Аналитика в e-commerce: ошибки, из-за которых мы теряем клиентов

Принимать решения нужно на основе данных: сегодня все повторяют это как аксиому. Но если вы не умеете правильно интерпретировать данные, такие решения вряд ли будут удачными. Меня зовут Александр Айваз, я руковожу командой Data & Analytics в Lamoda Tech. И сегодня расскажу об ошибках в аналитике, которые типичны для нашего бизнеса — и которые могут привести к потере клиентов.

Аналитика в e-commerce: ошибки, из-за которых мы теряем клиентов

Каждый день мы собираем больше 200 ГБ данных о клиентах Lamoda, которые листают сайт и делают заказы. В нашем распоряжении продвинутые системы аналитики и сплит-тестирования, но ошибки все равно иногда случаются.

Большинство из них типичные для бизнеса, и я расскажу о них на наших примерах. Уверен, кому-то статья поможет иначе взглянуть на собственный продукт, еще раз проверить себя — и узнать больше о работе продуктовых аналитиков в нашей сфере.

1. Deaveraging. Почему не существует «среднего» клиента

С давних времен Lamoda жила в парадигме, что мы занимаем определенную нишу на рынке. Мы считали, что у наших клиентов есть одно общее качество: они потребляют товары, чтобы получить порцию эндорфинов. Новая одежда для них — это вдохновение, что-то новое, свежее, непохожее на других. С новой одеждой они становятся моднее и интереснее.

Мы жили в этой парадигме: целились в таких клиентов, искали их, думали, как зацепить рекламой. Тестировали на них. В ранжировании каталога отдавали предпочтение последним коллекциям и новым поступлениям. Естественно, это приводило к тому, что мы таких клиентов находили. Но огромное количество людей упускали по дороге.

Проблема была в том, что мы смотрели на картину в среднем, видели в аналитике общие цифры за месяц или за день. Видели, что продали столько-то корзин с таким-то средним чеком, что клиенты покупают с частотой, например, раз в три месяца. Такой была средняя характеристика нашего среднего клиента.

Но глядя через эту призму, мы видели всего лишь малый процент своей клиентской базы. Если нырнуть глубже и кластеризовать этих клиентов, становится понятно, что есть клиенты, которые делают по три заказа в день, а есть те, кто делает заказ один раз в полгода. А в среднем выходила цифра, которая ничего не рассказывала нам о реальных покупателях.

Сейчас мы выделяем 13 сегментов клиентов. Все они разные: покупают разные вещи с разной частотой, у них разные требования к продукту. Для одних важен размер скидки, для других — доставка на следующий день. Теперь мы предлагаем каждому клиенту то, что нужно ему, а не «среднему» пользователю.

2. Ошибка выжившего. Не всех клиентов спасли дельфины

Ок, со среднестатистическими пользователями мы разобрались, и теперь знаем, как надо: изучаем разные сегменты покупателей. Изучаем глубоко, но все равно ошибаемся — нужно смотреть еще и широко. Нужно смотреть на покупателей вообще, а не только на своих клиентов, иначе мы совершаем ошибку выжившего.

Хрестоматийный пример такой ошибки — история с дельфинами. Возможно, вы слышали о случаях, когда дельфины помогают тонущим и выталкивают их носами на поверхность. Дельфины вообще любят играть, толкая предметы носом, — и, вероятнее всего, существуют люди, которых дельфины таким образом утащили вглубь, под воду. Но мы не можем узнать об этом. Люди делают вывод о дельфинах-спасателях, основываясь только на известных фактах от благодарных выживших. А число погибших от дельфинов нам неизвестно.

В бизнесе мы также исследуем только «выживших» — своих клиентов — и делаем вывод из этой статистики. И, возможно, упускаем огромный кусок бизнеса: не предлагаем товары или сервисы, которые не представлены у нас или представлены мало.

Предположим, что большинство клиентов покупает на Lamoda одежду и обувь. Отсюда можно сделать вывод, что нашу клиентскую базу не интересует спортивный инвентарь, и эту категорию не нужно развивать, потому что сейчас рентабельность одежды и обуви гораздо выше. И если мы на 100% заполним склад одеждой, то сможем зарабатывать больше денег.

Но правда в том, что гантели и коврики для йоги у нас покупают не так часто, как одежду, потому что мы никогда не развивали этот сегмент. Вряд ли кто-то придет на Lamoda выбирать тренажеры: люди привыкли покупать их у других продавцов. Нам самим всегда казалось, что это не наш бизнес, что это категория с низким потенциалом.

Но на самом деле этот рынок больше, чем нам кажется. Просто мы никогда не инвестировали в него свое время, не занимались аналитикой потребительского спроса, поведения. Не смотрели на эластичность спроса в зависимости от цены. Там другая юнит-экономика: гантели не берут сразу по 10 штук, чтобы вернуть неподходящие, как это делают клиенты с одеждой.

Замечать такие ошибки и искажения нам помогают исследования покупателей. Если мы проводим опросы или фокус-группы, то привлекаем для них не только нашу текущую аудиторию, но и тех, кто никогда не покупал на Lamoda. Это дает более объективные данные о рынке в целом.

3. Каузация и корреляция: главное не перепутать

Когда мы наблюдаем два явления одновременно, это не означает, что между ними есть причинно-следственная связь. Например, каждое лето растут продажи мороженого. Но при этом растет и число солнечных ударов. Отсюда можно сделать ошибочный вывод, что если мороженое нужно запретить — то и солнечные удары прекратятся!

Аналитика в e-commerce: ошибки, из-за которых мы теряем клиентов

Это кажется глупым, но в работе мы часто совершаем подобные ошибки. Видим, что клиенты больше покупают, и некая метрика растет. Потом эта метрика падает — и клиенты покупают меньше. В этот момент легко попасть в ловушку и решить, что этой метрикой можно влиять на поведение клиентов.

Приведу пример из нашей практики. В Lamoda есть возможность доставки с примеркой: люди заказывают несколько размеров и моделей, чтобы выбрать подходящую вещь. То, что не подошло, отдают обратно курьеру или в пункт выдачи.

Но существует и доставка без примерки. Причем от заказов без примерки люди отказываются реже: у них низкий процент возвратов товара.

Снижение процента возвратов и отказов — одна из главных задач для онлайн-магазинов одежды во всем мире. Чем меньше возвратов и отказов, тем меньше расходов несет магазин и тем выше его прибыль.

Так может, стоит просто отказаться от примерки? Тогда процент отказов и возвратов упадет, и наша прибыль вырастет.

Нет. Доставку без примерки выбирали покупатели, уверенные в своем выборе: например, они заказывали средства гигиены или аксессуары. Но если мы лишим примерки всех пользователей, то многие откажутся от покупки. И наша прибыль в итоге только упадет.

4. Очевидное не значит удачное

Все нужно тестировать и подвергать критике. Даже гипотезы, которые на первый взгляд кажутся логичными и полезными.

На Lamoda периодически появляются динамические фильтры. Это дополнительные кнопки с подборками: «Одежда для пикника» или «Для поездки на море». Такие сезонные фильтры выглядят логично, правда? Но мы тестируем их уже много лет, по разным темам, — они не взлетают.

К счастью, эти фильтры не портят метрики, поэтому иногда по просьбе коллег мы возвращаемся к идее и продолжаем эксперименты. Другое дело, когда на гипотезу затрачено время, ресурсы, деньги, возможно, упущена какая-то другая выгода. А метрика в итоге имеет отрицательный показатель.

Хороший пример того, как очевидная идея может уронить прибыль — продвижение сезонных товаров. Например, летом растут продажи футболок, шорт, сланцев. Так может, начать показывать их первыми? Отдать им предпочтении в ранжировании каталога и показывать в первую очередь — так и продажи должны вырасти?

Нет. Если за этими товарами люди идут сами, они все равно их купят. Но когда мы перестанем показывать сопутствующие вещи — штаны, сумки и так далее, — их станут меньше покупать: клиенты просто не вспомнят о том, что сейчас не по сезону. А так они видят сумку и думают: «Ой, а мне ведь и сумка нужна, возьму».

5. Ramp up, ramp down: дождитесь реальных результатов

Иногда изменений в бизнес-метриках приходится ждать действительно долго.

Мы открываем пункты выдачи заказов в новых городах по определенной схеме. Сперва появляется курьерская доставка — с помощью партнеров или наших собственных служб. Это недешево для компании, но так мы можем оценить спрос. Когда накапливается критическая масса заказов, мы открываем пункт выдачи.

Клиенты в городе уже привыкли к курьерской доставке, о пункте выдачи они какое-то время не знают. К тому же должно пройти время, прежде чем они решатся на новый заказ. А вот затраты на работу нового пункта мы начинаем нести сразу после его открытия.

Если бы мы не знали о том, что после открытия в новом городе будет провал в прибыли, мы бы так и не смогли открыться во многих регионах.

В тестировании некоторых фичей тоже работает этот эффект. У нас бывают изменения, которые влияют на повторную покупку или на возвращаемость пользователей. Чтобы увидеть, как изменения коснутся клиентов, которые совершают покупки раз в полгода, приходится запускать действительно долгие тесты.

Кроме того, некоторые изменения могут выстреливать на короткий срок — а дальше только ронять выручку. Или наоборот. Мы постоянно учимся предсказывать и анализировать такие ситуации.

6. Ничего не решаем, ждем аналитики

Представьте: на сайте внезапно падает конверсия в покупки. У нас несколько гипотез о причинах произошедшего, но нет возможности собрать всю доступную аналитику и провести исследование, ведь проблему нужно решать прямо сейчас.

Поэтому мы проводим быстрые исследования — и принимаем решение только на основе своих знаний о сайте и пользователях. Вносим изменения, основываясь на гипотезах, не дожидаясь полной картины. Если изменения положительно скажутся на конверсии, мы их внедрим. Если нет, то посмотрим на результаты и попробуем другие шаги.

Можно бесконечно долго анализировать причины и последствия снижения конверсии. А можно выдвинуть гипотезы, выбрать наиболее валидную — по собственному опыту и по общению с ограниченной выборкой пользователей — и запустить ее в A/B-тест.

Мы часто повторяем, что принимаем решения на основе данных, что это правильно. Но в некоторых ситуациях нужно действовать иначе — когда нет времени или возможности собрать данные, оценить риски и просчитать прибыль.

Для реального управления ситуацией приходится принимать риски. Ваши опыт и знания в этот момент дают возможность выиграть время.

Не бояться ошибок — одно из главных правил в любом виде деятельности. Не ошибается тот, кто ничего не делает. Кроме того, существует момент, когда дальнейший сбор информации о вариантах решения обходится дороже, чем неправильный выбор. И тогда лучше ошибиться, чем не делать ничего.

В этой статье я поделился ошибками, которые мы научились замечать в Lamoda Tech. Не наступать на одни и те же грабли нам помогает постоянное общение в команде и обмен опытом.

Надеюсь, что этот опыт будет полезен не только нам.

Если вам есть чем дополнить эти примеры, приходите в комментарии или пишите мне лично: мы всегда открыты к обсуждению.

2121
3 комментария

Добрый день! Спасибо за вопрос! Получилось 13 в результате кластеризации. Сначала поделили базу на понятные 3 группы: а) Те, кто еще ничего не купил, но уже повзаимодействовал с продуктом, б) Купили, но тотал доход по клиенту отрицательный, в) Купили, доход положительный. Дальше внутри этих групп уже методом кластеризации подобрали наиболее яркие отличимые друг от друга по поведению сегменты. Клиенты могут перетекать из сегмента в сегмент, это нормально. Главное нам научиться объяснять, предсказывать и как следствие управлять перетоками.

3
Ответить

Отличная статья! А как вы пришли к том, чтобы выделять именно 13 сегментов клиентов?

2
Ответить

Ответил комментарием ниже

Ответить