Рынок онлайн-аренды спецтехники: проблемы, плюсы, перспективы

Рынок аренды спецтехники развивается бок о бок с рынками продаж такой техники и обслуживает целевые рынки, такие как все виды землеройных проектов, погрузочно-разгрузочные и логистические проекты, бетонное и дорожное строительство и ряд других. Здесь все: и экскаваторы, и подъемники, и бульдозеры, и телеуправляемые «руки», и даже карьерные самосвалы с башенными кранами. Примерно 50% все арендуемой спецтехники – это оборудование для землеройных работ, 20% - погрузочно-разгрузочная техника, еще 15% приходится на технику для дорожного строительства.

В плане распределения техники строительная отрасль исключительно фрагментирована. Пять топовых фирм владеют четвертью мирового рынка, при этом компании в рейтингах с шестой по десятую – всего восемью процентами. И остается две трети рынка, где пытаются действовать порядка двух с половиной тысяч компаний. Это абсолютное доминирование уже давно служит препятствием на пути развития новых стратегий и практик в отрасли.

Важно отметить, что цифровизация вплотную затронула и этот рынок: в онлайн-формате заключается все больше и больше сделок аренды.

По данным FatBit Technologies, в 2021 году мировой онлайн-рынок аренды спецтехники достиг рекордной оценки в 208,3 млрд долларов. Учитывая краткосрочное торможение глобальной экономики по причине пандемии, в конце года аналитики компании прогнозировали совокупный среднегодовой прирост на рынке в 3,8% на ближайшие пять лет. Если этот (весьма консервативный) прогноз не будет существенно скорректирован реалиями нынешних и будущих дней, мы можем ожидать увеличения рынка до 250 миллиардов в 2026 году. Основными драйверами роста будут, безусловно, постковидное возрождение строительных проектов, усиление спроса на башенные краны, грейдеры, дорожные катки, а также укрепляющийся тренд на автоматизацию и телематизацию строительной отрасли.

Для все возрастающего числа строительных и инфраструктурных компаний аренда подержанной техники становится экономически более целесообразной, нежели приобретение новой. И дело не только в экономии на собственно покупке. Бизнес параллельно экономит и на сопутствующих статьях расходов, таких как трудозатраты, техобслуживание и операционные расходы. Всем обслуживанием занимаются те, к кому строители идут за арендуемой техникой. С таким подходом операторы рынка выжимают максимум из техники, и их прибыли долгосрочны.

Рынок онлайн-аренды спецтехники: проблемы, плюсы, перспективы

Клиенты и их «головные боли»

Различают две категории клиентов на данном рынке. В первую очередь это, конечно, арендаторы спецтехники. Порядка 70% из них – строительные компании, для которых такая техника – материальная основа их бизнеса, необходимая часто и в больших количествах. Еще 30% приходится на инфраструктурные, промышленные и обслуживающие компании – пользователей непрофильных и технику арендующих на нерегулярной основе под конкретные проекты.

Есть целый ряд проблем, с которыми постоянно сталкиваются арендаторы и которые делают масштабную дигитализацию сегмента лишь вопросом времени. На пути к сокращению издержек через аренду компания должна досконально проверить контрагентов и подрядчиков, убедиться, что предлагаемая ими техника в надлежащем состоянии, просчитать все возможные финансовые риски, включая возможность мошенничества, уметь отслеживать движение арендованного, но еще не доставленного имущества. Несоблюдение сроков поставки спецтехники, не говоря уже о ее непоставке по любым, даже объективным, причинам, грозит срывом планов строительных работ.

Вторая категория – это арендодатели. В их числе дилеры, производители и владельцы техники и запчастей. У арендодателей тоже нет иммунитета к «болям». Если не проверять финансовое состояние своего арендатора и техническое состояние сданного ему в аренду оборудования, можно нарваться на неприятности.

Решение «одного окна»: бизнес-модель

Оптимальным способом решения этих проблем стал цифровой маркетплейс. Это онлайн-платформа, помогающая заказчикам спецтехники и владельцам парков найти друг друга, подключившись к единой площадке. Начинают эту цепочку арендодатели, которых также можно коллективно именовать вендорами. Они размещают на сайте маркетплейса данные о своих активах и ждут запросов на аренду от строительных компаний или частных лиц. При поступлении и одобрении арендодателем и маркетплейсом заказа арендатор перечисляет на счет владельца маркетплейса деньги, после чего за вычетом комиссии платформе эти деньги уходят на счет владельца имущества – арендодателя. Далее техника отправляется владельцем по указанному адресу.

Во избежание убытков, связанных с непредвиденными случаями при транспортировке техники, в договоре присутствует особое положение о страховании имущества. Кроме того, арендатор перечисляет на административный счет маркетплейса отдельный страховой депозит, который полностью ему возвращается, как только он вернет технику в исходном техническом и внешнем состоянии. Таким образом, маркетплейс гарантирует финансовую безопасность сделки (с помощью факторинга) и сохранность техники.

Для управления процессами поиска, контрактации и всей логистики аренды создаются специальная CRM-система и облачная платформа. Все договоры и транзакции проходят через сам сервис, что делает его ответственным за успешный исход транзакции.

Вариантов монетизации аренды спецтехники у современного маркетплейса достаточно. Как правило, многие маркетплейсы начинали как совместное детище владельцев IT-платформ и арендодателей, поэтому работа на первых порах велась по принципу чистой аренды (сдаешь в наем – получаешь за это напрямую деньги), а между маркетплейсом и арендодателем, разумеется, никаких комиссионных не было. Позднее, по мере развития бизнес-модели, монетизация стала многофакторной:

- Во-первых, это комиссионные (5 – 15%) с каждой транзакции, совершаемой на данной площадке (бывает, что и с арендатора, и с арендодателя сразу);

- Далее – рекламные доходы, когда владелец маркетплейса позволяет третьим лицам рекламировать на площадке свои услуги и товары и взимает оговоренную сумму за каждый клик/просмотр рекламного контента;

- Платные преференции для вендоров-арендодателей по размещению информации об их технике на наиболее заметных участках сайта, напр., на домашней страничке или в специальном премиальном разделе сайта;

- Подписки на размещение на платформе и доступ в «облако» для управления арендованной техникой – причем подписки не типовые, а разные с дополнительными выгодными предложениями, напр., дисконт по оплате доставки техники, иные дисконты, а иногда даже специальные опции по верификации оборудования для максимально возможной гарантии качества. Стандартные дополнительные услуги, в частности, страхование, также покрываются планами подписки;

- Наконец, платформа по согласованию с вендором может предложить клиенту опцию выкупа техники на особых условиях, что открывает маркетплейсу новый канал получения прибыли через комиссионные.

В чем плюсы

Значительному росту популярности онлайн-аренды спецтехники способствует целое сочетание факторов.

Во-первых, отпадает потребность в серьезных капитальных затратах на покупку техники. Тот же башенный кран стоит дорого, и затраты, к тому же, остаются «запертыми» внутри этого крана, пока не окупится ваш строительный проект (а когда это еще произойдет!) или вы не продадите кран другим строителям – но последнее уже явно со скидкой, так что это потеря денег.

Во-вторых, не требуется больших затрат на транспортировку техники, а затрат на ее складирование в ожидании новых проектов нет вообще. Не известно, сколько простоит купленный кран под дождями, на морозе или под палящим солнцем (а это, как ни крути, амортизация), да и место для хранения недешево. В случае аренды техника берется под проект и сразу же поступает на объект строительства. К тому же арендатору не нужно ломать голову, как организовать доставку, – всем этим занимается маркетплейс, заодно учитывая потребности арендатора по срокам.

В-третьих, в отличие от купленного башенного крана, который облагается налогом ровно столько лет, сколько стоит на балансе предприятия, арендованный кран относится к расходам, уменьшающим налогооблагаемую базу, особенно при гибкости бухгалтерского представления. Зачастую такие траты включаются в проектные расходы, и на них распространяются налоговые льготы.

Наконец, аренда снимает у небольших компаний страх оказаться задавленными на рынке крупными игроками, имеющими возможность купить все самые совершенные технологии. Через аренду рыночный «Давид» может получить вполне сопоставимую по продвинутости технику и достойно конкурировать на рынке с «Голиафами».

Топ-маркетплейсы аренды спецтехники в мире

К числу ведущих глобальных игроков в первую очередь отнесем безусловного лидера американскую компанию Equipment Share. В отрасли она уже восемь лет. Свыше 300 млн долларов выручки и более 350 млн долларов инвестиций от таких грандов венчурной индустрии, как Tiger Global, – вот результаты этой компании за 2020 год. Основные их способы монетизации бизнеса – комиссионные плюс подписка.

Существенно отстают от них, но все равно выглядят весьма бодро их соотечественники из Big Rentz. Выручка и инвестиции примерно по 30 млн долларов. Они работают за комиссию.

Немецкий маркетплейс Klarx в бизнесе семь лет, и эксперты отмечают стабильность показателей компании. С 15 млн долларов выручки и порядка 20 миллионов инвестиций в 2020 году компания активно внедряет технологии автоматизации и зарабатывает на комиссионных и подписке.

Стоит отметить и молодую, но быстро растущую компанию Tenderd из Эмиратов. Четырехгодовалый стартап, также монетизирующий свой бизнес через комиссии и подписку, пока не блещет многими миллионами выручки, но в ее перспективы верят инвесторы из ведущего глобального акселератора Y Combinator; они поддержали маркетплейс почти шестью миллионами долларов.

Это все «молодежь», а есть и ветераны отрасли. Например, американская Herc Rentals появилась на свет аж 57 лет назад и в последние годы достигла двухмиллиардной выручки. Безусловно, ее становление пришлось на классику рынка аренды – никакого онлайна тогда не было. Но от жизни они не отстают и уже вовсю теснят новичков своими программными продуктами.

Все эти компании – не просто посредники между строителями/подрядчиками и владельцами техники. В основе их сервисов IT-платформы по удаленному контролю и отслеживанию техники, управлению логистикой сделок; постановка задач, биллинг и телеметрия автоматизированы; есть аналитика хода работ на основе машинного обучения; и, что очень важно, к числу опций относятся кредитные сервисы для потенциальных арендаторов.

Технологии приносят взаимную выгоду

Технологии постоянно проникают во все новые и новые отрасли, но есть сектора, где их продвижение сдерживается привычками и традицией. Строительство – один из них. Как следствие – цепная реакция непрозрачности классических офлайн-сделок, неудовлетворительного качества услуг, недовольства клиентов.

До недавнего времени в секторе было очень непросто отследить, когда оборудование было отправлено и на какой стадии транспортировка. Но IT-платформы, такие как Uber в такси или Food Panda в доставке еды, подсказали и более «тяжелым» отраслям вроде нефтегаза и строительства, в какую сторону должно двигаться управление поставками. И маркетплейсы аренды спецтехники – воплощение этого нового понимания.

Выгоды для сторон обоюдны. Арендатор всю нужную ему спецтехнику получает на одной платформе, опираясь на рейтинг поставщиков и не опасаясь мошенничества или недобросовестности арендодателя. Арендодатель на этой же платформе отслеживает местонахождение и состояние его собственности, в том числе через систему оповещений, и избавлен от необходимости лично проверять арендатора. Скорость подбора техники и контрактации в «цифре» существенно превышает возможности «аналоговых» арендных служб. Арендатор экономит на всем процессе, а арендодатель увеличивает утилизацию своей техники на 10 – 30%.

Если вы хотите попробовать Dsight - самую полную и подробную базу стартапов в СНГ (15+ стран, 34 тысячи стартапов, более 20 параметров и фильтров компаний) - переходите по ссылке, регистрируйтесь и пользуйтесь абсолютно бесплатно.

1414
7 комментариев

есть ли примеры подобных сервисов в России?

Ответить

Рукки про (https://rukki.pro)

Ответить

Многим техника нужна на небольшой период. За арендой будущее.

Ответить

Нашел еще канал по аренде спецтехники https://t.me/arendaspectehnikiskmit

Ответить

https://stroinvg.ru/ Вот сервис который соответствует мировому уровню Полный цикл аренды оцифрован и внедрен. Сервис использует технологии интернета вещей. Получает достоверные данные и формирует ценную для строительства ва информацию

Ответить

Еще добавим несколько слов о Стройнавигатор. Поиск идет в онлайн режиме по текущему местоположению техник. Используются 12 фильтров для подбора техники. ЗАявки распределяются автоматически. Посредники или перекупщики заказов здесь исключены, тк отклики на заявки по аренде могут подавать только владельцы техники. Оцифрованы процессы подсчета моточасов и продления техники. Присутствует объективный контроль времени и места прибытия техник на заказ, начала и завершения работ, перерывы, пересменки и многое другое. По окончанию аренды в автоматическом режиме формируются закрывающие документы и подгружаются в ЛК участников.

Ответить