В этой статье рассмотрим понятие «оборачиваемость товара» (в интернет-торговле), от каких факторов она зависит, зачем и как нужно ее рассчитывать, а также как использовать полученные данные для развития бизнеса. Что такое оборачиваемость товара?Оборачиваемость – это показатель, который отражает, как быстро товар продается и заменяется новыми единицами. Эта метрика помогает определить эффективность использования ресурсов компании и позволяет оценить, насколько быстро товар превращается в деньги. Чем выше оборачиваемость, тем эффективнее продажи и управление ассортиментом.Измерять оборачиваемость можно в днях (сколько дней требуется для продажи среднего товарного запаса) или в разах (коэффициент оборачиваемости). Зачем измерять оборачиваемость?1. Для оптимизации ассортимента товаров. Путем анализа оборачиваемости товаров компания может определить, какие товары приносят наибольшую выручку, а какие медленно продвигаются. Это позволяет сфокусироваться на наиболее популярных товарах и принимать решения об исключении из ассортимента малоэффективных товаров.2. Для управления запасами.Зная оборачиваемость товара, компания может избегать лишнего скопления товаров, что помогает снизить издержки и повысить эффективность управления складскими запасами.3. Для прогнозирования спроса.Грамотный анализ оборачиваемости товаров позволяет компании делать более точные прогнозы спроса и планировать закупки и производство.Как считать оборачиваемость?Существуют две формулы для расчета оборачиваемости товара.Важно! Имеет смысл проводить отдельный анализ внутри каждой категории товаров. 1. Первая формула рассчитывает промежуточную величину – коэффициент оборачиваемости (потребуется для дальнейших расчетов).Рассмотрим на примере. Интернет-магазин продает детские товары. Рассчитаем коэффициент оборачиваемости настольных игр за апрель (30 дней).Товарный запас на начало месяца – 20 штук, на конец месяца – 16 штук. Средний товарный запас равен (20+16)/2=18 единиц.За апрель было продано 250 настольных игр.Коэффициент оборачиваемости будет равен 250/18=13,8 раз в месяц.2. Вторая формула определяет оборачиваемость, или за сколько дней к вам вернутся деньги, вложенные в закупку товара.Рассмотрим на примере того же интернет-магазина с детскими настольными играми.Оборачиваемость этого товара рассчитывается следующим образом: 30/13,8=2,17 дней (округлим: 2 дня). Это значит, что, во-первых, настольные игры, закупленные сегодня, вернутся к вам деньгами примерно за 2 дня, а во-вторых, запасов данного товара на складе хватает примерно на 2 дня. От чего зависит оборачиваемость товара в интернет-торговле?Одни из основных факторов, которые влияют на данный показатель: Ассортимент и качество товаровРазнообразие и актуальность продукции привлекает покупателей. Высокое качество товара и уровень обслуживания могут увеличить лояльность клиентов и способствовать повторным покупкам, что положительно скажется на продажах.Ценовая политикаПривлекательная стоимость, акции, распродажи – всё это стимулирует клиентов к покупке.Соотношение спроса и предложенияС ростом спроса коэффициент оборачиваемости товаров увеличивается. При этом большая разница между спросом и предложением ухудшает оборачиваемость.Уровень конкуренции на рынкеВаши конкуренты также могут повлиять на оборачиваемость товара. Если они предлагают аналогичные товары с лучшими условиями, ваша оборачиваемость может ухудшиться.Удобство покупкиЧем проще и удобнее пользователю сделать покупку на вашей онлайн-платформе, тем выше вероятность, что покупатель вернется снова.Как применять результаты расчетов?Правильно рассчитать оборачиваемость – это хорошо. А уметь грамотно применять эти данные – еще лучше. Советуем оценивать оборачиваемость товаров в динамике. Посмотрите, как с течением времени меняются показатели, наблюдается ли резкий рост или спад. Эти данные позволяют понять, нужно ли скорректировать ассортимент или цену товара, помогут в планировании будущих закупок, особенно в сезонный период. Показатели оборачиваемости также могут быть полезны вашему отделу маркетинга. Он, в свою очередь, будет проводить рекламные кампании для товаров, продажи которых замедлились.
Хорошая статья. Можете посмотреть у меня кейс как я считал оборачиваемость для клиента. Там и ссылки на таблицы расчета тоже оставил.
Добрый день.
Рады, что статья была для вас интересной. Хотим сделать ответный комплимент, по нашему мнению, ваш кейс может быть полезным для многих читателей. Спасибо, что поделились!