разобрались, а на что ещё стоит обратить внимание при выборе продуктовой франшизы? Есть несколько важных пунктов.

1. Узнаваемость бренда. Особенно важный параметр для тех, кто собирается открывать магазин по франшизе в регионах. Убедитесь, что бренд хорошо известен местному населению.

2. Репутация франчайзера. Поговорите с местными жителями, свяжитесь с действующими франчайзи. Вы вкладываете во франшизу силы, время и деньги, поэтому убедитесь, что в лице франчайзера вы получаете надёжного партнёра.

3. Модель франчайзинга. На российском рынке франшиз есть две ключевые модели: прямой и обратный франчайзинг. В следующем материале мы детально разберём обе модели и кому какая из них подойдёт больше.

4. Вовлечённость франчайзера в бизнес-процессы. Вы хотите вести бизнес самостоятельно или ищете компанию, которая будет вам помогать на протяжении всего ведения франшизы? Да, управление персоналом в любом случае ляжет на ваши плечи, как и ежедневные рутинные задачи, но хотите ли вы остаться один на один с более крупными задачами?

В идеале франшиза должна дать предпринимателю все необходимые инструменты, с помощью которых он может построить бизнес, приносящий доход уже с первых месяцев работы. И здесь у предпринимателя возникает второй закономерный вопрос: а какую франшизу всё же выбрать?

«Пятёрочка» стала одним из пионеров в развитии продуктовых франшиз: первый магазин по такой модели был открыт ещё в 2011 году. Сегодня бренд входит в число любимых брендов россиян (исследование Online Market Intelligence 2021 года) и предлагает модель обратного франчайзинга, аналогов которой сейчас на российском продуктовом рынке нет.

Эта модель предполагает помощь партнёрам на всех этапах запуска бизнеса: франчайзи получает поддержку при выборе помещения, все контакты поставщиков, ассортиментную матрицу и выстроенные логистические процессы. Обладатель франшизы занимается только реализацией продукции, за которую ежемесячно получает агентское вознаграждение в размере 20% от выручки. Да, мы регулярно закупаем и доставляем товары до магазинов франчайзи. По этой модели 60 франчайзи уже развивают более 200 «Пятёрочек» почти по всей России.

В следующем материале мы расскажем о разнице между прямым и обратным франчайзингом и разберём, как на практике обратный франчайзинг помогает франчайзи «Пятёрочки» строить успешный бизнес. А что о франчайзинге в продуктовом ритейле было бы интересно узнать вам? Пишите в комментариях!

33
8 комментариев

еще в прошлом году постились исследования, что в отрасли стагнация, какой то рост есть только в сегменте дискаунтера. и через год в еще худшей ситуации идти предлагать купить франшизу...

1
Ответить

Не совсем так. Отрасль будет расползаться "по краям". Федералы будут открывать дискаунтеры и каннибализировать сами себя. А покупатель будет сегментироваться: если закрылся магазин у дома, в который он ходил и ему было удобно, то покупатель встанет перед выбором куда ему пойти - в новоявленный "Чижик"/"Моя Цена" или во "Вкусвилл"/"Азбуку" либо "Фермер-центр".

Ответить

Вот, видимо, и наваливаются раз ценность уходит

Ответить

Добрый день.
Продуктовый ритейл, действительно, очень устойчивый бизнес даже в самое сложное время, но нужно правильно выбирать франшизу.
Вся дикость данного предложения заключается в том, что розничная торговля беспощадно и быстро движется во времени, форматы видоизменяются, на смену одним приходят другие. К чему я это:
1. Промежуточный формат супермаркетов, таких как "SPAR", "Перекресток" в ближайшее время сильно сократится. Тот ассортиментный выбор брендов, который есть на площади 1000-1500 кв.м. покупателю уже не нужен.
2. Форматы ритейла начнут расползаться "по краям". С одной стороны - дискаунтеры, с другой стороны - специалитеты и концепции, где в паре "цена-качество" владельцы идут от качества (это точно не стратегия X5). Это - "Азбука вкуса", "Вкусвилл", "ЖизньМарт", "Фермер-центр"
Покупатель будет сегментироваться и всем форматам, которые находятся "в середине" придется очень тяжело.
3. Формат магазина у дома "Пятерочка", "Магнит" (которые тоже находятся "в середине") также будет терять своего покупателя, стремительно отдавая их дискаунтерам.
4. Более того, сама X5 будет открывать дискаунтеры "Чижик" рядом со своими же "Пятерочками". Взгляните ниже на скриншоте на расположение этих магазинов в Перми, на улице Механошина, 31. И таких ситуаций будет множество, судя по декларированию стратегии от X5.
5. Никто из команды развития "Чижика" не будет обращать внимания на наличие рядом "Пятерочек" - как собственных, так и франчайзинговых. А открытие "Чижика" рядом с "Пятерочкой" - это моментальное снижение выручки в последней. И делаться это будет руками самого же франшизодержателя.

Вывод - франшизу нужно приобретать с каким-то уникальным концептом - ассортиментным, сервисным, ценовым. Но уж никак не пытаться торговать тем же самым ассортиментом, которым торгуют все конкуренты вокруг тебя.

1
Ответить

Приобретать франшизу у пятерочки за 500 штук? — деньги --помещения есть а вопрос с какой радости ? если живу я к примеру в ухрюпинске . Знаю что рядом не чиж не пятак не магнит не откроется. Для любого сетевика открыть еще одну точку за щастье должно быть. Поэтому есть без паушалки франшизы. Фасоль например но она гнилая. Там заявку менеджер по телефону набалтывает!!!!!!!!!!! а потом в МЕТРО грузчик с полок собирает (что то есть а чего то нет) и непонятными газелями привозят непонятные чуваки . Поэтому выбирать надо франшизу лично общаясь с теми кто уже туда залез. Вот как в "Азбука вкуса", "Вкусвилл", "ЖизньМарт", "Фермер-центр" логистика организована? Если как в фасоли то ни о чем разговор. Магнит дополнительный канал сбыта наладил без франшизы без аренды — заявку кидаешь — тебе привозят на поддонах хоть четыре паллеты хоть фуру. С РЦ напрямую. Магнит ОПТ называется. Обошли на повороте пятака!!!!! Многие на этот канал подсядут. А в пятак 10 лет назад звонил- чтоб мне привозили фурами (за деньги) —- они дурака врубали . Посмотрим.... Франшизу на чижа зажали — скоро она никому не нужна будет. Потому что другой Пыжик придет с вменяемой логистикой и бесплатной франшизой получит канал через мои магазины.

1
Ответить