За полгода открыли в Шанхае представительство для калифорнийского бренда велосипедов Electra
А также спасли его от погрома, протечек и суда.
Заказчик. Владелец франшизы на российском рынке компании Electra — калифорнийского бренда комфортабельных городских велосипедов.
Задача. За 6 месяцев открыть салон-магазин в центре Шанхая, чтобы он стал самым большим представительством компании Electra в Азии. Обычно на такой проект уходит не меньше года. Нам нужно было найти и отремонтировать помещение для магазина, найти склад и привезти продукцию, нанять и обучить персонал, запустить рекламную кампанию.
Что мы сделали
Нашли помещение в центре Шанхая
Шанхай — это огромный мегаполис, и за каждый клочок земли, особенно в центре, приходится драться. Три месяца мы ежедневно проходили 10−15 километров, чтобы найти подходящее помещение.
Мы сделали чек-лист с параметрами, которые важны для салона. Нам нужно было 300 квадратных метров и отдельное помещение для офиса, чтобы в одном месте были магазин, салон, место для тусовок, небольшой склад и санузел. Еще нужно было место для ремонта, чтобы установить верстак и собирать велосипеды. Они приходят в разобранном виде, так что перед выставлением на витрину их нужно распаковать, собрать, проверить, протестировать, провести сервис — и все это должно быть прямо в салоне и красиво выглядеть.
Рядом с помещением нужны парк и пешеходное место, чтобы взрослые и дети могли покататься — протестировать велосипед. Потому что лучший способ что-то продать человеку — дать ему это в руки, и для магазина велосипедов важно, чтобы можно прокатиться перед покупкой.
Чтобы не упустить подходящий вариант, мы придумали стратегию. Связались с большим количеством компаний, которые занимаются недвижимостью. Оставили у них заявки и попросили скидывать фотографии помещения и локации, когда появляется что-то подходящее. Как только приходило сообщение — сразу выезжали, чтобы конкуренты раньше нас не приехали.
Было много вариантов: мы потратили на поиски три месяца. В итоге нашли помещение в центре Шанхая. В нем два этажа по 100−120 квадратов, а между двумя этажами помещение с окнами для офиса. А еще у нас был выход на крышу, где мы сделали зону для отдыха.
Помещение вырвали с боем: это государственная недвижимость, и специальная комиссия решает, кому её отдать. За помещение конкурировали с картинной галереей, французским дизайнером интерьера и итальянским рестораном. Мы показали, что наша идея более экологичная и уникальная во всей Азии — и помещение отдали нам. Первоначально цена за аренду в месяц была 150 000 юаней, мы сторговались до 97 000 юаней. Договорились об отсрочке начала платежей на 2 месяца — это время на ремонт.
За 1 месяц сделали ремонт
Мы передали чертежи, подробные фото и видео помещения дизайнерам в Россию, чтобы они могли с владельцами бизнеса и маркетологами проработать будущий магазин и сделать его максимально удобным. Клиенты хотели, чтобы в магазине были все виды велосипедов, хотя бы по одной штуке из коллекции, и несколько сотен видов аксессуаров. Когда сделали дизайн-проект, мы начали тестировать строительные компании.
Нужно было сделать косметический ремонт, провести свет, установить кондиционеры и сделать стенды, чтобы на них стояли красиво велосипеды. При этом стенды должны быть двойного назначения: крышка снимается, а внутрь укладывают запчасти, инструменты, вещи. Еще одна особенность ремонта — перфорированные стены. Это нестандартное решение, и у строителей не было нужного опыта. Мы сами на месте продумывали каждый сантиметр стены, показывали, как лучше сделать.
Хорошие строительные компании в Китае стоят очень дорого, но делают качественно. Были сложности с тем, чтобы найти компанию, которая делает все виды работ: и стены покрасит, и стенды соберет, и сварку сделает, и свет проведет. В России есть универсальные умельцы, а в Китае найти таких сложнее.Собственник выбрал самую низкую по цене компанию. Мы на этапе согласования проекта убедились, чтобы все работники были аттестованы. В Шанхае очень строго относятся и к аттестации работников, и ко времени работы, и к вывозу мусора: за каждую машину строительного мусора мы заплатили по 1000 $ за утилизацию.
В итоге все работы отдали одной компании, что в итоге было не очень правильно. Надо было сделать отдельный контракт на кондиционеры, а для отделочных работ — отдельный. Но это мы поняли только через пару недель после открытия. А сейчас у нас были сжатые сроки и бюджет, поэтому пришлось делать так, чтобы уложиться в эти параметры.
Рабочих контролировали каждый день. Заметили, что, когда не хватило краски, они купили такую же из другой партии — и цвет на стенах отличался по оттенку. Мы оперативно купили еще такой же краски, чтобы стена была одного цвета и не было так заметно. В итоге подготовили помещение к открытию за один месяц. Отсрочка платежа была на два, так что один месяц получился бесплатным.
За 2 недели до открытия нашли Mini Cooper для рекламы
Чтобы организовать открытие, мы обратились к event-компании. Она собрала блогеров и диджеев и сделала промоушен, чтобы к нам на открытие приходили люди.
Для рекламной кампании нам нужно было купить Mini Cooper и оформить в цвета и наклейки бренда. Но на получение номеров в Шанхае можно потратить около 1,5−2 млн рублей и простоять в очереди полгода. Но мы договорились за небольшую комиссию и успели всё сделать за две недели. Одну машину купили, а вторую нам дали бесплатно на открытие для рекламы.
Спасли магазин от погрома и протечек
Через пару недель после открытия начался сезон дождей — и у нас в офисе начала протекать крыша. Наши строители были профессионалы в электрике и в покраске, неплохие плотники, но не разбирались в кондиционерах. Когда пробили отверстия и установили кондиционеры — они заработали, но при установке и монтаже появились трещины. Через них после сильного дождя вода протекала с 3 по 1 этаж через всё здание.
Рабочие сказали, что не будут решать вопрос, потому что это не их сфера. Хотя по контракту они должны были делать кондиционеры и несли за это ответственность. Мы пытались договориться с рабочими, они отказывались чинить, но приходили за деньгами.
У нас оставалась последняя часть платежа. Работяги в строительной компании были на субподряде, и их зарплату включили как раз в этот последний платеж. Но пока они не делали работу, мы не платили. В итоге пришли 7 человек с молотками и хотели громить магазин. Мы не позволили им это сделать и вызвали полицию.
Понимая, что у нас есть все документы и заметка в полиции, мы составили заявление в суд и пришли к гендиректору компании. Объяснили, что мы правы и требуем с них, чтобы они доделали свою работу. В итоге договорились, что мы сами решаем вопрос с кондиционерами, а последний платеж им не переводим — это 30 000 юаней. Подписали договоренности, заявление забрали и начали искать компанию, которая нам починит кондиционеры.
Нашли одну, она сделала какую-то изоляцию — не помогло. Еще одну — снова не помогло. В итоге мы нашли не компанию, а одного специалиста по кондиционерам. Он нам за 100 $ всё сделал и устранил неполадку. Он увидел, что была всего одна трещина, которую нужно было герметизировать — и вопрос был закрыт.
«В Китае с рабочими сложно: если возникает конфликт, они приходят с молотками, пытаются что-то разнести и таким образом получить деньги. Но Шанхай такой город , где все происходит по закону. Если есть проблема, подаешь в суд — и суд уже решает.
За 12 лет работы в Китае я понял важное правило — обязательно подписывать контракт, подробно прописывать время, объем работ, сроки и делать график выполнения работ. Если рабочие задерживают сроки выполнения работ, мы сверяемся по документам и требуем, чтобы они выполнили, что должны.
Если возникают конфликтные ситуации — снимаем на видео, вызываем полицию, чтобы полиция все зарегистрировала. Когда договориться не получается, то с пакетом таких документов потом можно идти в суд»
Результаты
С нашей помощью компания Electra за 6 месяцев открыла в центре Шанхая самое большое представительство в Азии. Это стильный салон-магазин с офисом общей площадью 380 квадратов.
Если интересно больше узнать про работу с Китаем — приходите в наш канал в телеграме. Рассказываем про свой опыт и ситуацию на рынке, показываем кейсы, делимся бизнес-идеями и советами.