Импортозамещение: чем заменить европейские детали

С февраля 2022 года компании, использующие импортные комплектующие, испытывают шок от разрыва торгово-экономических связей. Прекращение европейских поставок вынуждает искать альтернативные решения и обостряет вопрос о снижении зависимости российской промышленности от ввозимых товаров. Смогут ли отечественные предприятия обеспечить крепежом по конкурентоспособным ценам и гарантировать нужный уровень качества или придётся обращаться к китайским поставщикам? Эксперты «Трайв» делятся своим мнением относительно сложившейся ситуации и предлагают несколько сценариев решения проблемы.

Европейские бренды ушли с рынка. Что делать?

В нынешних условиях есть большой соблазн объявить импорт абсолютным злом и продвигать идеи тотального импортозамещения. Однако столь радикальный подход едва ли соответствует действительности. Существует специфический крепёж, который никогда не изготавливали в нашей стране, и для наращивания компетенций, необходимых для его производства, требуются время и ресурсы.

Глобально есть три сценария решения проблемы прекращения европейских поставок:

  • Параллельный импорт — вы можете продолжать покупать европейский крепёж через тех, кто ещё работает с ним.
  • Поставки из Китая — вы можете искать аналоги на китайском рынке.
  • Производство в России — вы можете заказывать металлоизделия у российских компаний.

Разберём каждый сценарий.

Параллельный импорт

Параллельный импорт — ввоз в страну товаров без согласия производителя или правообладателя. Механизм официально разрешён с 30 марта 2022 года.

Как работает: ритейлеры приобретают товары не у официального производителя, а у дистрибьюторов-посредников из других стран, успевших закупиться у бренда. Поставки могут осуществляться через страну, где была произведена продукция, и через другие страны. В нашем случае это дружественные государства, которые не вводили санкции против России, в частности Казахстан.

Обычно параллельный импорт выбирают предприятия, которые стремятся избежать сложностей из-за пересогласований и изменения технической документации. Поскольку контрагенты не сотрудничают с ними напрямую, они закупают товары через другие страны и юридические лица — не замещают продукцию, а находят способы, как её ввезти.

Импортозамещение: чем заменить европейские детали

Поставки из Китая

Когда представители предприятий понимают, что закупать европейский крепёж по «старым» ценам не получится, они начинают рассматривать другие варианты. Те, у кого есть постоянная производственная потребность, обычно выбирают сотрудничество с Китаем. Однако здесь есть определённые сложности.

Сложность №1: необходимо выходить на долгосрочные отношения. Китайские предприятия способны удовлетворить производственную потребность, но вы не сможете заказать у них небольшую партию крепежа. Есть понятие минимального объёма, который они могут произвести. И возить по триста единиц определённого товара в неделю, как из Европы, не получится. Это практически невозможно физически, а если и удастся договориться, цена такого сотрудничества будет крайне высока.

Оптимальный вариант, когда вы подписываете долгосрочные обязательства на поставку квартального объёма. Российские компании не привыкли к такому формату взаимодействия, и требуется системная перестройка, когда все понимают, что сегодня невозможно доставить товар, который «был нужен ещё вчера».

Сложность №2: китайские производители не очень хорошо работают по чертежам, потому что заточены под масс-маркет — стандартную продукцию, которая штампуется тоннами. Алгоритм сотрудничества при изготовлении деталей на заказ выглядит примерно так:

  • вы отправляете чертёж;
  • подрядчик в Китае по нему изготавливает пробную партию и отправляет её вам;
  • полученную пробную партию вы отправляете на исследования и испытания.

Если в ходе испытаний выясняется, что изделия не соответствуют техническим требованиям, вы возвращаетесь к началу производственного процесса. Организация изготовления деталей по чертежам в Китае — трудоёмкая процедура, на которую вы можете потратить от полугода.

«Один из брендов, покинувших российских рынок, — Hilti. Когда мы попытались привезти продукцию через Казахстан, поступил официальный ответ, что оформить заказ может только резидент Казахстана. То есть представители бренда исключили любые отношения с компаниями из России.

Что делать? Какие-то из товаров Hilti заменить сейчас нельзя. Например, кровельные саморезы. Но у каких-то есть аналоги на китайском рынке. Например, у некоторых видов анкеров.

Разберём недавний сценарий: от клиента поступает запрос на анкер HST3 в размере M8 с коррозионной защитой.

Мы внимательно изучаем технические характеристики и понимаем, что те же свойства можно найти в стандартном клиновом анкере с цинковым покрытием. Следовательно, мы можем предложить его клиенту в качестве решения».

Андрей Ермилов, директор по продажам «Трайв»

Как работать с Китаем: в досанкционное время вы могли заказать крепеж в Европе сегодня и получить его через неделю. С Китаем так не получится, среднее время ожидания груза — 3-4 месяца. Это большой промежуток времени, поэтому важно выстроить процесс, когда вы информируете поставщика о своей годовой или полугодовой потребности и договариваетесь о регулярных поставках, например, раз в квартал. При таком сценарии вы чётко понимаете, что нужный крепёж приедет в оговоренные сроки, а поставщик уверен, что вы точно его заберёте.

Импортозамещение: чем заменить европейские детали

Производство в России

Локальное производство чаще выбирают, когда есть запрос на мелкие партии или нестандартные изделия. А также в рамках поддержки программы импортозамещения — компании с государственным капиталом обязаны закупать определённый процент крепежа, произведённого в России. Основные сложности связаны с отсутствием оборудования, технологий и металлов.

Оборудование и технологии: особенно тяжело с продуктами масс-маркета. Скажем, в Европе есть оборудование, которое выдает по три болта в секунду. А в России — производственная линия, которая позволяет изготавливать такой же объём продукции, но за минуту. Из-за недостаточной автоматизации стоимость «импортозамещённого» крепежа оказывается выше, к чему готовы не все. Если заказ «горящий», соглашаются на обозначенные цены. Если сроки терпят, начинают искать более дешёвые альтернативы и, либо находят их, либо возвращаются к первоначальному дорогому варианту.

Также есть крепёж, который раньше изготавливался только в Европе. Например, изделия с тефлоновым покрытием — не каждое производство соглашается сделать их, потому что не отработаны технологии. Мы в «Трайве» как раз сосредоточились на производственных услугах, которые «никто не любит оказывать».

«Вопрос замещения стоит остро, и приходится экстренно искать решения. Если раньше все подстраивались под крупные заводы и предприятия, то сегодня дефицит определённых товаров слишком велик. И нежелание заменять их аналогами может вылиться в остановку производственного процесса и срыв сроков.

В нынешних условиях организации охотнее рассматривают вариант изменения технических характеристик. Пример — российский вагоностроительный завод. Раньше в вагонах использовались алюминиевые профили длиной 12 метров, которые закупали в Германии. Сейчас их не достать, а в России производят профили только по три или по шесть метров. Чтобы не останавливать производство, представители завода перестроили вагонную базу под эту длину».

Андрей Толубеев, директор по продажам «Трайв»

Металлы: существуют проблемы поставками определённых марок металла — возить стали с европейских заводов уже не получится. В том числе и по этой причине рынок перестраивается и охотнее соглашается на аналоги китайского производства. Хотя китайские стали нельзя назвать стопроцентными аналогами европейских, технологии позволяют нивелировать различия между ними.

«Не могу сказать, что каких-то металлов совсем не найти на рынке. Найти можно, вопрос в цене. Кто-то говорит: «Мы не готовы столько платить, нам проще пересогласовать стали». И такое решение оправдано, потому что иногда инженеры закладывают определённый вид стали, опираясь только на свои убеждения. Они не занимаются закупками, поэтому их не волнует есть ли сейчас эти стали на рынке и сколько они стоят. Но всегда есть масса аналогов, которые очень близки по свойствам».

Игорь Мерко, директор по продажам «Трайв»

В России достаточно мощностей, чтобы заместить крепёж, который раньше возился из Европы. Однако цена, к которой все привыкли, будет получаться не всегда, потому что пока не успели отработать технологии, позволяющие минимизировать затраты и сократить производственный цикл.

Импортозамещение: чем заменить европейские детали

Мнение эксперта «Трайва»: как уйти от европейского крепежа

Нужно адаптироваться к новым условиям. Сегодня сложнее работать с Европой, поэтому большинство переориентируется на Китай. Я считаю такую позицию ошибочной, потому что завтра что-то может случиться в Китае, и придётся переориентироваться снова. Я склонён к тому, чтобы искать российские заводы и локальных поставщиков. Это не так легко и быстро, но возможности есть.

Представители разных организаций активно показывают, что в России производят что-то новое — то, о чём вчера мы даже не слышали. Поэтому я считаю, что правильнее пытаться локализовать что-то, чем идти в Азию.

Возьмём производственную компанию, которая раньше закупала всё в Европе. В моменте она может заниматься параллельным импортом, а дополнительно искать возможности для локализации. Если она поймёт, что производить в России слишком сложно, долго и дорого, можно посмотреть на рынок других стран — Азии, Африки и т.п. Или же поставить задачу технологам, чтобы те изменили конструкцию, стали или размер. Здесь все очень индивидуально и зависит от конкретного запроса.

Представители разных организаций активно показывают, что в России производят что-то новое — то, о чём вчера мы даже не слышали. Поэтому я считаю, что правильнее пытаться локализовать что-то, чем идти в Азию

Игорь Мерко, директор по продажам «Трайв»

Коротко о главном: как действовать

  • Когда есть постоянная производственная потребность и требуются сотни тысяч изделий — идём в Китай.
  • Когда есть запрос на небольшую партию около 500 единиц — подбираем российские аналоги. При необходимости можно пересмотреть класс прочности или особенности конструкции. Скажем, подобрать другую головку болта.
  • Если нужны нестандартные изделия в небольших количествах — не идём ни в Китай, ни на российские заводы, отдаём заказ производственным компаниям с подходящей специализацией.

Когда в «Трайв» обращаются предприятия с запросом подобрать замену европейскому крепежу, мы сначала предлагаем вариант, который закроет потребность «здесь и сейчас». Затем переходим к поиску оптимального решения на долгосрочную перспективу. Фактически мы строим два параллельных процесса, которые позволяют не останавливать производство и нивелировать риски.

Больше статей и кейсов из сферы импортозамещения:

Начать дискуссию