Обязательная маркировка обуви в России: что волнует участников рынка

1 июля в России стартует обязательная маркировка обуви. Мы ответили на самые интересные вопросы участников рынка.

Обязательная маркировка обуви в России: что волнует участников рынка

До старта обязательной маркировки обуви в России осталось меньше месяца. С 1 июля начнётся регистрация участников оборота, а с 1 февраля 2020 года ни купить, ни продать немаркированные туфли или сапоги вы уже не сможете. Нововведение глобальное, и у участников обувного рынка до сих пор много вопросов. Мы ответили на самые интересные из них.

Для тех, кто не в курсе: краткий гид по маркировке обуви

1. Сроки маркировки

Маркировка обуви стартует в три этапа.

  1. С 1 июля 2019 года — регистрация участников и маркировка остатков.
  2. С 1 октября 2019 года — начало выпуска, импорта маркированной продукции и завершение маркировки остатков.
  3. С 1 февраля 2020 года — запрет оборота немаркированной продукции, обязательная регистрация всех участников в системе.

2. Чем маркируют

Каждая марка, которую разместят на обувной коробке, включит двумерный код Data Matrix и дополнительную информацию о товаре. В Data Matrix зашифрованы:

  • GTIN-код;
  • индивидуальный серийный номер товара;
  • ключ проверки;
  • электронная подпись.

3. Кто включён в процесс

Маркировка обуви — трёхсторонняя махина, в которой задействованы:

  • Государство (министерства финансов, цифрового развития, промышленности и торговли, ФНС, Роспотребнадзор, ФТС и ФСБ).
  • Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ) — единый оператор проекта по маркировке.
  • Бизнес: производители, импортёры, розничные и оптовые продавцы.

Частично в маркировке обуви участвует компания GS1 Russia — Ассоциация автоматической идентификации, которая выдаёт коды GTIN.

Почему реализацию маркировки обуви доверили именно ЦРПТ

Маркировка товаров — объёмный и дорогой проект, потребовавший создания государственно-частного партнёрства. Все расходы берёт на себя ЦРПТ: по некоторым данным, озвученным в СМИ, он потратит примерно 212 млрд рублей. За это оператор маркировки получает возможность разработать программную часть проекта. А государство взяло на себя контроль за маркировкой товаров.

Почему для окончательного внедрения маркировки обуви выбрали именно 1 февраля 2020 года

Эта дата отражена в постановлении правительства, посмотреть которое вы можете на сайте компании «Честный знак» — Единой национальной системы цифровой маркировки и прослеживания товаров. Отчасти, определяя финальную дату внедрения проекта, власти прислушались к участникам оборота: к этому времени завершатся новогодние распродажи, и наступит недолгое затишье.

Когда можно приступить к маркировке остатков

Функциональность, предназначенная для маркировки остатков, получения полных или упрощённых временных GTIN-кодов, должна появиться в личном кабинете на сайте «Честный знак» к 1 июля. Пока же заняться этим не получится из-за отсутствия необходимых механизмов. До 1 февраля 2020 года вы сможете увидеть в обороте как маркированную, так и немаркированную обувь, и это не будет считаться нарушением.

Как проверить подлинность марок, поступивших от поставщика

На практике. Получив от поставщика универсальный передаточный документ (УПД), вы можете загрузить его на терминал сбора данных (ТСД). А затем, сканируя частично или полностью поступившую партию обуви, сравнить данные. ТСД сообщит, если обнаружатся расхождения, несуществующие марки. Аналогичная функциональность заложена в «Сервере маркировки» «Пилота» —сервиса для поштучного учёта маркированного товара (отдельно от ERP).

Что за специальный тег 1162 и нужно ли его заполнять

Тег 1162 — это код товарной номенклатуры (КТН). Он нужен для того, чтобы можно было идентифицировать каждую единицу товара. Этот тег включён в перечень реквизитов фискального документа и формируется из (рассказываем на примере табачной продукции):

  • кода типа маркировки (2 байта);
  • идентификатора продукта GTIN (6 байтов);
  • кода идентификации упаковки табачной продукции (7 байт).

Что касается обуви, то алгоритм заполнения тега 1162 пока неточен. Он прописан в проекте постановления правительства, пока не принятого. Поэтому сейчас мы хоть и внедряем в наши программные продукты тег 1162, готовы моментально отреагировать, если алгоритм его заполнения изменится.

Кому принадлежат коды маркировки

Собственнику товара.

Что делать, если утеряна этикетка и потребуется перемаркировать товар

ЦРПТ решает этот вопрос. Его специалисты утверждают, что такая функциональность появится, но будет ограничена. Как именно — пока неизвестно. В процессе оборота обуви может возникнуть миллион ситуаций, в результате которых марка испортится.

Поэтому логично, что ритейлер должен иметь возможность её заменить. Но тогда может появиться контрафакт: ведь о какой защите от серого импорта можно говорить, если каждый продавец сумеет заказывать марки на товар, непонятно как к нему попавший, без указания первоначального кода.

Обязательная маркировка обуви в России: что волнует участников рынка

Как производителям и дистрибуторам подготовиться к маркировке обуви

  1. Зарегистрироваться в информационной системе «Честный знак» как производитель или импортёр.
  2. Зарегистрироваться в GS1 Russia для получения GTIN-кодов на выпускаемую продукцию.
  3. Иметь программно-аппаратный комплекс или станцию управления заказами (СУЗ) для заказа и получения кодов маркировки (до 1 октября необходимо отправить заявку в ЦРПТ на получение СУЗ).
  4. Подготовить оборудование для печати, нанесения и сканирования кода маркировки.
  5. Организовать поштучный учёт обуви для отображения кода маркировки в УПД.
  6. Начать переход от бумажного на электронный документооборот (ЭДО) и получить квалифицированную электронную подпись.

Отметим, что дистрибуторы оказались в этой цепочке потому, что на территорию нашей страны обувь, произведённая за рубежом, будет ввозиться уже промаркированной. Более того, таковой она должна быть ещё до поступления на таможню.

Нужно ли прописывать в таможенной декларации коды маркировки

Да, коды маркировки предстоит указывать в специальной графе таможенной декларации. Это может быть:

  • Агрегированный код, включающий дополнительные марки. Он используется в тех случаях, если партию не объединяют в одну грузовую упаковку.
  • Код грузовой упаковки. Им маркируется партия товара, например, находящегося в паллете или контейнере.

Получается, что ввозить немаркированные товары можно до 1 октября?

Верно. Однако это не означает, что можно сидеть, сложив руки. Рассмотрим пример: компания продаёт обувь под своим брендом, которую выпускают в Китае. Она считается производителем товара. И именно ей нужно не позднее чем за полгода до получения продукции обратиться в ЦРПТ, чтобы оформить заявку на выпуск марок.

Сделать это можно, например, посредством утилиты «Пилота» Easy Label, выгрузив их в цифровом формате или в PDF. Затем потребуется решить вопрос с китайским заводом, в каком именно виде туда отправлять марки для дальнейшего нанесения на товары.

А если у компании прямой договор поставки обуви из Китая и она является партнёром китайской компании?

Такой вариант не пройдёт. Компания, которая отвечает за качество товара, получает коды в станции управления заказами и отправляет их производителю, должна иметь юридическое лицо, зарегистрированное на территории РФ.

Именно такое юрлицо, заявленное в таможенной декларации, будет собственником обуви и марок на неё. А вот задачи по размещению Data Matrix на товарах импортёр может возложить на кого угодно.

Как именно будет работать импортёр с маркировкой

Предполагается, что в таможенной декларации импортёру предстоит указывать коды маркировки. После того как её одобрят, товар будет принят и автоматически введён в оборот. Однако сейчас эта схема не работает. Поэтому вводить товар в оборот придётся через личный кабинет в ЦРПТ.

Обязательная маркировка обуви в России: что волнует участников рынка

Как ритейлерам и оптовым продавцам подготовиться к маркировке

  1. Зарегистрироваться в информационной системе «Честный знак» как продавец.

  2. Начать переход от бумажного документооборота на ЭДО и получить квалифицированную электронную подпись.

  3. Убедиться, что кассовое ПО воспринимает коды Data Matrix и отправляет считанные данные в ККТ, которая, в свою очередь, направит их в ОФД и запишет в фискальном накопителе.

  4. Проверить, умеет ли торговое оборудование работать с кодами Data Matrix (сканеры штрихкодов, терминалы сбора данных, принтеры печати этикеток).

Какие сканеры считывают коды маркировки

Для работы с обязательной маркировкой обуви потребуются двумерные сканеры штрихкодов — одномерные не смогут считать Data Matrix. Выбирая такое оборудование, обратите внимание на промышленные модели и те, который были созданы специально для сканирования 2D-штрихкодов.

Если вы будете использовать фотокамеры смартфонов, качество и скорость считывания серьёзно пострадают. Мы обычно рекомендуем сканеры Newland. У них хорошие технические характеристики и демократичная цена.

Нужно ли менять ККТ

Когда проект маркировки только разрабатывали, обсуждалась возможность использовать ККТ, которая самостоятельно будет разбирать код, считываемый сканером. Но сейчас это не должно вас волновать. Для работы с маркированными товарами достаточно использовать ККТ с фискальным накопителем (ФН) стандарта 1.1 и 1.0.5. Вы можете продолжать использовать ФН в течение установленного срока (15 месяцев), в полном соответствии с ФЗ-54.

Сканируется ли марка на кассе при пробитии чека

Да. До 1 февраля 2020 года продавцу достаточно будет сканировать привычный EAN-13, но после этой даты — только Data Matrix.

Если Data Matrix не читается, его можно ввести вручную?

Такой вопрос возникает потому, что обычно продавцы, если EAN-13 не читается, вручную вводят цифры, написанные под ним. С Data Matrix такой номер не пройдёт. Этот код содержит около 128 цифробуквенных символов, их не печатают под маркой. Поэтому если Data Matrix повреждён и не считывается, ввести вручную в кассовую программу его невозможно.

Если продавец пользуется услугами транспортной компании (ТК), то участвует ли она в процессе маркировки?

Это зависит от того, кто будет собственником товара при перевозке. Если компания продаёт обувь ТК, то она автоматически становится участником цепочки маркировки. Если же владельцем остаётся первоначальное юрлицо, то нет.

Если у компании несколько юридически лиц и она перемещает товары от одного к другому, то как регулируется работа с маркировкой?

Это будет не перемещение товара, а его продажа от одного юрлица к другому, так как меняется собственник. Поэтому данные о каждой сделке необходимо подать в ЦРПТ в полном объёме. То есть каждому юрлицу будет нужно зарегистрироваться на «Честном знаке», оформить УПД, прикрепить коды маркировки, продавать и показывать всю цепочку.

Аналогично обстоит ситуация с комиссионерами. Например, ИП Ромашкин покупает туфли и по договору-комиссии продаёт их другому юрлицу (розничной сети). Розничная сеть, в свою очередь, при продаже товара через кассу сканирует код и отправляет данные в ОФД.

Если компания, допустим, производит тапочки для отелей, те их покупают, но сами не продают, то как эта обувь будет выведена из оборота?

Здесь нужно учитывать, как происходит оформление продажи. В любом случае, если товар в дальнейшем не будет реализован, сведения об его выбытии из оборота необходимо подать в ЦРПТ. По информации разработчика, у вас должна быть возможность сделать это из личного кабинета, если продажа не оформлялась по ККТ.

Курьерская служба при выдаче товара не открывает посылку для сканирования кода, но оформляет чек. Каким образом ей можно погасить марки?

Если выбывание продукции оформляется через ККТ, принадлежащую курьерской компании, и товары, которые передаются покупателю, относятся к группам маркируемых, коды маркировки обязательно должны быть считаны.

Они могут быть нанесены на саму продукцию, продублированы на упаковке или в накладной. В любом случае коды должны попасть в ККТ, а от неё в ОФД и базу данных ЦРПТ, где будет оформлено их выбытие из оборота.

Если вы хотите узнать больше о маркировке обуви, посмотрите вебинар, который провёл «Пилот». В его рамках наш специалист ответил как на уже перечисленные выше вопросы, так и на многие другие.

2222
62 комментария

Распил чувствуется за версту, вот что.

22
Ответить

Не распил, а желание избавиться от серого рынка. Тут все хорошо: из-за неэффективной экономической политики, с серым рынком ничего не могут поделать, поэтому придумали неэффективный способ борьбы с ним)

2
Ответить

На очереди лицензия на ношение.

8
Ответить

На беговые кроссовки лицензия точно нужна.
А то подозрительно, убегать что ли от кого то собираешься?
Есть что скрывать?

10
Ответить

Без справки из психдиспансера и квд не продадут - вдруг решите запинать кого нибудь)

1
Ответить

Мне вот другое интересно : если товар должен быть промаркирован ещё до поступления на таможню, то сказочный и компания предполагают - что все все производители мира, вдруг будут обязательно делать маркировку по российским стандартам и регаться на каком то специальном сайте? Серьёзно? Пахнет эксперимент этот не очень хорошо, создан для того чтобы добить малый бизнес и укрепить сети.

9
Ответить

Увы, эта проблема ложится на продавцов и импортеров. Первым придется договариваться с производителями, вторым - маркировать товар до поступления на таможню.

1
Ответить