2 млрд рублей хотели списать с продавцов WB. Соответствует ли наказание — преступлению?

Мнения экспертов и дискуссия вокруг очередного скандала, связанного с маркетплейсом.

На связи Вик Довнар. Автор бестселлера “Антимаркетплес” и CEO Hooglink.Agency 👉Веду телеграм-канал о большом e-commerce бизнесе и прибыльных товарных нишах. Добавляйтесь

Все уже знают об очередном скандале вокруг Wildberries. На этот раз компания хочет содрать с продавцов 2 млрд. рублей по подозрению в мошенничестве с рекламой.

В Telegram появился специальный бот, предлагавший селлерам Wildberries недорого рекламировать свои товары на площадке. Продавцы воспользовались услугами бота и действительно получили огромный буст на площадке. Ущерб маркетплейс оценивает в 650 млн. рублей.

После вскрытия факта мошенничества, WB начал производить штрафы.

Случай когда 186 миллионов просто исчезло со счета. А ты возможно брал кредиты на товар.
Случай когда 186 миллионов просто исчезло со счета. А ты возможно брал кредиты на товар.
260 миллионов улетают по щелчку пальца. 300 000 осталось на адвоката.
260 миллионов улетают по щелчку пальца. 300 000 осталось на адвоката.

По мнению службы безопасности маркетплейса виновен в организации мошенничества сотрудник или сотрудники компании.

Вчера была осада офиса компании. Митингующие насчитали совокупно более 2 млрд. рублей штрафа. Так же был применен теневой бан или блокировка ЛК подозреваемых. С бизнесом на WB они могут попрощаться.

2 млрд рублей хотели списать с продавцов WB. Соответствует ли наказание — преступлению?

Я предлагаю обсудить ситуацию, так как она неоднозначная. И хотя сегодня WB приостановил начисления и обещал с каждым случаем разобраться в отдельности, мы все понимаем как умеет “разбираться” Wildberries.

Я с утра давал интервью МоскваFM о ситуации и высказывал свое мнение. Сразу могу сказать: общественность против действий маркетплейса и на стороне митингующих.

Но все не так однозначно!

Что говорят эксперты?

“ Вообще, логика WB понятна. Масштабы – вопрос десятый, но сама логика ясна. Ты товары на WB продвигал? Продвигал. Ты заплатил WB за использование их инструментов? Нет. Сэкономить на серых схемах хотел? Значит, осознавал риски, поэтому держи счет на 2 млрд))

Давайте представим схожую схему с государством: какой-то дядя говорит, что у него есть доступ к базе ФНС, и он может за треть цены списать налоги вашей компании; вы платите, налоги рил списываются, но через год схема вскрывается, что будет дальше?

Правильно, на бутылку посадят и вас, и темщика-организатора, вас заставят всё оплатить заново, накинут еще штрафы и уголовное дело сверху.

Так что, 2 млрд – терпимо. Как в той еврейской мудрости: «Спасибо, Господи, что взял деньгами».“

Юрий Сапожников. Основатель телеграм-канала “из коммерса в e-коммерса"

В целом логика в этом есть. Особенно, если говорить по букве закона.

“Я вижу 2 глобальные проблемы Wildberries в данной ситуации:

1. Отсутствие коммуникации между маркетплейсом и продавцами. Продавцам просто-напросто некому задать вопросы. В условиях, когда изменения в оферте могут происходить по несколько раз в день, подозреваю, что некоторые из продавцов даже не осознавали, что платят деньги за рекламу не маркетплейсу, а мошенникам/сервисам и т.п.

2. На Wildberries до сих пор нет инструмента для легальной мотивации покупателей к оставлению отзывов (на Ozon этот инструмент называется «отзывы за баллы»). Так, продавцы, чтобы у них начались первые продажи, для выхода товаров в ТОП используют различные сервисы, серые и чёрные методы. Ну сделайте вы легальный инструмент и проблема уйдёт. Но, видимо, Wildberries больше денег зарабатывает на штрафах и им не выгоден такой инструмент”

Денис Ветренников. CEO экосистемы SellerDen. Телеграм: SellerDen

Мое мнение:

Надо понимать, что WB своей главной целью ставит краткосрочную прибыль. Уверен, KPI топ-менеджмента завязан исключительно на ней. Это единственный маркетплейс который показал прибыльность в позапрошлом и даже прошлом году (мы писали об этот тут).

И если у Ozon и Я.Маркет в планах вкладывать в развитие, роботизацию и они готовы пока рынок растет не зарабатывать, то WB не готов.

И так как внутри компании не привыкли решать проблемы технологиями и системами, они решают их штрафами. И все равно на кого эти штрафы накладываются - на селлеров, ПВЗ или конечных потребителей.

Вы заметили, что такие случаи растут как снежный ком? Крупные скандалы уже чаще одного раза в месяц. Мелкие - чуть ли не каждую неделю.

Почему 2 млрд. а не 650 млн.? Потому что, видимо, до плана не хватает этой суммы издержек. А еще нужно показать селлерам, что любые “серые” схемы будут караться смертью (зачеркнуть) выходом из бизнеса и долгами.

Напишите в комментариях ваше мнение по ситуации:

👉Права ли компания, должна ли она преследовать селлеров, признавшихся по факту в мошенничестве?

👉Или наказание не соответствует преступлению?

Веду телеграм-канал про прибыльные ниши e-commerce бизнеса. Еженедельные разборы проектов. Залетайте.

115115
242 комментария

Смотрю никто не рассматривает такой вариант - вб сами сделали бота и теперь навариваются на штрафах.
Вполне в стиле вб и более правдоподобно выглядит.

74

неплохой такой доп. доход , достаточно хитро

3

Если учитывать, что им пришлось много штрафов по обычной схеме откатить, после бунта продавцов, то решили "амортизировать" недополученную выгоду)

2

слишком хитро для них)

В Telegram появился специальный бот, предлагавший селлерам Wildberries недорого рекламировать свои товары на площадке. Продавцы воспользовались услугами бота и действительно получили огромный буст на площадке. Ущерб маркетплейс оценивает в 650 млн. рублей.Я правильно понимаю, что кто-то воспользовался уязвимостью самого WB? Мне кажется, что WB нужно адресовать свой ущерб самому себе, если это было сделано его инструментами неизвестными лицами? Но всё тупо переложили на селлеров?

40

Кто-то внутри компании смошенничал и хакнул систему, после чего сделал сервис на основе хака и продал селлерам возможность рекламировать сильно дешевле.

13

Кто-то может быть сотрудником с доступами

2