Экономят все: тренды розничной торговли 2023

Компания NielsenIQ провела полезный опрос о тенденциях в торговле. В 2023 году только 50% руководителей прогнозируют рост своего бизнеса. Это на треть меньше прошлого года. Главная причина — сокращение потребительских доходов и экономия покупателей. Benza — о том, как преподнести свой продукт в свете последних трендов.

Ускорение инфляции

Инфляцией Benza не удивишь. Компания, можно сказать, выросла на тех ошибках, что делала в начале своего пути, когда инфляция съедала всю прибыль. Это было в 90-е, когда все шаги в бизнесе принимались интуитивно. Не было ни доступных знаний, ни стратегического плана, — всё выстраивалось исключительно по принципу "идёт как идёт". Сейчас так долго в предпринимательстве не протянешь. Шаги нужно просчитывать наперед, учитывая экономическую и политическую обстановку.

Что происходит сейчас. Текущий кризис накладывается на спад, вызванный ещё пандемией: в результате период восстановления отсутствует. Уровень инфляции составляет 17,5%, из-за чего в России 72% покупателей пытаются сократить свои расходы.

Исследователи NielsenIQ провели опрос, где респондентам предложили 30 факторов, влияющих на покупку. На первом месте оказалась ценовая доступность, в то время как премиальность товаров — в самом низу. Даже при улучшении экономической ситуации, 30% покупателей продолжат экономить на многих категориях.

Экономят все: тренды розничной торговли 2023

В топ-10 сфер экономии первые места занимает одежда — 71% потребителей не покупает новые вещи. 61% экономит на развлечениях вне дома, а 65% - на питании в ресторанах, кафе и пит-стопах.

Основные стратегии потребителей

Тренды экономии связаны с ценами и промо:

  • 61% переключаются на магазины с низкими ценами;
  • 41% ищут товары по сниженным ценам;
  • 37% переключаются на самые необходимые товары;
  • 26% покупают более дешёвые марки;
  • 16% реже делают покупки продуктов;
  • 16% делают большие закупки;
  • 7% стали чаще покупать, но в меньшем количестве.

Однако на наслоении этих трендов обнаруживаются новые тенденции, которые будут определять динамику рынка.

Переключение покупателей на низкие ценовые и функциональные сегменты

Заметно, что покупатели переключаются на более дешёвые сегменты. Как это работает в продовольственном секторе, вполне понятно. Что в это время происходит со сложно технической продукцией.

Понятно, что топливораздаточное оборудование совсем не относится к категории необходимых товаров. Например, мясоперерабатывающий комбинат располагает автопарком в 100 единиц техники. Часть — сельскохозяйственная, часть — логистическая. Автомобили, которые доставляют готовую продукцию, заправляются на стационарных АЗС. К сельхозтехнике обеспечен подвоз топлива. Собственник в замешательстве, нужно ли в такое нестабильное в экономическом плане время тратиться на установку своей мобильной станции.

Покупка дорогостоящая, вложений понадобится порядка 5 000 000 рублей. И уже на этом этапе фермер мог бы отказаться. Но происходит и обратный эффект. Когда ты не можешь позволить себе разбрасываться деньгами, приходится думать, как сэкономить. Покупка мобильной станции — это вложение, которое через несколько лет окупится, а сэкономленные деньги на топливе пойдут в плюс.

Экономят все: тренды розничной торговли 2023

Во-первых, сам бензин или дизельное топливо будут закупаться по меньшей цене. Во-вторых, исключаются все траты, о которых собственник не догадывался. Это нецелевое использование топлива. Подумаешь, заправил сотрудник личный автомобиль на средства организации. Раз заправил, два. А все эти случаи, в целом, складываются в общий большой расход. И бонусом — полный контроль прихода топлива. Теперь фермер точно знает, сколько бензина привез поставщик, и ни на грамм меньше. А значит, полностью исключаются нечестные действия сторонней организации, от которых собственник может нести убытки. При расходе около 1 млн литров дизельного топлива в год покупка станции окупится за два года. Успеет ли выровниться экономическая обстановка к тому времени, — вряд ли. Поэтому для экономии схема рабочая.

Новинка или проверенный продукт

28 тысяч новинок было запущено в 2022 году. Результаты исследования показали, что 70% респондентов приветствуют новинки, 29% любят быть первыми и часто целенаправленно их тестируют, 40% — покупают регулярно. 47% покупателей хотят продукты от локальных/местных производителей.

Экономят все: тренды розничной торговли 2023

Дорогостоящая новинка — это, скорее, уходящий тренд. Сейчас в топе — всё, что доступно по стоимости долговечно. Своя мобильная заправка уже давно не ассоциируется с роскошью, а вошла в обиход хозяйственных дел как элемент контроля и учета топливных расходов. Автоматизация сама по себе делает процесс заправки транспорта проще, прозрачнее и быстрее. Если раньше организации держали в штате отдельного сотрудника, чтобы отпускать водителям топливо, то теперь нет такой необходимости. Все водители заправляются по заведенным на карту лимитам, при этом расходы фиксируются в программе.

Проверенный продукт всегда создаёт необходимую подушку безопасности. Но новинки — это двигатель всего дальнейшего развития. В современных условиях главное отвечать на запросы рынка по развитию своего продукта, при этом не задирать цену. Формула "Доступно-нужно-современно" вполне останется актуальна весь следующий год. А что дальше, поживём — увидим.

11
Начать дискуссию