Обзор маркетплейсов Ozon, Wildberries и Беру.ru. Кто лучший?
Всем привет! Хочу поделиться опытом наших продаж на крупнейших российских маркетплейсах, а также сделаю обзор Ozon, Wildberries и Беру с точки зрения продавца. В предыдущей статье я написал о том, как правильно закупать продукцию, а сегодня расскажу о том, где ее лучше продавать.
Сначала вкратце, почему я считаю маркетплейсы самым важным каналом продаж для любого массового b2c-товара. Российский рынок E-commerce находится в очень интересной фазе. Это фаза олигополии и бурного роста.
На практике это выражается в том, что крупные игроки (прежде всего Aliexpress и все его производные с mail.ru, а также Ozon, Wildberries и Беру) активно жгут кэш, борясь за самые высокие темпы лидерства и рост. Они отбирают долю у оффлайна и более слабых E-commerce и омниканальных игроков, например, Связного. Этот бурный рост выражается в том числе в том, что, развивая модель маркетплейсов, они вкладывают деньги в селлеров, то есть своих продавцов. И это как раз та ситуация, когда даже будучи не очень умным, но оказавшись в нужном месте в нужное время, можно заработать. А это в нашей экономической ситуации “стабильности”, хе-хе, согласитесь, дорогого стоит.
Закончится это практически полной победой одного игрока, который займет долю больше 50%, как это произошло в США, Западной Европе и большей части мира с Amazon, в Китае с Alibaba, в Индии с Flipkart (купленным в мае прошлого года Walmart – главным конкурентом Amazon в США), Юго-восточной Азии с LAZADA (купленной в 2016 году Alibaba) – и так далее.
В следующий раз, я, возможно, сделаю подробный обзор рынка E-commerce, а сейчас остановимся на особенностях работы крупнейших маркетплейсов. Я выделил следующие аспекты работы маркетплейсов, которые мы будем оценивать исходя из значимости каждого аспекта. Чем более высок максимальный балл, тем важнее данный аспект. Повторяю, что данная оценка – лишь мой личный опыт и на объективность не претендует:
- Легкость регистрации - 3 балла максимум
- Удобство личного кабинета Селлера и качество процессов по работе с селлерами (кроме аспектов ниже) – 4 балла
- Качество работы склада и удобство отгрузки 3 балла
- Размер комиссии - 3 балла
- Объем продаж - 10 баллов
- Качество системы обучения и работы службы поддержки - 2 балла
Wildberries
Wildberries – самый крупный E-commerce игрок в России – 400 тысяч продаж в день в декабре 2018 года, поэтому присутствие на нем обязательно практически для всех, кто причастен к продажам практически любых потребительских категорий.
Легкость регистрации
Wildberries не делает никаких ограничений на подключение селлеров. Базовые требования - такие же, как у всех остальных маркетплейсов – наличие юрлица, при этом наличие НДСной компании никак не влияет на вашу работу с ними. Наличие сайта не обязательно. Но при этом процесс регистрации очень неприятный. Нужно заполнять много больших форм, некоторые из которых повторяются. 2 балла из 3.
Удобство личного кабинета Селлера
При всем уважении к Wildberries, видно, что местами IT-инфраструктуру лепили “из говна и палок”, на конкурентов особо не смотрели, дальше одного шага вперед не думали. В итоге – очень функциональный, но довольно неудобный личный кабинет. Формы отчетов, которыми неудобно пользоваться. Например, в отчете о продажах вы не увидите наименования позиции – только артикул (речь идет об отчете Аналитика – Продажи). Поэтому, чтобы понять, что это за позиция, нужно вбивать артикул в поисковик Wildberries. Занесение позиций очень кривое, ни на что не похожее. 2 Балла из 4
Качество работы склада и удобство отгрузки
Для отгрузки вам нужна одна из систем электронного документооборота (например, Диадок или СБИС), бумагу Wildberries не принимают. Это ОК.А вот работа самого склада – просто ужасная. У нас почти после каждой отгрузки возникают проблемы. Например, расхождения. Естественно, в меньшую сторону. И, естественно, ничего не компенсируют. Однажды Wildberries пересортил у нас товар стоимостью 1500 руб с товаром, который стоит 4000 рублей. То есть людям продали два десятка штук стоимостью 4000 руб за 1500. Как результат – несколько негативных отзывов на ни в чем не повинные умные часы за 1500 и потеря пары десятков тысяч. Ни о каких компенсациях речи не идет.В большинстве отгрузок Wildberries находит так называемую “обезличку”. Это когда товар не получилось идентифицировать по каким-либо причинам. В основном, у нас туда товары попадают потому что на них “не читается штрихкод”. При этом везде в остальных местах штрихкод читается. И дело упирается, как всегда, в деньги. За 1 единицу обезлички Wildberries берет 100 руб за дополнительную обработку. Например, в прошлом месяце у нас на обезличку ушло 25000 рублей. Просто потому, что склад так захотел. В общем, работать хуже, чем склад Wildberries, довольно сложно, поэтому – 0 баллов из 3.
Размер комиссии
Комиссия Wildberries в прошлом году была снижена с гигантских 38% до вменяемых 19%. На мой взгляд, это связано с конкуренцией со стороны Озона и мэйлругрупповских Е-комов. За 19% - 2 балла из 3.
Объем продаж
Весь негатив, который я выразил выше меркнет на фоне продаж Wildberries. Может даже показаться, что я испытываю к Wildberries неприязнь. Это не так. Wildberries – мой любимый маркетплейс, потому что они действительно много продают. Грубо – раза в 1,5 больше, чем Озон. На отдельные позиции, которые хорошо ложатся в женскую вайл-аудиторию, до 3х раз выше. С малышом Беру пока даже нечего сравнивать. Правда, некоторые товары продаются хуже, чем на Озон и логики в этом особой пока не видно. 9 баллов из 10.
Качество системы обучения и службы поддержки
У Вайлдберрис все заявки оформляются через тикеты. Тикеты обрабатываются быстро, хотя и не всегда эффективно. Никогда не обрабатываются эффективно во всем, что связано со складом, но здесь не поддержка виновата. И еще бонус – в Wildberries можно позвонить на многоканальный телефон поддержки селлеров. И вам всегда помогут по всем базовым вопросам. И еще у Wildberries огромный форум. Да, олдскульно. Да, форум. Но полезно. 2 балла из 2.
ИТОГО Wildberries 17 баллов из 25
Озон
Самый старый (основан в 1998 году) игрок российского E-commerce рынка. В последние несколько лет растет на 70-100% год к году по количеству продаж. В декабре 2018 года, на пике новогодних распродаж, у Озон было до 120 тысяч заказов в день.
Легкость регистрации
У Озона простой, понятный и приятный процесс регистрации и стандартное требование – наличие юрлица (также сойдет и ИП на упрощенке). 3 балла из 3.
Удобство личного кабинета Селлера
Озоновский личный кабинет (ЛК)– самый удобный, простой и понятный из всех. Он мне нравится даже больше, чем навороченный интерфейс Амазон. Многие вещи реализованы гораздо лучше. Например, у Озон удобная система редактирования товаров и изменения цен: что вручную, что по API, что методом массовой загрузки. Это значит, что с Озон одинаково удобно работать и небольшим компаниям с узким ассортиментом, которые редактируют все вручную, и бездушным китайским гигантам, которые подключены к Озон в рамках проекта Crossborder и доставляют товары из-за рубежа по примеру Aliexpress. 4 балла из 4.
Качество работы склада и удобство отгрузки
Склад у Озон также адский, но, в отличие от Wildberries, уровень чертовщины все-таки чуть ниже. Один из очевидных недостатков – для отгрузки придется ехать в Тверь. Также, склад загружен и “по техническим причинам” не справляется с нагрузкой примерно в 90% случаев. Последние пару раз наш водитель либо ночевал в Твери, ожидая разгрузки, либо проводил там до 3-4 часов в очереди.И, кстати, последний раз нашу отгрузку не оприходовали в течение почти двух недель. Все это время товар лежал где-то в зоне разгрузки и не продавался, а, значит, мы потеряли значительное количество продаж. Когда мы увидели отгрузку в ЛК, оказалось, что утерян товар на более чем 100 тысяч рублей. Просто был во время отгрузки – и исчез через 2 недели. Мы написали претензию по инструкции, но все идет к тому, что эти 100 тысяч придется списать. 1 балл из 3.
Размер комиссии
Комиссия Ozon отличается от категории к категории. Например, смарт-часы – 12%, а самокаты – 25%. На большинство категорий комиссия от 15 до 18%. 2 Балла из 3.
Объем продаж
Озон продает меньше, чем Wildberries, но продажи все равно отличные в сравнении с другими нашими клиентами - оффлайновыми и онлайновыми магазинами. 7 баллов из 10.
Качество системы обучения и службы поддержки
Тикеты обрабатываются быстро, но оперативно не свяжешься – телефона нет, а в мессенджере Озон не отвечает. По крайней мере, некоторое время назад не отвечал. Обучающих роликов много, текстовых материалов тоже, но смотреть их занудно и, учитывая классный интерфейс ЛК, многое понятно интуитивно. 1 балл из 2.
ИТОГО Ozon 18 баллов из 25
Беру.ru
Совместное дитя Яндекса и Сбербанка. С крупными ребятами Беру можно сравнивать только «навырост», но все-таки можно – у Беру самые богатые «родители». Сбербанк инвестировал в Беру $500 миллионов. Самосвалами кэша и отличными айтишниками Беру компенсирует неразвитость логистической инфраструктуры и отсутствие лояльной клиентской базы.
Легкость регистрации
С регистрацией в Беру нам пришлось повозиться. Заполняете форму, которую непонятно рассмотрят или нет. Для регистрации помимо юрлица нужен сайт. Нашу заявку рассмотрели и приняли со второго раза после пары недель напоминаний и звонков. 1 Балл из 3.
Удобство личного кабинета Селлера
Все неплохо, но немного не хватает функционала. Например, нет аналитики, нельзя увидеть конверсии и количество просмотров. В плане загрузки товаров все будет гораздо проще, если ваши товары есть на Яндекс-маркете - тогда форматы волшебным образом совпадут. Отчеты удобные, менять цены легко. 3 балла из 4.
Качество работы склада и удобство отгрузки
У Беру склад на аутсорсинге, и работает все прекрасно. Ни разу ничего не теряли, денег ни за что не требовали. 3 балла из 3.
Размер комиссии
Комиссия Беру – самая низкая – от 5 до 13%. 3 Балла из 3.
Объем продаж
Беру быстро растет, но пока еще очень мал. По нашему ассортименту Беру продает от 5 до 10 раз хуже, чем Wildberries. 3 Балла из 10.
Качество системы обучения и службы поддержки
По моим субъективным ощущениям, обучающие материалы в Беру слабее, чем в Озон и Wildberries. Однако, в отличие от дистанцирующихся от селлеров Wildberries и Ozon, в случае Беру вы можете вступить в контакт с постоянным менеджером – живым человеком с мобильным телефоном в подписи и личной почтой. И вопросы решаются в этом случае быстрее стандартных отписок про «ожидайте» и «повышенная нагрузка». 1 Балл из 2.
Итого Беру 14 баллов из 25.
Получилось, что Озон стал самым лучшим маркетплейсом по данной оценке, обойдя на один балл Wildberries. В любом случае, если вы продаете любой массовый товар, то вы обязаны быть на всех из данных трех маркетплейсов.
Например, запретить только исходящие звонки и сообщения от компаний.
Дата их запуска пока неизвестна.
История о том, как мы взломали рекламу недвижки и продавали мечты, а не квартиры
Не радуют результаты на Авито? Возможно, проблема не в площадке, а в отсутствии тестов и новых подходов? Не обязательно быть маркетологом или экспертом в рекламе — достаточно простых инструментов, таких как A/B тестирование. Разбираем в статье какие изменения в объявлениях действительно работают, а какие нет.
Виктория обратилась в федеральное патентное бюро “Железно” с целью зарегистрировать товарный знак. Под брендом Lacinia девушка планировала продавать косметику. Предварительная проверка показала полную патентопригодность обозначения, и в тот же день заявка была отправлена в Роспатент. Но на этапе экспертиз от ведомства пришел предварительный отказ…
Мне нравится магазин Wildberries, потому что на одном сайте большой выбор компаний, удобно цену и качество выбираешь самостоятельно. Хорошая статья, много новенького сегодня я узнала о нужных сайтах.
С точки зрения покупателя Озон стал тоже очень выгодный. Цены на многие товары очень хорошие + их знаменитый сервис. Еще год назад это было не так. На Беру иногда бывают сумасшедшие скидки - это они сами дотируют, продавая что-то в минус, чтобы "подсадить" покупателей. То есть покупатель тоже в выигрыше, но лучше пользоваться всеми тремя площадками + Ali + всякие Pandao, Joom и тд. Это я как avid buyer говорю )
В Wildberries можно зайти только поставщикам или у реселлеров тоже есть шансы?
Для Wildberries не важно кто вы. Можете перепродавать что угодно. Обязательно только наличие сертификатов соответствия - их можно у поставщика запросить.
Если брать отдельно доставку, у Беру она просто отвратная, постоянно задерживают или переносят и не всегда предупреждает об этом. Могу сказать и по собственному опыту и так же почитайте отзывы в Марекете, самая часта проблема, перенос доставки. В остальном сервис понравился, хотя выбор у них ещё очень маленький, да и фильтров не много, чтобы удобно искать нужные вещи. Система купонов понравилась, особенно то, что их можно использовать вместе.
Есть ещё важные моменты о которых Вы не упоминаете!
Это вложения - все таки они есть.
И кассовый разрыв или замороженные инвестиции кому как нравится..
Я пока работаю только с Озоном, так вот кассовый разрыв довольно больно бьет на начальном этапе.
Поясню на примере, для всех:
Купил я товар для продажи - вложил 10 тыс. руб., своих деревянных.
Выложил на озоне - и опа - заказы повалили (конечно в идеале!)
Я радостный - давай их отправлять - это если работаю со своего склада.
Отнес партию на доставку допустим 13 ноября.
Супер, товар на доставке, ждем когда покупатель его получит и оплатит.
Проходит время - допустим 12 дней, весь товар клиенты получили и выкупили (опять же в идеале - могут и не все выкупить).
Итого: 25 ноября.
Потираю руки и надеюсь, что в ближайшие дни получу переводик от озона на банковский счет, за вычетом их комиссии!
Но, облом! Озон выплачивает деньги 2 раза в месяц, после закрытия периода (с 1 по 15 и с 16 по 30(31)).
Товары мои выкупили 25 ноября (т.е. в период с 16 по 30).
И барабанная дробь: первая выплата мне положена аж 13 декабря!
"Финиш хим" (finish him) как сказали бы в Mortal Combat.
Вложил денег 13 ноября - получил через месяц - 13 декабря!
Просто супер!
Итого месяц и без товара и без денег!
Понятно, что при стабильной работе с озоном, постоянных продажах и отгрузках - кассовый разрыв нивелируется, но только вдумайтесь - на какой срок личные деньги замораживаются!
Далее - Wildberries.
Помимо сложных процедур регистрации и пресловутых сертификатов, которые тоже ещё надо запросить и подготовить (а это не за один день произойдет) Есть ещё пресловутый ЭДО (электронный документооборот)
Никто не спорит - вещь хорошая, продвинутая и нужная в хозяйстве!
Однако она стоит денег (+\- 3000 рублей)
Т.е. помимо вложений в товар и транспортировки его на склад маркетплейса - надо ещё вложиться в эту чудо-юдо транспортировочную машину электронных документов.
Ещё раз повторюсь - я не против этого, были бы лишние деньги.
И если с Озоном можно работать без ЭДО (отгружая со своего склада) - то с Wildberries уже не получится, равно как и с новым детищем логистической компании СДЭК (СДЭКмаркет).
К сожалению, с Wildberries плотно ещё не работал и не могу знать на сколько они замораживают деньги, т.е. как часто перечисляют заработанное.
По Беру - тоже не скажу, ещё не работал с ними.
П.С.: целью данного поста было не жаловаться или оскорблять кого-то.
а показать изнутри дополнительные аспекты работы с маркетплейсом Озон, которые не освещены в основной статье.
Я не согласна с удобством личного кабинета. У OZON огромные минусы. Это их таблицы для загрузки ужасные, которые обновлятся могут несколько раз в день. Обновление всего и заказов и фото и выплат у них неделями происходит, нет четко понятно ситуации. Долгое ожидание всего, и финансов в том числе. Ошибки в расчётах, которые тоже неделями они считают. Мы надеемся это скоро изменится.