Нихао... или что продавать российскому экспортёру на китайских маркетплейсах

Добиться успеха российскому экспортеру на китайских маркетплейсах довольно непросто. Рынок масштабный, большая конкуренция, удержать свои позиции сложно. Если такие препятствия, как языковой барьер, различия в культуре и предпочтениях потребителей, можно обойти, наняв сотрудника из Китая, то вот другие моменты могут оказаться сложнее. Подготовили обзор популярных китайских маркетплейсов и собрали базовые рекомендации для старта продаж на них продавцу из России.

Нихао... или что продавать российскому экспортёру на китайских маркетплейсах

БИЗНЕС-ИДЕЯ

На китайском маркетплейсе Mozfigure планируют продавать "игрушечного" главу Чечни Рамзана Кадырова. Выпуск в продажу запланирован на второй-третий квартал 2023 года. По предварительному заказу фигурка Кадырова будет стоить около 12 тысяч рублей. Примечательно, что товар изготовит китайский производитель Wolfking. А ведь могли бы и наши постараться, раз уж в Китае так популярен Кадыров.

фото РИА Новости
фото РИА Новости

В целом товарооборот между Россией и Китаем в первом квартале этого года вырос почти на 40%. За это период Китай экспортировал в Россию товары на сумму около $24 млрд. Импорт из России в Китай достиг почти $30 млрд. Если взглянуть на витрины российских маркетплейсов, сегодня там можно увидеть много позиций из Китая. Но, увы, не наоборот. На китайских маркетплейсах наши есть, но их пока не так много.

"КИТАЙСКИЕ ВЕРСИИ" WILDBERRIES И OZON

Электронные маркетплейсы в Китае востребованы, поскольку вся сфера e-com в стране развита. Внутренний рынок Китая является одним из самых крупных и быстрорастущих. Как следствие, существует колоссальный спрос. Также на этих площадках свою роль играет внешний рынок. Это интернет-маркетологи, предприниматели из e-com, закупщики, агенты - все те, кто ищут новые товарные и маркетинговые идеи, поставщиков, образцы и т.д. Таким образом, маркетплейсы Китая снабжают не только своих жителей, но и весь мир через Amazon, Ebay, Wildberries и другие популярные маркетплейсы. Тем самым, китайский внутренний рынок обеспечивает рост внутренних рынков и других стран. Китай - это не только образец мощных B2B-маркетплейсов, но также и B2C-площадок. В стране создаются новые форматы и задаются тренды маркетплейсов. Примечательно также, что маркетплейсы в Китае предлагают не только товары, но и услуги, к примеру, в сфере финансов, страхования, услуги по доставке и оформлению документов, виз и не только. Ниже собрали список популярных в Китае маркетплейсов, не по значимости, а в свободном порядке.

1.Taobao (платформа С2С), на которой миллионы ИП продают свои товары напрямую покупателям.

2.Tmall (платформа В2С), где зарегистрированные бренды и розничные компании создают и продают свою продукцию.

Этими двумя платформами (Taobao и Tmall) владеет компания Alibaba Group.

3.JD.com является одним из крупнейших маркетплейсов в Китае, работающий по модели В2С. Эта платформа имеет собственную логистическую сеть, что позволяет обеспечивать доставку товаров по всей стране в кратчайшие сроки. Здесь активно покупают электронику, одежду, продукты питания.

4.Pinduoduo - любопытный пример «нового формата» ведения маркетплейса по принципу «социальная торговля». Пользователи объединяются в группы с другими покупателями и покупают товары по сниженным ценам. Благодаря этому, платформа ежедневно наращивает свои обороты.

5.Vipshop фокусируется на распродаже бредовой одежды, аксессуаров, косметики, товаров для дома с хорошими скидками. Обычно акции ограничены временем, тем самым платформа стимулирует покупки среди пользователей.

6.Xiaomi Youpin – маркетплейс, основанный известной компанией Xiaomi. На площадке представлена не только электроника, но и одежда, товары для дома и многое другое.

7.Netease Yanxuan принадлежит крупной компании Netease (одно из крупных направлений – видео- игры). Они специализируются на продажах качественных товаров для дома, одежды, аксессуаров и так далее.

8.Suning - один из ведущих маркетплейсов, специализирующийся на косметике, моде, электронике и прочее. Также в Китае представлены офлайн- магазины Suning.

9.Meituan Dianping - изначально это была платформа для заказа еды. Со временем на площадке стали предлагать широкий спектр товаров и услуг: скидочные карты в рестораны, гостиницы, билеты на концерты и др.

10. Douyin - это не маркетплейс, а оригинальный TikTok. На площадке активно практикуется формат продвижения в виде стримов в реальном времени. Другими словами, блоггеры или другие медийные личности в режиме live представляют и рекламируют товары.

ВАШ ВЫХОД, ТОВАРИЩ!

Большой, а лучше огромный бюджет - вот что потребуется российскому экспортеру для старта продаж на китайских маркетплейсах. Это, безусловно, плюс, а в столь загруженной сфере е-сom особенно. Также важны уникальные идеи маркетинговой стратегии. Поскольку конкуренция слишком высока, местные компании вкладывают огромные ресурсы в маркетинг, технологические инновации, улучшение пользовательского опыта, делают все, чтобы привлечь и удержать клиентов. Идеально, если вы выйдете на китайский маркетплейс с уникальным продуктом, который не производится в Китае, что-то, сделанное именно в России из местных материалов. Представьте, если вы отправите что-то в Китай, а там (явно) найдется тот, кто возьмет вашу идею и будет производить похожий на ваш товар и продавать дешевле и быстрее. Также учитывайте то, что каждая платформа имеет свои требования для регистрации и продажи ваших товаров или услуг. Тщательно изучайте правила процесса регистрации, оплаты, доставки (+ возврата товара) и пр.

Как и в любой другой стране, не размещайте то, что запрещено законодательством. Очевидные примеры – наркотические средства, оружие, поддельные документы. Под запретом - товары, которые созданы из опасных химических веществ. Если товар не соответствует требованиям безопасности, также - запрет. На косметику, продукты питания, лекарства, драгоценные металлы должны быть специальные сертификаты или регистрации в соответствие с нормами. При нарушении интеллектуальной собственности аккаунт продавца будет заблокирован, также могут возникнуть дополнительные разбирательства.

Доставка внутри Китая организована на высоком уровне. Благодаря развитым сервисам доставки, товар с китайского маркетплейса дойдет до заказчика буквально за пару дней, даже из другого конца страны. Что касается доставки Россия-Китай, в этом случае все зависит от того, какой груз и в каком объеме вам нужно отправить. Если что-то небольшое, оптимальный вариант - это авиа-доставка. Если же груз или партия большие, следует выбирать между ж/д, авто или морской доставками. Это дольше, но дешевле. Важно также учитывать, что перед отправкой товара его следует упаковать в соответствии с требованиями перевозчиков, подготовить все документы для прохождения таможенных процедур при выезде из России и при въезде в Китай. При недостатке опыта или знаний настоятельно рекомендуем вам обратиться к экспертам по международной торговле или специализированным логистическим компаниям.

Статья подготовлена совместно с ведущим экспертом по работе с китайскими маркетплейсами компании Greatload.ru Виталием Меньшовым.

44
1 комментарий

Да, уж, у китайских маркетплейсов есть чему поучиться нашим

Ответить