«Цены устанавливает тайга»: как устроен бизнес на дикоросах?

Поговорили с представителем кооператива «Амбар» о том, как зарабатывать на кедровом орехе и золотом корне

Photo by <a href="https://unsplash.com/@msudyin?utm_source=unsplash&amp;utm_medium=referral&amp;utm_content=creditCopyText" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Max Sudyin</a> on <a href="https://unsplash.com/photos/zwlmxFCGZNQ?utm_source=unsplash&amp;utm_medium=referral&amp;utm_content=creditCopyText" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Unsplash</a>
Photo by Max Sudyin on Unsplash

Сооснователь кооператива «Амбар» Костас всю жизнь прожил в поселке Танзыбей в Ермаковском районе Красноярского края. Поселок с населением около 2000 тысяч человек лежит у самого подножья Ергак. Кругом лес, горы, нетронутая природа. Занимался сбором дикоросов. О собственном производстве сублимированных продуктов из дикоросов задумался, когда в Карелии впервые попробовал заготовленную таким методом ягоду.

В обычной ягоде весь вкус всё равно как будто разбавлен. При сушке методом вакуумной сублимации вся жидкость удаляется, и та же клубника обретает яркий концентрированный вкус.

Костас, сооснователь кооператива «Амбар»

Вскоре нашлись деньги на покупку оборудования. Как утверждает Костас, нашлись практически сами.

Финансы пришли, можно сказать, мистическим образом. Я практически не приложил для этого усилий: на вахты не ездил, никого не обманывал. Считаю, что на хорошее дело вселенная сама послала мне денег.

Костас, сооснователь кооператива «Амбар»

Нашлись и единомышленники — пятеро друзей. Все из разных городов. Кто-то живет в Красноярске, кто-то в Сочи, кто-то и вовсе в Черногории. Но на лето все собираются в Танзыбее. Так и появился кооператив «Амбар».

«Цены устанавливает тайга»: как устроен бизнес на дикоросах?

Сегодня у предприятия в хозяйстве две вакуумные сушильные машины, собственные холодильники и морозильные камеры для хранения сырья. Фишка «Амбара» — та самая вакуумная сушка. При обычной сушке в печах продукт теряет до 70% всех полезных веществ, при вакуумной — из ягод, грибов и трав вода вымораживается при низких температурах, минуя стадию жидкости, сразу превращается в пар.

«Цены устанавливает тайга»: как устроен бизнес на дикоросах?

Получается, что вкус не уходит вместе с водой, а остается в продукте. Так сохраняется до 90% всех полезных веществ.

Костас, сооснователь кооператива «Амбар»

Сырье для производства добывают сборщики из местных. Костас говорит, что в основном привлекает молодежь. У сборщиков строгая специализация. Одни собирают грибы и смородиновый лист в низинах, другие добывают травы на высокогорье.

Кто-то собирает в горах саган-дайля, кто-то смородину или гриб. Например, если человек собирает золотой корень — он и орех берет. Но за лисичкой или чагой не пойдет. У него другая специализация, он в горах работает. Вообще, чем выше растет дикорос, тем он полезней. В горах можно найти более редкие травы.

Костас, сооснователь кооператива «Амбар»

Всего сборщиков около 20. Платят им по результатам: за каждый собранный килограмм продукта. Цена килограмма зависит от урожая. Костас говорит, что цены устанавливает не он, а тайга.

В прошлом году лисичек почти не было, поэтому платили за килограмм 600 рублей, а два года назад грибов было много и платили 200 рублей. В этом году, скорее всего, не будет ореха, а в прошлом году его было завались. Поэтому орех будет дороже.

Костас, сооснователь кооператива «Амбар»
«Цены устанавливает тайга»: как устроен бизнес на дикоросах?

Объемы производства внушительные, тех же лисичек за лето собирают до 20 тонн. Но после трех суток в вакуумной машине от каждого килограмма остается не более 80 граммов. Остальной вес уходит с жидкостью. 25-граммовую баночку сублимированных грибов кооператив сейчас продает за 900 рублей. Использовать предлагают как лекарство. Костас утверждает, что чайная ложка грибного порошка в день избавит от паразитов. Банки хватит на месячный курс. Впрочем, можно грибы и просто есть, добавляя ароматный порошок в суп и другие блюда.

Трав собирают еще больше. В день сборщики приносят до 100 килограммов. Вакуумные машины справляются с 25-ю. Чтобы обрабатывать остальное кооператив планирует приобрести специальную сушилку.

«Цены устанавливает тайга»: как устроен бизнес на дикоросах?

Ассортимент продукции «Амбара» постоянно расширяется. Недавно в продаже появилась кедровая мука. Делают ее из орехового жмыха, получающегося после отжима масла. Лущение ореха — одна из немногих операций, которую кооператив отдает на аутсорсинг. Машина для очистки от скорлупы стоит около 10 миллионов рублей. Таких денег у «Амбара» пока нет.

«Цены устанавливает тайга»: как устроен бизнес на дикоросах?

Помимо дикоросов «Амбар» занимается производством сублимированного молока. Впрочем, больших объемов тут ждать не приходится. Молоко дают коровы из подсобных хозяйств членов кооператива. У каждого одна-две буренки.

Это не те коровы, которых в стаде пастух кнутом гоняет. Это свои любимые, которых холят и лелеют, поэтому и молоко у них совсем другое.

Костас, сооснователь кооператива «Амбар»

Продукцию «Амбар» реализует разными путями. Что-то через маркетплейсы, что-то через канал в телеграм, что-то через небольшие частные магазины. Пытались работать с сетями — не понравилось.

С сетями нам работать не интересно. Они хитрят, копят задолженность. А мы не любим, когда нас обманывают.

Костас, сооснователь кооператива «Амбар»

На будущее у «Амбара» большие планы. Говорят спрос на экологически чистую продукцию растет с каждым годом. Сегодня кооператив собирается принять участие в тендере и получить деньги на развитие у государства. Средства пойдут на покупку новых сушилок, грузовиков и рефрижераторов для перевозки товаров. Костас говорит, что выиграть тендер вполне реально.

Нам на район ежегодно выделяется до 60 миллионов на развитие бизнеса. Но никто не берет. Предприниматели думают, что попадут в кабалу государству. Но я считаю раз дают — надо брать.

Костас, сооснователь кооператива «Амбар»

АВТОР: Василий Прокушев

1111
1 комментарий

Ах, да, конечно, вселенная сама посылает деньги на хорошее дело. Не нужно ни работать, ни усердствовать, просто ждать, когда деньги сами придут. А потом, наверное, тайга сама устанавливает цены на дикоросы и бизнес расцветает в автономном режиме. Как же мы раньше жили без таких гениальных предпринимателей?

1
Ответить